«Моряк» сделал свое дело?
На чем основаны слухи о скорой отставке врио мэра Махачкалы Магомеда Сулейманова
Они имеют под собой основания, выраженные в конкретных цифрах. По итогам 2014 года столица Дагестана превратилась в аутсайдера по сборам налогов – плановые задания по собственным доходам были выполнены всего на 69%, а первые месяцы этого года не привели к улучшению ситуации.
В махачкалинской мэрии ссылаются на тонкости межбюджетных отношений, поясняя, что поступления налогов снизились из-за двукратного сокращения отчислений по НДФЛ. Судя по недавним высказываниям главы Дагестана Рамазана Абдулатипова, ситуация со сбором налогов в республике весьма непростая, но отвечать за это, похоже, придется муниципальным главам.
Налоговый провал
В бюджете Махачкалы на 2014 год план по собственным доходам был зафиксирован в сумме 2,475 млрд рублей, в том числе 2,025 млрд налоговых поступлений и 450 млн рублей неналоговых доходов. Однако фактически на 1 января этого года в бюджет поступило 1,714 млрд рублей (69,2% от плана), включая 1,462 млрд рублей налоговых доходов (72%) и 252 млн рублей неналоговых доходов (56%). Недопоступление было отмечено практически по всем видам налоговых доходов.
Не слишком убедительной оказалась и динамика социально-экономического развития города. В конце марта в ходе подведения итогов прошлого года с участием руководства Дагестана министр экономики и территориального развития республики Раюдин Юсуфов привел такую информацию: из всех ключевых показателей в Махачкале в 2014 году выросли только три – объем промышленного производства, оборот розничной торговли и объем платных услуг населению. По остальным показателям наблюдалось снижение.
Еще несколько цифр привел на том же заседании спикер Народного Собрания Дагестана Хизри Шихсаидов. По его словам, в 2014 году на одного жителя пришлось 11,6 тысячи рублей инвестиционных средств, в то время как в республике в целом – 17,6 тысячи, а количество новых рабочих мест в прошлом году сократилось почти всемеро – с 5001 годом ранее до 741. «Значит, мы не создали нормальных условий для того, чтобы инвесторы шли в город, создавали свой бизнес, вкладывали деньги», – подытожил Шихсаидов.
Врио мэра Махачкалы Магомед Сулейманов проводит рейд по южным районам города
Финансовые планы на этот год были сверстаны с нескрываемым оптимизмом. В городском бюджете-2015 предполагаемый объем налоговых и неналоговых доходов определен в объеме 2,537 млрд рублей, то есть всего на 2,5% больше, чем прошлогодний план, но на 48% больше, чем удалось собрать по факту.Уже первые месяцы этого года продемонстрировали, что плановые цифры были, мягко говоря, завышены. В конце апреля на сессии махачкалинского Собрания депутатов его спикер Абдулмукмин Ибрагимов сообщил, что за первый квартал недобор по налоговым доходам составил 154 млн рублей, а по неналоговым – 20 млн рублей.
В своем недавнем выступлении по итогам 2014 года глава Дагестана Рамазан Абдулатипов вновь подчеркнул, что главным критерием эффективности работы чиновников он считает объемы сбора налогов. При этом Махачкала была названа в числе муниципальных образований, где соответствующая работа ведется неудовлетворительно.
В этом же выступлении Абдулатипов намекнул, что плохая собираемость налогов может стать основанием для отставки муниципального главы – и практически сразу после этого в Махачкале заговорили о том, что врио главы администрации города Магомеду Сулейманову настоятельно посоветовали написать заявление об отставке.
Жизнь не по средствам
В мэрии Махачкалы проблемы с пополнением казны объясняют спецификой межбюджетных отношений, которые, как обычно, складываются не в пользу муниципальных властей. Как отмечает заместитель главы администрации города Хаким Ашиков, в республиканском законе о бюджете на 2014 год норматив отчислений по НДФЛ (а именно этот налог является основным источником поступлений в бюджет Махачкалы) был снижен с 30 до 16%. Это сразу же привело к выпадению из доходов 700 млн рублей, плюс еще 55 млн рублей городу пришлось вернуть в бюджет республики из-за неправильного зачисления этой суммы еще в 2010 году.
В этом году из-за снижения отчислений по НДФЛ городская казна потеряет, по оценке Хакима Ашикова, около 750 млн рублей. Об этом же говорил в марте и Абдулмукмин Ибрагимов, обращаясь к Рамазану Абдулатипову: «Без финансового подкрепления бюджета города решить поставленные задачи будет очень сложно. Без увеличения доходной части бюджета по позиции налогов на физических лиц от 16 до 30 процентов нам не обойтись, поэтому мы очень нуждаемся в вашей поддержке».
Кроме того, дагестанская столица накопила немалый объем долгов. Кредиторская задолженность бюджета Махачкалы с учетом переходящих долгов за предыдущие годы уже превысила 800 млн рублей и продолжает расти. Например, еще в прошлом апреле администрация города была вынуждена оформить в Сбербанке кредит на 250 млн рублей в связи с отсутствием спецтехники для уборки города и средств на реконструкцию городского пляжа. Срок погашения этого кредита – конец текущего года.
Врио мэра Махачкалы Магомед Сулейманов пытается решить проблему пробок в городе
Резкое сокращение налоговых поступлений уже в прошлом году вызвало ряд проблем в городском хозяйстве. В частности, с прошлого ноября по нынешний январь продукты в школьные столовые Махачкалы поступали в недостаточном объеме. Помимо отсутствия финансирования, это было связано с тем, что муниципальное учреждение «Махачкалапродукт» накопило многомиллионные задолженности перед поставщиками продуктов, и некоторые из них отказались работать с городом. Были проблемы и с задержками зарплат работникам бюджетной сферы.Ежемесячная потребность Махачкалы в первоочередных социально значимых расходах сейчас оценивается примерно в 170 млн рублей. Сюда входят зарплаты работников муниципальных учреждений и предприятий, питание в детсадах, коммунальные платежи, оплата за уличное освещение и ряд других расходов. А вот расходы на содержание дорог, благоустройство и ремонт учреждений уже не вписываются в эту сумму. По словам Хакима Ашикова, все работы по текущему содержанию дорог, в том числе по ямочному ремонту, сейчас проводятся в долг, из доверия к врио главы администрации Магомеду Сулейманову.
Кроме того, муниципалитет завален судебными исками со стороны подрядчиков и поставщиков с требованиями расплатиться за выполненные работы в предыдущие годы. По данным горадминистрации, на данный момент сумма положительных решений судов по таким искам уже достигла 190 млн рублей, а соответствующие расходы в бюджете Махачкалы не предусмотрены. «При их исполнении останутся не профинансированными расходы на питание в садиках, зарплата работников и другие первоочередные расходы, а этого нельзя допустить», – констатирует Хаким Ашиков.
Бедный родственник
Несмотря на удручающие итоги 2014 года, глава Дагестана Рамазан Абдулатипов пока не выказывал публичной критики Магомеда Сулейманова, который за год пребывания во главе Махачкалы не раз демонстрировал лояльность Белому дому. «Мы полностью поддерживаем Магомеда Валибагандовича Сулейманова, будем поддерживать его и на предстоящих выборах», – заявил Абдулатипов на мартовском заседании по итогам социально-экономического развития города в прошлом году. И тут же сделал оговорку: «Но многое зависит от работы команды мэра».
Врио мэра Махачкалы Магомед Сулейманов проводит совещание с руководителями налоговых органов
Здесь можно вспомнить, что именно Магомед Сулейманов провел в махачкалинской мэрии всю «грязную работу», практически сразу отправив в отставку ряд ключевых чиновников, занимавших свои должности еще при Саиде Амирове. При первом после ареста Амирова врио главы города, ректоре ДГУ Муртазали Рабаданове, эти люди благополучно сохраняли посты, но с приходом Сулейманова их услуги больше не понадобились.Впрочем, можно вспомнить и то, что при Амирове высокий уровень собираемости налогов неизменно был предметом гордости градоначальника, ныне находящегося в местах лишения свободы. Он неоднократно подчеркивал, что в Махачкале собирается примерно две трети всех налогов в Дагестане, хотя неизменно сетовал на то, что основная часть этих средств уходит в вышестоящие бюджеты, а городу остается совсем немного.
Совершенно очевидно, что масштаб административного ресурса Магомеда Сулейманова несопоставим с теми возможностями, которые были у Саида Амирова. Но в оценке работы врио главы администрации Махачкалы республиканские власти едва ли принимают в расчет этот фактор. Напротив, за последние месяцы мэрии неоднократно указывали на недоработки в области увеличения налогооблагаемой базы.
В частности, на уже упомянутом мартовском заседании по итогам 2014 года Раюдин Юсуфов обратил внимание на то, что в Махачкале не зарегистрированы в налоговых органах 134 многоквартирных дома, хотя это – одна из первоочередных задач работы руководства города.
Кроме того, он порекомендовал руководству города плотнее сотрудничать с инициаторами инвестпроектов – например, договориться с промышленными предприятиями о создании на свободных площадях новых производств. «Это позволит снизить финансовую поддержку, которую мы оказываем Махачкале из республиканского бюджета», – прямым текстом пояснил министр экономики.
Ситуация в налоговой сфере – не единственный минус, который сегодня ставят на вид Магомеду Сулейманову. Однако остальные недоработки – прежде всего, слабая работа по благоустройству города – в конечном итоге упираются именно в скудный потенциал городского бюджета.
И здесь вновь можно вспомнить о тех возможностях, которыми обладал Саид Амиров: если денег казны не хватало, опальный градоначальник мог всегда рассчитывать – где полюбовно, а где и добровольно-принудительно – на внебюджетные фонды. Магомед Сулейманов, изначально позиционировавший себя вне политики, таких возможностей явно лишен, но обратной стороной этого стало положение «бедного родственника», которое Махачкала за последний год уже вполне ощутила.
Дайджест
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.
Возможно Вам будут интересны:
Дефицит бюджета Дагестана на 2015 года запланирован на уровне 1,9 миллиарда рублей
Махачкала с осиротевшим бюджетом
Абдулатипов оценил Кизлярский завод в 4 млрд рублей
В Дагестане правительство подготовило проект дефицитного бюджета на 2014 год
На социально-экономическое развитие горных территорий Дагестана выделят 23,3 млрд рублей