Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Камил Магомедов: «50 Luminary-центров появятся в скором времени в Дагестане»

Центры просвещения «Luminary» развиваются в республике благотворительным фондом «Просвещение» с целью помочь детям стать такими людьми, которые идут в авангарде прогресса и заставляют планету крутиться быстрее. О том, как он реализуется в Дагестане в интервью информагентству рассказал руководитель проекта «Центры просвещения Luminary» Камил Магомедов.

- Камиль, как к вам пришла идея создавать уникальные образовательные центры Luminary в Дагестане?

- Ну начнем с того, что мы не строили образовательный центр. Мы называем его центром просвещения не для того чтобы выделиться, а потому что мы занимаемся именно просвещением. С первого дня как дети заходят в центр, мы говорим им, что здесь никого ничему не учат. Здесь нет обучения. Мы рассказываем про разные области знаний, позволяем дотянуться до лучших людей-практиков. Учить сами не планировали изначально, мы работаем над эрудицией, кругозором и полнотой картины мира. Исходя из этого, ребенок выбирает то, что действительно для него интересно. По нашему убеждению, это тот самый важный шаг до того, как делать профориентирование детей, выбирать им профессию, начиная со школьных предметов, заканчивая вузом.

Изначально мы планировали центр как ответ на вопрос: как сравнять в возможностях городских и сельских детей? Идея была подана моим дедушкой, президентом Фонда Просвещение имени заслуженного учителя Республики Дагестан Абдулкеримова Махмуда Абдулжелиловича. Фонд был создан, когда дедушка вышел на пенсию, и был призван реализовывать культурные и образовательные проекты. Порядка 50 лет мой дедушка посвятил сельской школе, был преподавателем, потом директором, и после выхода на пенсию решил это дело продолжить.

То есть я являюсь счастливым продолжателем дела дедушки. Проект и его идея формулировались на протяжении пяти лет. Мы начинали развивать идею как сравнять детей, доступ к образованию и возможностям, но впоследствии поняли, что нет смысла догонять отстающий поезд. Поэтому начали писать программы исходя из того, как выглядит современный мир, привлекали для этого специалистов. И как нам кажется, у нас получилось создать востребованную программу, которая позволяет ответить на важные вопросы детей в первую очередь. В том числе как найти то, что их действительно зажигает и мотивирует. Они занимаются интересным им делом, их не нужно отталкивать, дисциплинировать в том числе.

- Какими принципами вы руководствуетесь в своей деятельности?

- В первую очередь в своих центрах мы создаем определенную среду. Мы убеждены, что большая часть проблем Дагестана – это проблемы неправильной среды. К сожалению, в республике стали нормой вещи, которых наших предки стыдились бы. Наоборот все то лучшее, на чем строился и держался Дагестан веками, отошло на второй план или забыто. Тогда была другая среда. Были времена, когда меняли книгу на золото. Алимы были самыми уважаемыми людьми и знания ценились превыше всего, также как честь, мужское слово, достоинство человеческое. Поэтому мы исходим из того, что задача проекта – менять среду, прививать детям ценности образования, саморазвития, затачивать их внимание именно на этом. Это поможет им найти дело их жизни, то, которое в дальнейшем будет приносить им удовольствие и прибыль.

- Какие задачи на сегодняшний день решает ваш центр, и какая работа проводится с подрастающим поколением?

- Кроме той программы, которую мы проводим с детьми, Центр является общественным пространством для всего района. Здесь есть программы для взрослых, мы только к этому приступили, планируем сотрудничать с местными педагогами, предпринимателями и молодежными организациями. Наш центр в первую очередь интересен тем, кто хочет развиваться, либо поменять что-либо в своей жизни. Это если говорить о взрослых.

Касаемо детей и молодежи хочется отметить, что центр помогает ответить на самый важный вопрос до того, как ребенка отправлять учиться, работать или делать какой-то серьезный осознанный выбор. Если мы говорим про профессию, то у него должна быть возможность погрузиться в большое количество областей, где он может найти свое призвание для того, чтобы ответить на вопрос, чем именно ему интересно заниматься. Мы исходим из того, что «вуз» не равно «работа» уже давно. Вуз – это всего лишь знания по отдельным предметам в неэффективном формате. Не всегда есть необходимость тратить пять лет на освоение какой-то профессии.

Можно совмещать работу с обучением, можно начинать это делать еще в школе, можно не изучать полный набор предметов, который не связан с тем, чем ты планируешь заниматься. Это называется индивидуальная траектория. Мы хотим, чтобы дети освоили этот навык. Так будет выглядеть образование в будущем. И сейчас так развиваются взрослые. Если взрослые понимают, что он, во-первых, работает по профессии, и, если он хочет расти, он берет курсы повышения квалификации, а не второе высшее образование, то почему бы тоже самое не делать с детьми, чтобы экономить их ценное время.

- В каких муниципалитетах Дагестана могут появиться Luminary-центры и когда?

- Мы закончили проектирование, и я думаю летом мы начнем строительство центра в селе Тлярош Чародинского района. В Сулейман-Стальском районе мы нашли понимание с меценатом, и сейчас будем начинать проектирование. Вероятно, такой центр появится и в Дербенте. В будущем мы планируем построить в Дагестане как минимум 50 Luminary-центров, ну и собственно развиваться в других субъектах страны.

- С какими трудностями сталкивались на первых этапах, как их преодолевали? Каким был стартовый капитал?

- Конкретно в этом проекте у меня не было стартового капитала, это были средства мецената, на котором я хотел сформулировать проект и запустить его. Я в этом смысле разделяю разные сферы. То есть для мецената – это благотворительность, для меня и команды – это работа и бизнес, на котором мы получаем деньги и доводим до результата. Наша задача сделать так, чтобы меценат, который выделил деньги, сэкономил свое время, ресурсы, получил результат через определённый срок.

Трудностей было масса, потому что на первом этапе мы только формулировали и программу, и архитектуру, и работу с командой. Это была установочная работа, которая требует сил. В том числе со строительством было много вопросов. Понимаете, что в горном ауле построить здание такого класса это означает привозить материалы и людей из других регионов, постоянно контролировать качество работы, это трудности по логистике и качестве исполнения самой работы. В итоге через большие трудности и преодоления нам удалось запустить первый центр. А первый продукт сделать всегда сложно.

- Многие говорят, что сейчас мало возможностей для бизнеса, раньше было проще. Как Вы считаете, насколько сложнее сейчас начать заниматься бизнесом, чем тогда, когда начинали Вы?

- На каждом этапе есть свои сложности и свои возможности. Там, где нет рисков, практически нет прибыли. Там, где есть риски нужно понимать, как с ними работать. Нужно понимать во что ты ввязываешься. Предпринимательство в целом никогда не было легкой вещью. Ты решаешь много разных задач, часто в условиях большой неопределенности. Успешность решения кучи этих задач в том числе зависит и от рисков, которые существует, и от мер поддержки. С реализацией нацпроекта по развитию предпринимательской инициативы мы видим, что крупных ресурсов поддержки для предпринимателей становится больше. Это меры нормативные, регуляторные, когда ты в центре «Мой бизнес» можешь получить всю информацию, сдавать все необходимые документы, которые раньше были раскиданы. Появляется больше прозрачности. При центрах «Мой бизнес» создаются центры по поддержке социальных проектов.

- На какие ниши Вы бы посоветовали обратить внимание начинающим предпринимателям?

- Сложно давать советы. Есть несколько примеров ребят, которые запускали бизнес и работали на региональном рынке, когда встречались с федеральными экспертами, оказывалось, что их продукт востребован на глобальном рынке, не на российском. Первое, нужно шире смотреть на то, что ты делаешь.

На моем примере, на первый взгляд кому-то покажется, что я занимаюсь просветительскими центрами в горах. Другой же увидит, что я строю сеть локальных сообществ, которые объединяют людей, детей и взрослых, именно в сельских поселениях, небольших городах по стране и миру. То есть потенциально мы открыты к тому, чтобы такие центры завтра начали появляться в других странах. В первую очередь странах СНГ, арабских странах, Азии и Европе. С этой же точки зрения нужно смотреть на то, что ты делаешь. Нельзя замыкаться на своем районе, городе или республике, в первую очередь. Естественно, что первые шаги ты будешь делать именно в таком масштабе. Но нужно смотреть на то, кому такой продукт еще интересен, тем более, если твой продукт качественный. Если говорить про конкретные ниши, то это все, что связано с образованием, особенно в онлайн. Я бы в принципе в таких нишах для начала советовал бы идти в найм, чтобы понимать, как все устроено, затем запускать свой бизнес. Советовал бы выбирать ниши, где человек сможет запуститься завтра с минимальным стартовым капиталом, чтобы не было жалко потерять. Это нужно для того, чтобы поймать волну, и понять, как это работает.

- Подводя итоги нашей беседы, хотелось бы услышать от Вас совет для начинающих предпринимателей? Как на ваш взгляд система центров «Мой бизнес» может поменять жизнь тех, кто хочет развивать или только начинает свое дело?

- Если бы я сегодня начинал заниматься чем-то или делал выбор, наверное, я бы пришел в центр «Мой бизнес», посмотрел, какие меры государственной поддержки существуют, и для каких конкретных областей. И все это посчитал бы возможностями либо ресурсами. Затем я бы подумал, какие проблемы социальные, коммерческие я бы мог решить, используя эти ресурсы. Далее я бы понял, как формировать проект так, чтобы он мог получить меры государственной поддержи. И какой продукт должен быть. Исходил бы из такой последовательности шагов и запускал бы бизнес. Потому что любое начинание – это риск. Рисковать всегда проще, когда есть партнер, который подстрахует. И в данном случае, таким партнером выступает государство. Этими возможностями нужно пользоваться и ответственно относиться к ресурсам, которые дает государство.

РИА «Дагестан»

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Мастер-план Дербента: что скажут горожане?

Центры развития народных промыслов Кавказа откроются в декабре в Дербенте и Грозном

В Москве покажут фильм про лезгинское село Хрюг

Молодежь вплетут в межнациональные отношения

На Кавказе заработают независимые центры сдачи ЕГЭ

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия