Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Приоткрывая завесу тайны: Замир Закарияев о хронике «Та’рих Мискинджа»

В конце прошлого месяца вышла в свет уникальная дагестанская хроника «Та’рих Мискинджа». Старинную рукопись, найденную в селении Мискинджа Докузпаринского района Дагестана, изучил и подготовил к изданию коллектив авторов, в числе которых один из патриархов дагестанского востоковедения Амри Шихсаидов. «Та’рих Мискинджа» стала последней книгой выдающего ученого, ушедшего от нас в прошлом году. О том, что собой представляет дагестанская хроника, какова ее ценность и какие новые сведения об историческом прошлом Дагестана стали известны благодаря ей, редакции РИА «Дербент» рассказал соавтор этого издания, профессор Замир Закарияев.
 
– Замир Шахбанович, обнаружение такого рода исторических источников, как «Мискинджинская хроника» редкое явление? Как часто в Дагестане в последнее время происходят такие находки?

– Выявление неизвестных прежде письменных исторических источников само по себе достаточно редкое явление, в особенности по истории Средневековья. Что касается собственно исторических сочинений, освещающих историю Дагестана эпохи Раннего Средневековья, то их вообще можно пересчитать по пальцам. К числу именно таких письменных памятников относится новооткрытая историческая хроника «Та’рих Мискинджа», поскольку в ней описываются исторические события, охватывающие хронологический период от первой трети VI в. до  первой трети IX в.

– Что собой представляет этот источник и насколько ценным он является с точки зрения исторической науки?

– Прежде всего, следует отметить, что хроника «Та’рих Мискинджа» известна лишь в единственном выявленном списке, а посему носит уникальный характер. Она была обнаружена в августе 2009 г. в старинном лезгинском селении Мискинджа  Докузпаринского района Республики Дагестан членами Археографической экспедиции Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук и Дагестанского государственного университета, в состав которой входили Амри Шихсаидов (руководитель), Замир Закарияев, Амир Наврузов и др. Группа занималась изучением коллекции рукописных и старопечатных книг Джума-мечети селения Мискинджа. Ныне эта коллекция хранится в здании медресе. Рукопись «Та’рих Мискинджа» была обнаружена на чердаке здания медресе среди старых книг и фрагментов рукописных сочинений. Изучение текста рукописи показало, что это историческая хроника, содержание которой не совпадает ни с одним из известных дагестанских исторических сочинений.

По своему объему эта хроника значительно превосходит такие известные исторические хроники, как «Ахты-наме» или «Та’рих Аби Муслим» («История Абу Муслима»). В рукописи сочинения, которое написано на арабском языке, не указаны ее название, автор и время составления. Имеющийся список, судя по бумаге рукописи и почерку, был переписан во второй половине XIX в. Условное название «Та’рих Мискинджа» (т.е. «История Мискинджи») дано нами этой исторической хронике, прежде всего, потому, что в тексте большое внимание уделено истории именно этого лезгинского селения в Раннем Средневековье. К тому же, рукопись была обнаружена в с. Мискинджа.

«Та’рих Мискинджа» – сложное по составу сочинение, являющееся ценным историческим источником. Хроника появилась в результате слияния различных источников. Точное время составления хроники неизвестно. В тексте встречаются разновременные вставки, дающие основания полагать, что текст хроники в дошедшей до нас редакции составлен не ранее второй половины XVIII в. Однако наиболее древние части хроники могут восходить к протографу (возможно, персоязычному) X–XI в. В этом случае автором протографа хроники следует считать уроженца южнодагестанского государства Лакз, откуда в X–XI в. вышла целая плеяда блестящих ученых.

Хроника структурно разделена автором-составителем или переписчиком на несколько разделов, в которых излагаются различные исторические события и процессы, происходившие в Дагестане и соседнем Ширване. Часть описываемых событий во многом перекликается с содержанием других, уже известных науке исторических сочинений, в первую очередь, «Дербенд-наме». Подобно «Дербенд-наме», в «Та’рих Мискинджа» представлены четыре основные темы: политика Сасанидов в Дагестане; арабо-хазарское противостояние в Дагестане; исламизация края; взаимоотношения арабских полководцев с местными правителями. Другая же часть хроники носит оригинальный характер. Последнее обстоятельство особенно ценно, поскольку предоставляет в распоряжение исследователей данные, отсутствующие в других исторических источниках.

– Что нового удалось узнать из «Мискинджинской хроники»? Какие неизвестные ранее события и исторические деятели в ней упоминаются?

– Наибольший интерес представляют оригинальные сведения хроники по истории селения Мискинджа, Самурского региона и Южного Дагестана в целом, а также сопредельных территорий Восточного Кавказа южнее Самура. Прежде всего, в хронике содержатся уникальные сведения по ранней истории селения Мискинджа. Следует отметить, что одной из главных идей хроники является обоснование особой роли селения Мискинджа в долине Самура в Раннее Средневековье. Согласно хронике, Мискинджа, именуемая «городом», была основана в первой трети VI в. сасанидским правителем Ирана Кавадом I (488–531) и заселена выходцами из Ирана.

Не исключено при этом, что поселение на месте Мискинджи существовало задолго до VI в., когда оно было укреплено и заселено иранскими поселенцами. В хронике указаны места строительства персами жилых и оборонительных сооружений. В центре Мискинджи, на возвышении, была построена крепость, а вокруг поселения возведено пять оборонительных башен, причем сообщается даже о месторасположении этих башен. В сочинении дается толкование названия «Мискинджа» (от «Масканиджах»). Согласно хронике, это означает «место высокого статуса, высокостатусное место». Правителем города был назначен знатный иранец, происходивший из правящего рода Сасанидов. Под управление этого сасанидского наместника были переданы обширные земли Самурского региона. Впоследствии Мискинджа была захвачена племенами «хазар», которые разрушили ее оборонительные сооружения. Правитель Мискинджи погиб, а ее жители были частью пленены. Остальные рассеялись и затем осели в шести поселениях вокруг Мискинджи, причем в хронике приводятся названия этих поселений.

Представляют интерес также сведения хроники об эпохе арабской экспансии на Кавказе. Любопытно, что предводителем первого похода арабов в регион хроника называет Али ибн Аби Талиба, хотя в других исторических источниках об этом ничего не сообщается. Достоверных сведений о пребывании Али на Кавказе нет. Противостояние арабов с правителем Микраха Самсамом и его сторонниками происходило, согласно хронике, в долине реки Шахнабат (ныне в Кусарском районе Азербайджана). В «Та’рих Мискинджа» особо подчеркивается, что принятие мискинджинцами ислама происходило в два этапа. Первый этап связывается с именем Али и должен быть отнесен к эпохе ранних арабских завоеваний на Кавказе (VII–VIII вв.). Окончательная исламизация мискинджинцев связывается с деятельностью легендарного распространителя ислама в Дагестане Абу Муслима.

Этот этап может быть датирован X в. «Та’рих Мискинджа» – единственный из дагестанских источников, где приводится особый маршрут движения войск Абу Муслима в Дагестане. Описание этого маршрута и последовательность  походов Абу Муслима принципиально отличаются от изложенного в «Дербенд-наме». В «Та’рих Мискинджа» имеется уникальное сообщение о строительстве в Мискиндже по приказу Абу Муслима штукового михраба мечети. Этот михраб был сооружен, вероятно, в то же время, что и знаменитые штуковые панно Джума-мечети в соседнем селении Каракюре, т.е. примерно в X в. В «Та’рих Мискинджа» содержатся и другие важные детали, отсутствующие в других источниках. К таковым следует отнести, например, сообщение о захоронении михтара Санджаба (сын Абу Муслима) в мечети Каракюре. «Та’рих Мискинджа» – единственный из источников, который сообщает об отказе небольшой части жителей Ахты принять ислам, и даже называет количество семей, которые предпочли сохранить иудейскую религию ценою бегства на юг, в сторону Ширвана. В хронике подчеркивается, что, обложив самурские области хараджем, Абу Муслим подчинил их Мискиндже и ее правителю.
Селение Мискинджа

Хронологически самым поздним сюжетом «Та’рих Мискинджа» является рассказ о переходе власти в Халифате от династии Омейядов к Аббасидам. Многие данные этого раздела отсутствуют в других источниках. Так, согласно хронике, аббасидский халиф Харун ар-Рашид отправил своего сына Ма’муна наместником в Дербент и наделил его широкими полномочиями. Ма’мун поселил в Рутуле выходцев из Малой Азии (Рум) и назначил им правителя из их среды, предоставив в их распоряжение горные пастбища и доходы с них. Ни в одном из других исторических источников не говорится о существовании рутульских правителей еще в начале IX в. Хроника связывает с именем Ма’муна создание отдельного Рутульского владения путем передачи соседних с Рутулом селений из-под власти правителя Мискинджи в распоряжение Рутула. Представляет также интерес сообщение об освобождении Ма’муном жителей Ахты от внесения хараджа взамен оказания особой услуги, заключавшейся в том, что они летом доставляли лёд с горы Шалбуздаг правителю Дербента. Хроника утверждает, что эта своеобразная повинность исполнялась ахтынцами вплоть до времени правления сефевидского шаха Аббаса I (умер в 1629 г.). В хронике содержатся и другие любопытные сообщения. К примеру, вызывает интерес имеющееся толкование названия лезгинской области Кюре.

В Приложении дается также комментированный перевод недавно выявленного в селении Мискинджа арабоязычного списка известного исторического сочинения «Та’рих Аби Муслим». Эта публикация также снабжена факсимиле арабского текста.

Пользуясь случаем, хочу выразить признательность Яралиеву Имаму Музамудиновичу, чья поддержка позволила претворить в жизнь данный исследовательский проект, Фонду общественного и культурного развития «Дербент», при финансовой поддержке которого осуществлялась работа над книгой, а также Фонду исследований исламской культуры имени Ибн Сины (г. Москва), способствовавшему изданию книги в московском издательстве «Садра». Отдельная благодарность имаму с. Мискинджа хаджи Али Уруджеву за гостеприимство и содействие в работе.

РИА "Дербент"

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Вышла в свет историческая хроника «Та’рих Мискинджа»

Власти Дагестана направят более 4 млн рублей на создание парковых зон в двух селах Докузпаринского района

Г. Агацарский: "Мискиндже – 1500 лет"

Светоч дагестанской истории

На пресс-конференции в Махачкале обсудят ситуацию в Докузпаринском районе Дагестана

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия