Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Агулы

Самоназвание – агъул.

По переписи 2010 г. в Российской Федерации насчитывалось 34160 агулов. Письменность на основе русской графики создана в 1990 году. Верующие-мусульмане – суннитского толка. Агульский язык относится к лезгинской группе дагестанских языков.

Агулы живут в горах Южного Дагестана, занимая ущелья Агулдере, Хушандере, Курахдере и Хпюкдере, в которых насчитывается 21 селение. Все эти ущелья были связаны с внешним миром лишь узкими горными тропами через перевалы. Агулы сами себя часто называют по имени поселения: хутхулец, буркиханец, хореджец и др. Уже в советское время часть агулов переселилась из ущелья на лезгинские земли, а также в города Махачкала, Дербент, Баку. Значительная часть агулов помимо языка своей национальности, владеет лезгинским языком, распространен также русский язык. На нем ведутся школьное обучение, радио- и телепередачи (общедагестанские), издаются периодическая печать и литература.

Агулы являются потомками автохтонного населения Дагестана. Древняя и средневековая история агулов, видимо, связана с Кавказской Албанией, включавшей земли Южного Дагестана. В XV веке агульские поселения в ущелье Агулдере находились под властью казикумухских ханов, другие – управлялись табасаранским камнем.

В начале XIX века агулы и часть лезгин вошли в состав Кюринского ханства, впоследствии упраздненного российской администрацией и преобразованного в Кюринский округ в составе Дагестанской области. В советское время агулы вместе с лезгинами вошли в Курахский район, через который была проложена дорога, положившая конец изоляции агулов от внешнего мира. Соседями агулов на севере являются даргинцы, на востоке – табасаранцы, на западе и юго-западе – рутульцы, на юге – лезгины, на северо-востоке – кайтагцы. В силу географической изолированности территории агулов реальные связи (в основном торговые) поддерживались ими преимущественно с лезгинами.

Главным занятием агулов издревле было скотоводство. Уход за овцами у агулов считался чисто мужским занятием. Мужчины и пасли овец, и ухаживали за ними во время окота, они доили овец, готовили из овечьего молока различные продукты, стригли их и т. д. Уход за крупным рогатым скотом, напротив, считался прерогативой женской части общества. Скотоводство из-за скудности пастбищных условий было сравнительно небольшим. Летом скот выпасался на горных альпийских лугах, зимой перегонялся на равнинные зимние пастбища. Бедняки содержали скот в селениях, где он часто погибал от бескормицы.

Основная часть агулов проживает в Дагестане. После создания письменности (1991) в начальных классах агульских школ изучается родной язык. Агулы, несмотря на малочисленность, всегда играли определенную роль в истории Дагестана. Агулы прошли в своем развитии все вехи, что и другие народы Дагестана: иноземные завоевания арабов, сельджуков, татаро-монголов, ирано-турецкую экспансию, присоединение к России. Активное участие принимают представители агульцев в социально-экономической, политической жизни республики.


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия