Завет Всевышнего или дань моде?
Все больше девушек в Юждаге предпочитают хиджаб
Задолго до возникновения ислама, во многих культурах женщины покрывали голову и носили закрытую одежду. После ниспослания священного Корана хиджабу придали обязательный характер, все мусульманки стали обязаны покрывать голову и тело платком и широкой одеждой.
В Южном Дагестане женщины всегда были скромны и ходили в платках с учетом сложившихся традиций. В период коллективизации, платок все еще оставался атрибутом женщины юга. Затем, в советский период платок постепенно вытеснялся.
В данное время положение уже совсем другое. Как и в самих мусульманских странах, сегодня в Южном Дагестане отмечается резкий рост хиджаб-культуры. Появилось много бутиков и женских мусульманских магазинов исламской одежды.
Религиозные деятели Южного Дагестана с восторгом отмечают, что хиджаб носят в основном молодые девушки, а женщины постарше предпочитают традиционные национальные платки.
Несмотря на обстановку связанную с появлением религиозного радикализма, по мнению служителей мусульманского культа, девушка в хиджабе чувствует себя намного спокойнее и соответствует религиозным требованиям.
Одни видят в этом возвращение к духовным корням, другие теологизацию общественного сознания в которой нет глубокого ислама, а третие считают, что это временный приток арабской моды.
Носить хиджаб действительно стало модно. Но желание одевать хиджаб не заключается в соблюдении норм ислама. Интеллигенция, прежде всего, представители сферы образования уверены, что молодые женщины нынче оказались в таких условиях, когда девушка одетая «не так» (без хиджаба) может остаться не замужней, ее могут осудить ее же сверстники, и вследствие этих причин хиджаб становится нормой, вытесняя светские модели одежды.
Они носят серебряные украшения, закрывают лоб, одеваются в длинные широкие платья, но при этом говорить о росте исламского сознания нельзя, поскольку показатели отрицательных поведенческих пороков общества здесь еще не снижены.
Интеллигенция в Южном Дагестане считает, что арабизация выталкивает, причем окончательно нашу национальную индивидуальность. Происходит не рост, а навязывание женщинам хиджаба, и в первую очередь это происходит из-за исламизации мужского населения, особенно молодежи в Южном Дагестане.
Традиция гор или традиция ислама
Делая ставку на возрождение и укрепление традиций и адатов, в Дагестане есть много сторонников, которые хотят вытеснить хиджаб национальной одеждой горянок. В этом плане показательным стало, когда впервые руководство Дагестана отмечало день
Конституции республики в традиционной дагестанской одежде. Цель акции заключалось в том, чтобы возродить интерес дагестанцев к своей культуре на фоне массовой арабизации населения. Удастся ли потеснить хиджабы таким образом?
Президент Дагестана Рамазан Абдулатипов выступил с инициативой возродить у дагестанцев интерес к своей культуре, и первым шагом стал призыв надевать национальную одежду на республиканские праздничные мероприятия. «Несколько лет назад кавказский свадебный костюм занял первое место в Лондоне.
Если бы мы наших дочерей воспитывали с детства надевать национальное платье, то у нас не вошла бы в моду арабская одежда. Заставить никто не может, но мы должны пропагандировать свою национальную одежду. У нас в семье девять детей, и мы жили бедно, но всегда в чистоте и порядке.
Нужно оберегать людей от грязи и разврата. Это задача глав администраций, депутатов и других представителей органов власти, общественности», - сказал глава республики, выступая перед дагестанцами.
По мнению политологов Абдулатиповым дан сигнал и определен вектор в каком направлении необходимо двигаться. Дагестан рискует полностью растворится в чужой культуре, и от нашей самостоятельности и идентичности не останется ничего.
Если исходить с точки зрения исторических процессов, хиджаб это арабская одежда, необходимость которой была обусловлена не только религиозными требованиями, но и климатическими особенностями той страны, в которой она появилась. В этом смысле традиционная национальная одежда горянки тоже во многом подпадает под арабский хиджаб.
Молодежь оказывается в тупике, когда быстро развивающаяся индустрия магазинов исламской одежды в Дагестане диктует моду, власти декларируют работать над возрождением собственной национальной одежды в противовес той, которую нам навязывает другая культура.
У жителей центральной России складывается мнение, что дагестанские девушки сами себя загоняют в петлю, то есть сегодня хиджаб, завтра многожёнство, а послезавтра рабыни. Из-за этого рождаются межнациональные конфликты под девизом всех русских на вокзал и в Россию, а дагестанцев в Дагестан.
На такую постановку вопроса, местная молодежь отвечат просто, а когда дагестанская культура все больше растворялась в гламурском западном укладе, то есть секс до свадьбы, мини юбки, бикини, ночные клубы, наркота и другое, почему тогда в центральной России не били тревогу?
Эта проблема и по сей день продолжается, и никто не пытается вытащить дагестанскую культуру из нее? Ведь требование закрыться женщине, есть прямой православный канон, также как и мусульманский.
Биполярность мнений и культур показывает, что общественные суждения поверхностны, нет глубокого понимания вопроса, все рассматривается однобоко. Для многих девушек в Южном Дагестане это вовсе не дань моде, да и какая мода в хиджабе, это следование предписаниям ислама, поскольку в Коране есть прямое указание на ношение хиджаба «О Пророк! Скажи твоим женам, дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя свои покрывала. Так их легче будут узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах Прощающий, Милосердный»(сура «Сонмы», аят 59).
Хотя процессы исламизации региона начаты давно, появление хиджаба на молодых девушках в Южном Дагестане по-прежнему вызывает немало эмоций в разных слоях местного общества. Религиозные люди констатируют этот факт с восторгом, скептики считают это показным и не имеющим будущего, интеллигенция относится к этому отрицательно и с тревогой.
Многие молодые девушки сами не понимают, почему в последнее время люди стали так придираться к хиджабу, неужели других тем для обсуждения не осталось, и почему не осуждается полуголое хождение европеек?
Можно услышать, что раньше наши женщины так не одевались и это арабская одежда, при этом забывают о платке горянки, о закрытых шее, волосах, груди - которые были полностью скрыты.
Многие национальные костюмы восточных народов полностью закрывают руки до кистей, длинные платья и шаровары под них скрывают ноги, и голову прикрывают практически во всех культурах. Хиджаб это форма одежды, и его ношение не должно создавать проблемы ни в учёбе, ни при устройстве на работу, ни при других обстоятельствах.
Как бы ни складывались обсуждения данной темы, ясно одно - горская дагестанская индивидуальность не должна растворяться в арабской, европейской, русской и других индивидуальностях.
Руслан Гереев, представитель ФЛНКА в Дагестане
.