Как нам обустроить Кавказ. По рецептам Института Гайдара
Федеральная политика по развитию Северного Кавказа неэффективна,
можно говорить об ее кризисе. Несмотря на усилия властей и вливания в
северокавказские регионы бюджетных денег, многие проблемы там лишь
усугубляются. Среди них инвестиционная непривлекательность,
незащищенность прав собственности, разгул коррупции, искусственная
монополизация рынков, отсутствие безопасности. Доклад с такими выводами
обнародовали вчера специалисты Института экономической политики (ИЭП)
имени Е.Т. Гайдара. После многолетних полевых исследований они решили
разрушить мифы о Северном Кавказе. Ведь эти мифы приводят федеральную
власть к постановке неверных диагнозов и принятию сомнительных
стратегий. Опрошенные «НГ» эксперты добавили, что многие перечисленные
проблемы не решаются не только на Северном Кавказе, но и во всей стране.
На Северном Кавказе до сих пор не видно принципиальных экономических
сдвигов, не улучшается инвестиционный климат, до сих пор фактически нет
гарантий прав собственности, соблюдения контрактов, физической
безопасности. Об этом пишут в своем докладе сотрудники ИЭП Ирина
Стародубровская и Константин Казенин.
По указу президента четыре года назад, 19 января 2010 года, в России
был создан Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО). В него вошли
Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная
Осетия – Алания, Ставропольский край, Чечня. Полномочным представителем
президента в округе стал Александр Хлопонин.
При этом федеральный Центр был очень щедр на бюджетные вливания в
СКФО. «Доля бюджетных инвестиций в целом по СКФО в 2012 году почти в три
раза превышала среднероссийскую», – отмечают авторы доклада. Притока
частных инвестиций в округ власти ожидали с 2013 года.
Однако пока что успехи в реализации стратегии достаточно умеренны.
Более того, выявились и негативные последствия. «Это усиление
конфликтности, связанной с распределением выделенных на модернизацию
ресурсов (финансовых, земельных и т.п.); недовольство местных сообществ;
коррупционные скандалы, связанные с деятельностью ответственных за
реализацию стратегии структур», – перечисляют авторы доклада. Стоит
отметить, что авторы основываются на результатах собственных многолетних
полевых исследований, а не только на статистических сводках,
достоверность которых может вызывать вопросы.
Такой подход, судя по всему, слишком однобок, потому что
северокавказские регионы очень разные. Далее авторы попытались разрушить
существующие мифы.
«Во-первых, Северный Кавказ не является архаичным, застойным, глубоко
традиционным обществом», – пишут исследователи. Это общество по-своему
трансформируется и модернизируется. На некоторых территориях рождаемость
при смене поколения сократилась в разы, идет миграция горцев на
равнину, сельские жители стекаются в города, модернизируются быт,
информационное пространство.
«Во-вторых, Северный Кавказ не является обществом с депрессивной
экономикой и поголовной бедностью», – продолжают авторы доклада. На
Северном Кавказе можно найти очаги активного развития товарного
сельского хозяйства как в рамках официальной, так и теневой экономики.
Также авторы доклада упомянули горнолыжные курорты, промышленные
предприятия.
Основные источники дохода на Северном Кавказе – «неформальная приусадебная экономика или другой мелкий бизнес, отходничество (сельскохозяйственные работы в южных российских регионах, работа в торговле, на стройках в крупных городах), заработки на нефтегазовых месторождениях в Сибири». По данным авторов доклада, «широкое распространение получило также такое уродливое явление, как получаемые за взятки «липовые» инвалидности, пенсии».
Внутренние ресурсы на Северном Кавказе есть, пишут исследователи.
Просто они направляются не на развитие, а на «непроизводительное
престижное потребление» и покрытие коррупционных издержек, связанных в
том числе с решением семейных и бытовых проблем жителей округа.
Поэтому попытки действовать по шаблонам, не учитывая разнообразие
слабых и сильных сторон региона, приводят к провалам федеральной
политики на Северном Кавказе, уверены исследователи.
Опрошенные «НГ» эксперты согласились с основными выводами доклада.
Директор региональной программы Независимого института социальной
политики Наталья Зубаревич назвала этот доклад «началом большого
серьезного обсуждения» проблем Северного Кавказа. Она подтвердила, что
действительно власти исходят из «неверных диагнозов», что в
северокавказском обществе происходят сложные процессы трансформации и
модернизации.
Эксперт обратил особое внимание на то, что действительно, как и пишут
авторы доклада, нельзя объяснять все проблемы Северного Кавказа только
межэтническими конфликтами. «Я сторонник той версии, что межэтнические
конфликты – это всего лишь один из многочисленных факторов
нестабильности на Северном Кавказе. Но гораздо важнее
социально-экономическое развитие Северного Кавказа, которое прикрыто
межэтническими и национальными столкновениями», – поясняет Муханов.
С одной стороны, как говорит эксперт, «у людей, которые контактируют с
местными элитами, участвуют в проектах вокруг олимпийских объектов,
курортов Северного Кавказа, на самом деле никаких иллюзий нет».
В аппарате Александра Хлопонина пообещали прокомментировать критические выводы доклада позднее.
.
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.