Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Кризис или время возможностей?

Экономист Маир Пашаев о проблемах постковидного Дагестана

Редакция сайта ФЛНКА предлагает вашему вниманию статью члена Общественного совета министерства экономики и территориального развития РД, экономиста Маира Пашаева, в которой автор рассуждает о текущей ситуации в Дагестане, его проблемах и перспективах.

* * * * *

Кризис или время возможностей?

Кризисы «коронавирусный» и политический в Дагестане имеют перспективы перейти в экономический и социальный.  Хотя обвинять в текущем кризисе только руководство, правительство неправильно.

Но что же впереди? Анализ экономической системы однозначно не в пользу обретения регионом экономической динамики.

В Республике Дагестан снижается, как и в прошлом году, индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности - промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, розничная и оптовая торговля. Существенное падение показателей деятельности организаций наблюдается в особенности в отраслях строительства, транспорта, торговли, бытовых услуг и общественного питания. Причин снижения ВРП несколько: а) снижение уровня доходов, соответственно, сжимается спрос; б) низкий уровень загруженности производственных мощностей, в то же время, многие инвестиционные проекты годами не могут выйти на производственную стадию; в) не растет уровень интенсификации, не повышаются параметры производительности труда и эффективности; г) низкий уровень маркетинга и низкая конкурентоспособность производимой продукции тормозит продвижение на внешние рынки.

В 2020 году продолжаются процессы ухудшения деловой среды, снижения предпринимательской активности, уменьшения числа предприятий. Сжатие предпринимательского сегмента повлечет за собой снижение занятости и предпринимательских доходов. В то же время обширна ненаблюдаемая экономика, отток из региона населения, предпринимателей, материальных и финансовых ресурсов, обусловленных отсутствием соответствующих современным требованиям конкурентных преимуществ у региона.  Очень высока вероятность, что по итогам текущего года Дагестан допустит максимальные за последние три десятилетия увеличение безработицы (до 20%), снижение реальных доходов населения (до 10%), увеличение числа находящихся за чертой бедности жителей (до 20%).

При этом, кризисы конечны и важнейшим результатом кризиса является качественный скачок: за каждым кризисом следует рост. При переходе к восстановительному этапу экономики речь идет не просто об усилиях по поддержке бизнеса, налоговых и других скидках, которые, безусловно, были необходимы в период падения. Эти меры доступны крайне ограниченному кругу предпринимателей, не являются системными, не обладают достаточной критической массой для достижения изменений. Следует учитывать: удельные показатели развития предпринимательства в республике ниже средних значений по стране в 3-5 раз. Но планирования, каких-то переломных программ или значительных усилий, включая увеличение финансовых и других ресурсов, в этой сфере пока нет.

Состояние дагестанской экономики мало зависит от заправок, банкетных залов и салонов красоты, которые на слуху.  В большей степени зависит от уровней промпроизводства и доходов населения, которые обеспечивают выпуск продукции и спрос. Несмотря на общемировую тенденцию роста экономики услуг, производство остается базисом любой экономики, а вся остальная надстройка считается чуть ли не паразитической. Но республика не имеет достаточного объема основных активов и денежной массы для осуществления приемлемого объема инвестиций и расширения производства (например, долгое время доля промышленности в ВРП всего лишь на уровне 6-7%). Существенное увеличение собственных доходов и снижение уровня дотационности республиканского бюджета возможно только с развитием промпроизводства.
Спрос, и сбережения/накопление, и общая масса денег в Дагестане просто подорваны снижением реальных доходов населения на протяжении восьми лет подряд, разгромом банковской системы и снижением доступности денег. В последние годы одновременно административным, бюрократическим, налоговым прессингом в сфере бизнеса, что привело к сжатию предпринимательского сектора и снижению общего уровня предпринимательских доходов. Средняя заработная плата и бюджетная обеспеченность на душу населения самые низкие по стране – как результат, платежеспособный спрос населения  для стимулирования внутреннего рынка весьма ограничен. Имея достаточно большой внутренний рынок, республиканское правительство уже долгие годы не может задействовать его потенциал.

Дагестан - макрорегион, регион высокого порядка, имеющий сравнительно большой внутренний рынок и потенциал человеческого капитала, экономико-географический и проектно-инвестиционный потенциал. Потенциал есть, а развития нет. Такие фундаментальные составляющие, как решение системных проблем, рыночная трансформация региональной экономики, поиск и оценка внутренних источников роста и капитала развития, региональная специализация на базе сравнительных преимуществ, программа повышения конкурентоспособности, новая структура экономики, интеграция в экономику страны, не реализованы. Власть не реализует факторы, обеспечивающие экономическую динамику.

Хотя в настоящее время власти Дагестана озабочены поиском направлений системных и структурных реформ, которые позволили бы переломить тенденцию запрограммированной социально-экономической отсталости. Здесь сильными сдерживающими факторами являются отсутствие краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной программ последовательной социально-экономической и политико-культурной модернизации республики, также отсутствие проектов стратегического развития территории. В свою очередь, они должны быть подкреплены согласованным всеми заинтересованными сторонами последовательным планом социально-экономических реформ, моделями обеспечения роста и социально-экономического развития республики.

Стратегическое рыночное планирование, проектирование, оптимизация, улучшение структуры экономики, производственно-технологической, в части которой, мы, безусловно, отстали, структуры доходов\расходов и, прежде всего, изменению структуры обеспеченности факторами производства - земля, труд, капитал (ресурсы, информация, управление), включение в хозяйственный оборот имеющихся ресурсов, привлечение инвестиций, также являются ключевыми задачами правительства. Сколько инвестиций привлекает сегодня Махачкала, имея бюджет 12,5 млрд. рублей? Или Дербент, имея рычаг развития стоимостью 28 млрд. рублей? Экономическая политика, экономический рост, как увеличение физического объема выпуска и повышение спроса, потребления, экономическое развитие – нет единой государственной региональной политики и взаимосвязанной, нацеленной на результат, выстроенной системы. Именно указанные составляющие и планирование сегмента рыночной экономики являются слабым местом Стратегии-2035 –  документ ориентирован, в основном, на государственный сегмент и финансирование из бюджета.

Кризисная ситуация затянулась в Дагестане так долго, что руководство республики перестало ставить перед собой амбициозные цели. Не говоря уже о программе структурных реформ в сфере экономики, программе экономического роста, стратегии экономического развития, переходе Дагестана на новый технологический уклад и к новую модель экономики – в этом плане мы отстаем существенно. В принципе, развитие - непрерывный процесс, а не разовая кампания, но процесс, который: а) имеет стадии; б) на определенном этапе должен завершиться фазовым переходом. В связи с этим, имея горизонт видения до 2035 года, целесообразно сжать горизонт планирования Стратегии-2035. Задача для первого этапа, 2020-2021 гг., поставлена федеральным центром: посткризисное восстановление экономики. Основная задача второго этапа, в 2022-2023гг, - определить структурные реформы в сфере экономики – они назрели давно, независимо от текущего кризиса, и задача также поставлена в общенациональном плане действий. (Проект программы структурных реформ республиканской экономики мы представляли в правительство еще в феврале).
В качестве базисной для третьего этапа, в 2024-2025 гг., актуальна задача экономического роста. Проблема экономического роста Дагестана в низком уровне инвестиций, чтобы вовлечь, задействовать в экономике критическую массу ресурсов для взрывного роста. Оживить, провоцировать систему на рост возможно только за счет волнового эффекта: единовременного стимулирования, поддержки реального сектора экономики, доходов\спроса, увеличения бюджетных и коммерческих инвестиций. Но, прежде всего, проблема экономического роста в уровне технологического оснащения экономики и проникновения новаций в целом. Чтобы совершить скачок, необходимо продолжительное время поддерживать темпы роста экономики не менее чем 7% в год: в Дагестане шестой год подряд темпы роста ближе к нулевым или отрицательные! Теперь, к сожалению, предпосылки для роста вовсе вызывают сомнения. На этом этапе правительству Дагестана предстоит выработать инвестиционную стратегию республики, провести анализ и выйти на инвестиционный план.

И уже на четвертом этапе, в 2026-2027 гг., взять на вооружение стратегию достижения лидерства: 1) Специализацию – сконцентрировать приоритеты развития в нескольких перспективных направлениях с выходом на внешние рынки. Длительная потеря концентрации и отсутствие однозначного позиционирования в масштабе страны, крайне опасны. Некоторые естественные конкурентные преимущества Дагестана, также точки роста, например, комплексную программу развития Дербента, проект создания Самурского энергетического кластера, реализуемые крупные инвестиционные проекты, необходимо поддерживать и усиливать (стратегия усиления сильных сторон является одним из эффективных инструментов стратегического развития); 2) инвестиционный сценарий – сформировать глобальное инвестиционное предложение для республиканского, российского и зарубежного бизнеса; 3) инновационно-прорывной сценарий, экономика «знаний\новаций\технологической креативности». 

В отличие от федерального центра, у республики нет достаточных финансовых средств для осуществления рывка. Дагестан не добывает и не продает большие объемы ресурсов, которые уже четверть века накачивают экономику России деньгами. Поэтому, программа восстановления экономики должна быть выстроена на многие годы, исходя из дефицита финансовых средств и инвестиций. Но в таком случае, в экономику должны быть вовлечены дополнительные ресурсы, возможности, встроены альтернативные драйверы роста. Проблема ресурсов, механизмов, рычагов, как и за счет чего реализовать планы, проекты, слабо проработана и в проекте Стратегии-2035. Какие рычаги мы можем задействовать, если три десятилетия только надламываем рычаги образования и культуры?
Что касается конкретных направлений и сегментов экономики. В Дагестане сфера торговли, которая с учетом теневого сегмента составляет практически половину республиканской экономики, выпала из поля зрения правительства совсем – никак не планируется и не проектируется. Не лучше ситуация в сфере услуг – растущий сегмент,   нуждается в планировании и поддержке, одновременно повышая качество. В сферах «импортозамещения», экспорта – огромный нереализованный потенциал. Для сравнения: объем экспортно-импортных операций небольшой Чувашии, расположенной в центре страны, в четыре раза больше нашего. Не получая своевременного и качественного планирования, проектирования, многие сегменты дагестанской экономики просто застряли в 90-х. 

Слабо используется де-факто диверсифицированный ресурс экономики муниципалитетов, экономики села – именно там сосредоточены земля, сырье и другие ресурсы, потенциал предпринимательства, будущие фермеры, человеческий капитал, которые могут быть эффективно вовлечены в хозяйственный оборот. Дагестану еще предстоит преодолеть знаменитые «три китайских кризиса» 1970-1980 годов: кризис с/х, кризис муниципалитетов и кризис крестьянства. В республике больше половины - сельское население, с очень высокой долей безработных (25-30%). И сельскохозяйственное производство региона в основном сосредоточено в домашних хозяйствах (более 3\4 продукции отрасли) с их малоквалифицированым и низкопроизводительным трудом, с трудно поддающимся современным технологиям производства мелкоконтурным земледелием.

Кроме того, в городах уровень конкуренции в разы выше, а постановка бизнеса, стоимость аренды, рабочей силы, сырья и остальных ресурсов, существенно дороже. В условиях отсутствия у предпринимателей первоначального капитала и ограниченного доступа к кредиту это важно, и ресурс села необходимо использовать более эффективно. Поэтому происходящий отток экономически активного населения в периоды кризиса из города в село не является чем-то необычным. Не стоит забывать, что сельское хозяйство не только сегмент экономики, но и тысячелетний уклад жизни дагестанцев. Ресурс сегмента самозанятых также в основном сосредоточен на селе. Учитывая уровень промпроизводства и характер текущего кризиса, проблема занятости в Дагестане может быть решена только в случае развития экономики села, фермерства и сегмента самозанятости.

Огромные массивы сырья (винограда, плодов, овощей и др.) слабо задействованы в цепочках добавленной стоимости и не приносят значимого эффекта. Даже крупные предприятия, такие как ДЗИВ, Дербентский коньячный, Кизлярский коньячный, не получают достаточно прибыли, для реинвестирования в виноградную отрасль. Традиционная для Дагестана отрасль животноводства сейчас малопродуктивна. Глобальное потепление, наличие инфраструктуры и коммуникаций открывают новые возможности в предгорных и горных районах Дагестана. Поэтому необходимо более основательно проработать вопросы развития экономики села.

Сегодня и федеральный центр обеспокоен состоянием Дагестана. В связи с этим следовало бы ожидать полного переформатирования республиканского правительства: перехода от сложившейся команды освоения бюджета к команде развития. Правительство должно стать самостоятельным центром компетенций и решений, а не хозяйственным придатком исполнительной власти. Не решена проблема команды развития: идея создать такую команду в 50-100 человек зависла с 2008-2009гг, обсуждалась еще в ходе разработки Стратегии-2020 РД.

Достижение экономического роста и выход на поступательный уровень экономического развития не являются чем-то недостижимыми. Достаточно найти ключи к решению трех проблем. Какой потенциал осваиваем? Какие ключевые экономические комплексы развиваем? Более четкое понимание места и роли маркетинга, анализа рыночных возможностей. Хотя, на самом деле, вопросов больше. Как изменить структуру и параметры экономики? Какие проекты развития актуальны в целях новой трансформации? Как получить ресурсы? Как получить новые конкурентные преимущества и лучшее позиционирование? 

Происходящая трансформация капитализма и совершенствование многоукладной экономики предоставляют Дагестану новый шанс использовать свои преимущества солидарного общества и солидарной экономики, семейно-натурального уклада, увеличения общественной доли экономики - недостатки дагестанской экономики неожиданно могут обернуться ее преимуществами. Дагестану предстоит серьезная и длительная трансформация в плане формирования новой модели экономики, новых центров роста, перехода от затратной бюджетной на проектно-инвестиционную модель. Но развитие - предмет государственной политики, именно государство должно выступить заказчиком развития и обеспечить его условия.

Маир Пашаев

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Более половины российских регионов ввели жесткие ограничения из-за коронавируса

Обозначить видение будущего Дагестана

Правительство вводит новые ограничения на работу мигрантов

Дагестанстат: задолженность по зарплате в республике увеличилась в 1,8 раза

Социально-экономическое развитие Дагестана: реалии и перспективы

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия