Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Обозначить видение будущего Дагестана

Маир Пашаев о новом экспертном докладе по стратегии развития республики

Редакция ФЛНКА предлагает вниманию читателей фрагмент интервью с известным экономистом Маиром Пашаевым, в котором он отвечает на вопросы о недавно опубликованном аналитическом докладе о состоянии и перспективах экономики Дагестана.

Маир Эминбекович, некоторое время назад Вы опубликовали экспертный доклад (в соавторстве с Ф.Мугуловым) "Стратегия опоздавших к развитию: от необходимости к свободе". В нем акцент сделан на необходимости нового, более фундаментального подхода к преобразованиям в Дагестане. Можете ли Вы кратко пояснить нашим читателям основную мысль доклада?

Основные идеи доклада – с одной стороны, дать широкий аналитический срез: ситуационный анализ, выявить проблемы, показать отсталость экономики, опасность растущих разрывов в развитии, сильную отрицательную асимметрию, рукотворные проблемы, возникающие по причине неэффективного управления экономикой. И срез стратегический: подчеркнуть высокий потенциал, возможности роста, развития и обозначить видение будущего Дагестана, направления развития, ментальную модель. Основной вывод доклада - текущее функционирование системы исчерпало свой потенциал и необходимы широкие реформы. Призыв «от необходимости к свободе», признаем, «плагиат»: пожелание к исследователям от Ф.Энгельса.

В докладе Вы говорите о том, что бюджет Дагестана растет и в скором времени ожидаются невиданные финансовые вливания по разным направлениям. Что заставляет Вас опасаться, что это не даст необходимого результата?

Существенное увеличение бюджета в ситуации отсутствия роста экономики недопустимо – с большой вероятностью приведет к сокращению предпринимательского сектора и снижению занятости, что мы и наблюдаем в последние годы. А со временем и к существенному увеличению государственного сектора экономики, превалирование которого и так тормозит экономику. ВРП Дагестана практически седьмой год подряд имеет темпы роста ближе к нулевым или в отрицательной зоне, а республиканский бюджет за этот период удвоился. Но в связи с тем, что бюджетная обеспеченность Дагестана низкая, мы не стали акцентировать внимание на этом: вырезали из доклада целый абзац.

В докладе неоднократно говорится о том, что не нужно затягивать гайки в плане собираемости налогов. Значит ли это, что нужно продолжать закрывать глаза на теневую экономику? Не приведет ли это к тому, что желающие создавать открытый «белый бизнес» будут все так же неконкурентоспособны во многих сферах экономики республики по сравнению с теми, кто знает, как «сэкономить»?

В докладе говорится немного по-другому: движение социально-экономической системы вверх, рост, развитие, должны быть сбалансированными. Нельзя увеличивать уровень налогообложения и требовать увеличения уровня собираемости налогов, сборов в ситуации отсутствия экономического роста и снижения реальных доходов населения. И проблему сбора налогов, и проблему низкого уровня развития бизнеса нельзя рассматривать в отрыве от всей экономической системы. А конкурентоспособность бизнеса имеет многофакторную природу и есть факторы, более весомые, чем отношения с теневой экономикой. Легальный бизнес в долгосрочном периоде всегда имеет неоспоримые преимущества.
\
Вы считаете, инновации - основа экономического прорыва. Какого рода инновации могут быть внедрены в Дагестане? И является ли уникальный проект мастер-плана Дербента примером такой инновации?

Собственно, экономический прорыв возможен и без инновационного скачка – потенциал «традиционной» экономики далеко не исчерпан. Вопрос в текущем уровне технологического развития, внешних и внутренних условиях, среде, включая инновационную среду - для инновационного скачка должен быть определенный технический базис. В таком случае возможен инновационный подход: насколько инновации реально задействованы, эффективны сегодня и как наращивать уровень технологической оснащенности экономики?

Ведь в этом плане мы фактически стоим на месте четверть века. Тем не менее, образовательный, научный, инновационный потенциал в республике есть, и он должен быть включен в решение задачи экономического развития. Необходимо учитывать общемировые тенденции технологического развития, обратить внимание на растущие разрывы. Мастер-план Дербента можно отнести к управленческим новациям, которые тоже крайне актуальны.

Процветающую экономику и развитое общество нельзя создать без качественного образования, дающего специалистов и интеллектуалов. Но в Вашем докладе этому уделено мало внимания. Возможно, эту проблему еще предстоит проанализировать?

Доклад стратегический, но мы не ставили целью выработать решения во всех сферах. Проблема образования в Дагестане, безусловно, крайне острая, это тема для отдельного доклада и других специалистов. В целом, рычаг образования для экономики и рост, развитие на базе новых знаний, новаций, крайне важны – об этом нельзя забывать.

На высоком уровне регулярно говорят от том, что у Дагестана должно быть два приоритета развития - туризм и сельское хозяйство. Согласны ли Вы с этим и могут ли эти сферы в Дагестане заработать настолько, чтобы регион перестал быть дотационным и начал развиваться на качественном уровне?

Да, эти отрасли для нас приоритетны. Как и промышленность. Хотя реально зарабатывает пока только промышленность. Но мир меняется настолько стремительно, что необходимо иметь альтернативы, рассматривать их, прорабатывать все новое – структуру экономики в движении, включать новые факторы роста, драйверы, не упускать возможность новой экономической динамики. Заключительная часть доклада об этом. Задача не только в выборе приоритетов: важнее вопросы, как провести стратегическое рыночное планирование и как обеспечить инвестиции?

Какова роль Южного Дагестана в контексте ускорения экономического роста всей республики? Может ли он стать локомотивом развития Дагестана?

Я не раз отмечал: у нас регион стратегический и высокой степени готовности к развитию в масштабе не только республики, но и всей страны. В связи с происходящими изменениями в Дербенте, планами строительства морского порта, аэропорта, необходимо более активно обсуждать будущее региона и проводить стратегическое планирование.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Федот, да не тот, или Кто и почему оказался финалистом конкурса на мастер-план Дербента

МВФ снизил прогноз роста ВВП стран Кавказа и Центральной Азии

Как нам обустроить Кавказ. По рецептам Института Гайдара

О причинах кризиса экономики Южного Дагестана

Дагестан в точке бифуркации: кризис идей и кризис стратегий

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2019 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия