Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Языковые коллизии на Украине

Нарушение Киевом Европейской Хартии о языках не получило должной реакции в Европе

Возможные региональные языки по Закону Украины "Об основах государственной языковой политики"

Острый политический кризис на Украине проявил себя во многих сферах. Кульминационными событиями в этом ряду являются государственный переворот и захват власти активистами Евромайдана и референдум в Крыму, который привел к отделению от Украины двух регионов (Автономной Республики Крым и города Севастополь) и вхождению их в состав России. Однако в этот период произошли и другие важнейшие события.

Одним из них является отмена Закона «Об основах государственной языковой политики» Верховной Радой 23 февраля этого года. Несмотря на то, что и.о. Президента Украины Александр Турчинов наложил вето на это решение, ситуацию оно не сильно изменило, так как закон о языках все равно будет пересмотрен. Украина тем самым нарушила обязательства, которые она на себя взяла, став членом Совета Европы.

ОБСЕ и Совет Европы по этому поводу высказали лишь обеспокоенность и сожаление, хотя в отношении страны, подписавшей и ратифицировавшей Европейскую Хартию о региональных языках или языках меньшинств, должны быть предприняты гораздо более решительные действия. 

Украина подписала Европейскую Хартию региональных языков в 1996 году, а спустя 3 года приняла закон о ее ратификации, однако он был отменен Конституционным судом. Повторный закон был подписан Президентом Украины Леонидом Кучмой в 2003 году, а вступил в силу лишь в 2006 году.

Александр Турчинов

Но вплоть до 2012 года, по сути, отсутствовали реальные законодательные механизмы, направленные на реализацию положений Хартии. Принятый два года назад Закон «Об основах государственной языковой политики» и являлся тем самым необходимым законодательным механизмом, обеспечивающим функционирование региональных языков на территории Украины. 

Такой статус получали местные языки, которые в качестве родного назвало не менее 10% населения той или иной административно-территориальной единицы согласно результатам переписей населения Украины.

Но, несмотря на принятие данного закона, были зафиксированы многочисленные случаи отказа его исполнения, особенно в западных областях Украины. В половине из 26 административных единиц Украины (в т.ч. гг. Киев и Севастополь), расположенных на юго-востоке и самом севере страны, по данным последней переписи русский язык должен был получить статус регионального. 

Однако в отличие от юго-восточных районов Украины и г. Севастополь в АРК русский язык не был объявлен региональным, так как он, по словам Председателя Верховной Рады АРК Владимира Константинова, ничего нового не давал. Черниговская и Сумская область не объявила русский региональным языком. 

Кроме того, в Автономной Республике Крым помимо русского такой статус должен был получить крымско-татарский язык. Аналогичным образом в Черновицкой и Закарпатской областях не получили статус регионального языка румынский и венгерский языки соответственно.

Придя нелегитимным способом во власть, организаторы Евромайдана первым делом решили отменить закон о языках. Звучали и гораздо более радикальные призывы – запретить русский язык на всей территории Украины. В таких условиях реакция Европы была более, чем сдержанной. Европейцы совсем забыли, что именно они обязали Украину защищать региональные языки. Такое отношение к этому вопросу говорит само за себя – Европа готова закрывать глаза на собственные требования, если они в данный момент воспринимаются ими не совсем уместными. Но именно такой подход европейских стран и спровоцировал затяжной политический кризис и культурно-языковое противостояние в этой стране.

Действия и.о. Президента Украины Александра Турчинова, наложившего вето на решение Верховной Рады на самом деле мало чем отличались от нее, так как он распорядился организовать рабочую группу для «срочной подготовки нового закона «О языке». Согласно его взглядам данный закон «будет полностью сбалансированным, в нем будут учтены интересы Востока и Запада Украины, всех этнических групп и национальных меньшинств». Спрашивается, а чем был плох закон, принятый в 2012 году, он ведь не покушается на государственный статус украинского языка?

Реализация Закона Украины «Об основах государственной языковой политики»

Не вызывает сомнения тот факт, что главной целью новой украинской власти является сужение сферы использования русского языка. Премьер-министр Арсений Яценюк заявил, что новый закон должен обеспечить гарантии всем меньшинствам на использование языка согласно статье 10 Конституции Украины, где государственным языком признан украинский, а русский и другие языки защищены законом. 

Почему никто из европейских лидеров, которые регулярно общаются с ним и поддерживают его, а также представители европейских СМИ, не спрашивают украинского премьер-министра о том, почему он позабыл о Европейской Хартии региональных языков. Как можно серьезно говорить о процессе евроинтеграции Украины в таком случае? Что за избирательные подходы?

Кстати, войдя в состав России, Республика Крым языковую проблему решило с учетом интересов всех основных этнических групп полуострова: статус государственных языков получают русский, украинский и крымско-татарский.  Это особенно важно для крымских татар, которым никак не удавалось решить данный вопрос в составе Украины. Безусловно, это будет способствовать усилению пророссийской ориентации среди крымских татар, в среде которых довольно значительно недовольство происшедшими политическими событиями.

Арсений Яценюк

Таким образом, можно утверждать, что европейские страны, закрыли глаза на нарушения, приведшие к тому, что в Украине утвердилась незаконная власть. Первые шаги новой украинской власти противоречили европейским принципам, на которые якобы опирались силы, сформировавшие ее. 
Совет Европы и страны, входящие в ее состав, продемонстрировав двойные стандарты, не осудили решительно отмену Закона «Об основах государственной языковой политики». Это в итоге привело к дальнейшей эскалации конфликта, нарастанию противоречий в украинском обществе и отделению Крыма и Севастополя, которые почувствовали реальную угрозу сохранению своей культурно-языковой самобытности. 

Похожие настроения охватили Донецкую и Харьковскую области, значительная часть населения которых также не видит себя в новой Украине, и хотят провести референдум о присоединении к России. Более того на востоке начали формироваться вооруженные отряды сопротивления, которые хотят бороться за самобытность своих областей. И пресловутый языковой вопрос был здесь в числе главных причин дестабилизации ситуации. 

Иера Рамазанова

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Петр Порошенко подписал договор об ассоциации Украины с ЕС

Путин предложил Совету Федерации отменить постановление об использовании армии на Украине

Аксенов: Украина сократила поставки воды в Крым почти в 13 раз

Крымский парламент проголосовал за вхождение в состав России

Законопроект об упрощенном получении гражданства РФ для русских Украины внесен в Госдуму

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия