ФОТОГАЛЕРЕЯ ВИДЕО АУДИО БИБЛИОТЕКА
Rus Eng

Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Россия и нацменьшинства

Обзор правовой базы для защиты прав этнических меньшинств в РФ

Россия и нацменьшинства 

В рамках серии статей, посвященных национальным меньшинствам, редакция ФЛНКА знакомит читателей с проблемами этносов, нуждающихся в защите своих прав.  

В прошлый раз мы проанализировали ситуацию в некоторых странах Ближнего Востока на предмет того, как соблюдаются и защищаются ли вообще права ряда национальных меньшинств, какие нарушения характерны для таких стран. На этот раз мы рассмотрим Россию с ее особенностями в регулировании данного вопроса.

Россия в большей степени, чем многие другие страны, знает разницу между национальностями — этническими, культурными, географическими субъектами — и нациями как общностями всех граждан той или иной суверенной страны. В Российской Федерации огромное количество ярко выраженных этнических групп. Всего на территории страны проживает более 190 национальностей.

Богатое этническое разнообразие РФ обусловлено, в первую очередь, ее территориальными и историческими особенностями. Государство унаследовало весьма схожую модель устройства от Советского Союза. В статье 5 Конституции определен статус национальных республик в составе России как «государств», которые «имеют свои конституцию и законодательство». А края, области, города федерального значения, автономные области и округи имеют свои устав и законодательство. То есть, несмотря на равенство субъектов, подчеркивается особая роль национальных республик. В основном законе ни одной страны, кроме России, не отмечен подобный статус автономных республик.

В Российской Федерации существует собственная, весьма обширная, нормативно-правовая база, призванная гарантировать защиту прав национальных меньшинств. Она включает в себя ряд законов, содержание нескольких из которых мы вкратце рассмотрим ниже.

Отметим, что ранее ФЛНКА неоднократно подробно анализировала нормативно-правовую базу РФ и возможности, предоставляемые народам для реализации своих национально-культурных прав. В частности, данный вопрос был подробно рассмотрен на круглом столе «Роль местного самоуправления и гражданских структур в сохранении и развитии родных языков народов Южного Дагестана», состоявшейся в марте 2014 года в Общественной палате России (г.Москва).

Закон о языках народов Российской Федерации охватывает сферы языкового общения, подлежащие правовому регулированию, и не устанавливает юридической нормы использования языков народов РФ в межличностных неофициальных взаимоотношениях, а также в деятельности общественных и религиозных объединений и организаций.

Государственным языком в соответствии с этим актом со ссылкой на Конституцию является, конечно же, русский. Однако, республики имеют право устанавливать свои государственные языки. 

Россия и нацменьшинства

В местностях компактного проживания населения, не имеющего своих национально-государственных и национально-территориальных образований или живущих за их пределами, наряду с русским языком и государственными языками республик, в официальных сферах общения может использоваться язык населения данной местности. 

Этим же правовым актом обозначены государственные гарантии равноправия и защиты языков народов Российской Федерации, предусмотрены программы сохранения, изучения и развития языков народов Российской Федерации, определены культурные и политические права народов, говорящих на этих языках, среди которых: право на выбор языка общения, воспитания, обучения, изучение и преподавание языков народов Российской Федерации. 

Преимущества для нацменьшинств, вытекающие из прав, предоставляемых республикам, варьируются от региона к региону. Например, в Татарстане (где татары составляют более половины населения республики), татарский язык является обязательным предметом во всех школах для всех без исключения. Более того, в некоторых школах предметы преподаются на татарском во всех классах. И, наоборот, в Карелии (где доля собственно карелов составляет лишь 7,4%), язык этноса изучается только как факультативный предмет, 2-3 часа в неделю.

То есть, несмотря на попытки обеспечить нацменьшинства защитой прав, на практике интересы так называемых титульных наций (часть населения государства, национальность которой определяет официальное наименование данного государства/субъекта) не всегда могут быть полностью соблюдены ввиду особенности расселения и смешения народов на территории РФ. Помимо этого, есть такие республики, как Дагестан, где данный вопрос стоит особенно остро и не выработан механизм полноценной регуляции в сфере использования родных языков.

Другим важным нормативным актом в законодательной базе является Закон о гарантиях прав коренных и малочисленных народов Российской Федерации, в котором закреплены понятие коренных народов, полномочия федеральных органов государственной власти по защите исконной среды обитания, традиционного образа жизни малочисленных народов, гарантии судебной защиты их прав и прочие аспекты.

Федеральный закон о национально-культурной автономии закрепляет некоторые права, касающиеся автономий в России, которые предусмотрены также предыдущим законом. Помимо этого его содержание дополняет их перечень такими положениями как: установленные права автономии; обеспечение как федеральными, так и органами автономии права на сохранение и развитие национальной культуры; финансирование и поддержка деятельности, связанной с реализацией прав национально-культурных автономий.

Нам всем известен ряд проблем, с которыми сталкиваются нацменьшинства в нашей стране. Однако, в отличие от многих других государств, в большей степени их источником является не правовая основа на федеральном или местном уровнях, а, в основном, региональная власть. 
Стержнем становления и развития гражданского общества является построение демократичных межнациональных и федеративных отношений,  с учетом самобытности каждого народа и нацменьшинства, особенно когда речь идет о таком уникальном государстве, как Российская Федерация.  

Россия и нацменьшинства

Несмотря на то, что нормативно-правовое регулирование вопроса в нашей стране можно назвать достаточно всесторонним и охватывающим различные интересы всех народов страны, существуют нормативные неточности, приводящие к неблагоприятным последствиям.   

Например, в соответствии с Конституцией РФ, регулирование и защита прав национальных меньшинств относится к ведению Федерации. В следующей же статье (72 и 72) та же защита прав национальных меньшинств, плюс защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей относятся уже к ведению совместному — РФ и ее субъектов. 

Субъекты РФ имеют широкие законодательные полномочия по предметам совместного ведения: им предоставлено право принимать в соответствии с федеральными законами собственные законы и иные нормативные правовые акты.

Помимо этого, предусматриваемые права не всегда сформулированы таким образом, чтобы обеспечить полную защиту интересов меньшинств, или же формулировка не охватывает все необходимые для этого аспекты. И это сказывается на применении правовых актов и их положений на практике. К примеру, Законом о национально-культурной автономии предусмотрено право получать средства от государства. Однако, он не обязывает ни центральные, ни региональные власти обеспечивать такое финансирование.

Существенными факторами, влияющими на выполнение норм защиты интересов нацменьшинств, являются: уровень социально-экономического развития региона, степень разрешения демографических, экологических проблем, состояние миграционных отношений, наличие межнациональных конфликтов и др.

Обучение на родных языках народов поощряется и в какой-то степени продвигается правительством. Однако, по данным исследований, в последние 10-15 лет, к сожалению, наблюдается сокращение числа школ, обеспечивающих образование на языках коренных народов или нацменьшинств. Например, школ, где ведется преподавание на татарском языке, стало меньше почти в два раза. А ведь речь идет о втором по численности народе России. Можно легко представить, какие тенденции характерны для других народов. И вряд ли в этом виновата Москва.

Тем не менее, подводя итоги, можно сказать, что в России существует серьезная, проработанная нормативно-правовая база, опираясь на которую, национальные меньшинства могут реализовывать и отстаивать свои права.

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Возможно Вам будут интересны:

Как ЕГЭ подрывает языки народов России. Угрозы национальным языкам страны п ...

Школа как индикатор равноправия

Выступление Амиля Саркарова в ОП

«Гора языков»… государственных

Вектор времени

Комментарии (0)