Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Цахуры

Цахуры – численность в РФ (по переписи 2010 г.) 12 769 человек. В Дагестане проживает 9771 чел. Общая численность ок. 30 тыс. чел. Примерно половина цахуров проживает в Азербайджане – 13,3 тыс. чел. По мнению многих независимых экспертов, в АР проживает основная часть цахуров, их численность в этой стране составляет не менее 50 тысяч чел. Наряду с лезгинами и рутульцами являются одним из разделенных лезгинских народов.

Цахуры (цахи: самоназвание йихъбы, в русской транслитерации – йикийцы) – один из коренных народов Дагестана и Азербайджана. Цахуры – один из восточно-кавказских народов. Предки их с лезгиноязычными народами под названием “йикийцы-албанцы” (в переводе означает “мы горцы”, “мы народ”) входили в состав Кавказской Албании и занимали цельную территорию на юго-западе, гранича с Арменией и Грузией. Знатоки истории, этнографии, антропологии, языка цахуров полагают, что они в прошлом занимали значительно большую территорию, чем в XIX и начале XX вв., многие названия на Кура-Алазанской долине связаны с цахурским языком, имеют древнюю культуру и письменные традиции. Албанская письменность, зарождение которой определяет 430 г., непосредственно связана с праязыком йикийцев-албанцев, на котором создавалась богословская (перевод Библии в V–VI вв., житие святых V–VIII вв.), светская и каноническая литература (V–X вв.). Традиции албанского письма продолжались в X–XV вв., до того времени, когда христианство постепенно свои позиции у йикийцев-албанцев уступало исламу. Так, в XII–XIII вв. при медресе в Цахуре на местный язык с арабского были переведены работы шафеитского толка. Коран Исмаила с комментариями о шафеитском учении, а также свод мусульманских правовых и теологических нормативов (в специальной литературе указанные работы известны как “Компендий Музхани” и “Книга Имама ая Шафаи”). Кстати, медресе в Цахуре, первое исламское высшее учебное заведение на Кавказе, было открыто в 1075 г. по распоряжению знаменитого визира Низама аль-Мулька (1017–1092) правителей государства Сельджуков Алп Арслана, затем Мелик-шаха .

Однако и тогда, и впоследствии, когда ислам стал ведущей религией Дагестана, албанская церковь в лице католиков оказывала определенное влияние на народы Южного Дагестана и Кура-Алазанской долины, о чем свидетельствуют события второй половины XIV – первой половины XVII вв. В XIV–XVI вв. у цахуров сложилась светская власть – Цахурское ханство. Оно образовалось на базе союза Цахурского и Сувагильского вольных обществ и подвластных селений тюрок-мугалов и ингиловцев (грузин). В на-чале XVIII в. резиденция Цахурского ханства была перенесена из Цахура в Илису (1725 г.). Соответственно ханство получило новое название – Илисуйское (Елисуйское) султанство. В XVII в. Цахурское ханство (в последующем Илисуйское султанство) и Джаро-Белоканские вольные общества цахуров и аварцев образовали федеративный союз. Включая и владения Илисуйского султанства, он занимал территорию по нижнему течению реки Алазании, ограниченную с запада Кахетией, с юга – частично Ширакской степью (восточная часть Ширакской степи по руслу реки Иори, у цахуров – Габри, входила во владения вольных обществ и Илисуйского султанства), с востока – Шекинским ханством. В состав этой территории входили также земли, лежащие на северных склонах Главного Кавказского хребта (верховья Самура).

Военная и экономическая мощь союза Джаро-Белоканских вольных обществ определялась собственностью на землю и воду (природные ресурсы) и геополитическим положением.

В политической жизни цахуров, естественно, и аварцев Джаро-Белоканских вольных обществ главным событием, связанным с Октябрьской революцией и установлением Советской власти (в 1919–1921 гг.) является ликвидация Закатальского округа и включение его в состав Азербайджанской ССР. Села Горного Магала остались в составе ДАССР. Это событие оказалось ключевым в судьбах цахуров, особенно Горного Магала. В экономической жизни цахуров отрицательно сказался закон Советов о государственной собственности на землю и природные ресурсы. В первые годы Советской власти эти акции существенно не отразились на их жизни. Прежний ритм в быту и хозяйственной деятельности оставался без особых изменений, однако былая политическая активность оказалась парализованной, а коллективизация окончательно разрушила экономику и территориальную целостность. В 1947 г., по случаю строительства Мингечаурской ГЭС и города Мингечаур, зимовья цахуров на левом берегу Куры к северу от селения Ханават АзербССР были отобраны (точнее, экспроприированы). Взамен им были временно предоставлены зимовья в Кюрдамирском районе в сторону Евлаха. В 1951 г. хозяйства Горного Магала лишились и этих зимовий. РСФСР им временно отвела земли в Калмыкской АССР. Наряду с зимовьями, цахуры Горного Магала потеряли и долю собственности (общинную и частную) в Кахском и Закатальском районах АзербССР. Богатая экономическая база с тысячелетними традициями подверглась полному разрушению. Усилились процессы разобщения цахуров, проживающих в ДАССР (в составе РСФСР) и АзербССР.

В годы Великой Отечественной войны, особенно с 1944 г., цахуры Горного Магала в АзербССР со стороны официальных властей подвергались экономическому и политическому насилию. Негативное отношение официальных властей не только к ним, но и почти ко всем дагестанцам Азербайджана было вызвано тем, что Багирову М. А., тогдашнему первому секретарю ЦК Компартии АзербССР, не удалось реализовать планы присоединения или передачи ДАССР Азербайджану.

Гнев Багирова дорого обошелся цахурам Дагестана и Азербайджана. Самыми тяжелыми оказались 1944–1952 гг. В итоге цахуры Горного Магала лишились земельной собственности своих предков в Азербайджане, потеряли былые ценности в экономике, культуре, социальной сфере. Таким образом, графа национальности в официальных документах (паспорт, анкета и др.) в реальной жизни приобрела особую актуальность: представители малых этносов превращались в изгоев. Так реализовывался геноцид в отношении малочисленных этносов. Это явление масштабно проявлялось в республиках Закавказья. Об этом говорят некоторые официальные данные по переписи цахуров: 1871 г – 21357 чел. (перепись колониальной службы царской России), 1899 г. – 20000 чел. (перепись Российской империи), 1926 г. – 19085 чел. (перепись народов СССР); данные переписи 1939 г. не обнародованы; 1959 г. – 7321 чел., 1969 г. – 11000 чел., 1979 г. – 14000 чел., 1989 г. – 20100 чел. (перепись народов СССР). Картина ясна: сравнение переписи населения 1871 и 1989 гг. показывает, что за 118 лет цахуры, как этнос, не только не дали рост, наоборот, численность населения уменьшилась на 1257 чел. Это впечатляет, если учесть рост народонаселения мира . Однако при всем этом они живут, развиваются, принимают активное участие во всех сферах деятельности народов Дагестана и Азербайджана. Правительство Дагестана в 1990 г. приняло важное Постановление о введении статуса письменности для агульского, рутульского и цахурского языков, имеющее судьбоносное значение в возрождении и дальнейшем развитии этих народов. В первые годы это постановление активно работало: были составлены школьные программы и учебные планы, уже с 1991 г. начали изучение родных языков, подготовили и издали буквари, учебники для вторых классов, учебник математики для первого класса; регулярно при институте педагогики работал методсовет, периодически заседали авторские коллективы по составлению учебников и учебных пособий, проводили краткосрочные курсы по подготовке преподавателей, начали подготовку высококвалифицированных специалистов в Даггоспедуниверситете, учителей родных языков в Дербентском педучилище. К большому огорчению, вся эта работа в последние 5–6 лет парализована.

По мнению профессора Г.-Х. Избрагимова, автора алфавитов для цахуров и рутулов, распад СССР подвел окончательную черту под разъединение цахуров. В Азербайджанской республике (АР) цахуры, как этнос, лишены всех прав. Худо-бедно в годы Советской власти они могли надеяться на что-то. В нынешнем режиме надежды на сохранение этноса (языка, культуры, других ценностей) полностью утрачены . У цахуров Дагестана (в численном отношении их в 10–15 раз меньше, чем в Азербайджане) надежда на выживание, на сохранение этнокультурных ценностей есть, она закреплена Конституцией республики. Но для реализации нужна большая помощь, моральная и материальная поддержка. Цахуры чувствуют себя равными в большой семье народов Дагестана и России. И в этом они видят свое будущее развитие, сохранение рода человеческого, как ценность мироздания.

Вопросы сохранения самобытности и дееспособности малочисленных народов, их активного участия в решении своих судеб в масштабе государства должны стать основными условиями их развития. А в плане стабилизации межнациональных отношений, сохранения и дальнейшего национального возрождения малочисленных народов в условиях Дагестана решающим фактором является выравнивание и дальнейшее наращивание их экономической жизни. Здесь очень важна правильно поставленная инновационная политика. С учетом сказанного надо поддерживать и всячески помочь в реализации общедагестанских целевых региональных программ социально-экономического развития. Реальная, глубоко продуманная и взвешенная государственная этнополитика сможет снять и впредь обеспокоенность этих народов за свое будущее, иметь твердую уверенность, что дагестанское правительство будет неустанно заниматься как в законодательном, так и в исполнительном аспектах практическими вопросами совершенствования политического, социально-экономического и культурного развития и возрождения малочисленных народов. Осуществляемую Правительством республики помощь и поддержку малочисленным народам в решении их насущных проблем, как в сфере материальной, так и духовной жизни, обладает гарантией стабильности и гармоничности развития межнациональных отношений в Дагестане.


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия