«Где люди вольны, как орлы...»
Молодежная экспедиция лезгинской автономии по Юждагу
В связи с семисотлетием первого в истории упоминании слова «Дагестан», руководство ФЛНКА приняло решение организовать молодежную краеведческую экспедицию по районам Южного Дагестана. Первоначально проведение мероприятия было запланировано на август. Организация и проведение мероприятия были поручены Молодежному департаменту Автономии.
Со временем дату начала тура было решено перенести на конец июня. Был расписан маршрут движения по региону, заведомо обговорены вопросы приема и размещения участников экспедиции в районах прибытия с нашими представителями в этих местах.
В Дагестане мероприятие курировал представитель ФЛНКА в Дагестане Руслан Гереев, в Москве вице-президент Автономии Руслан Курбанов. Согласованная работа Москвы и Махачкалы способствовала скорейшему завершению подготовки к поездке.
Для участия в экспедиции были приглашены молодые энтузиасты из Москвы и Махачкалы. От ФЛНКА были делегированы руководитель Молодежного департамента Селим Аллахкулиев и корреспондент Автономии Мурад Шихахмедов. Вылет в Махачкалу был назначен на 26 июня.
В данной статье изложен только первый этап молодежной краеведческой экспедиции по местам, где люди вольны как орлы. Далее последуют и другие материалы с рассказами о посещении нашей группой молодежи самых разных мест Южного Дагестана – от побережья моря до высокогорных сел, расположенных у снежных вершин.
Махачкала: перемены налицо
Можно сказать, что наша первая встреча с Дагестаном состоялась еще в здании аэропорта Домодедово. Дело в том, что по ставшей уже традицией практике авиарейсы из столицы в Махачкалу задерживаются на несколько часов. Наш случай не стал исключением.
В итоге мы прилетели в Махачкалу в пятом часу утра. В аэропорту по-настоящему ощущался воздух Дагестана, ощутили, что мы на Родине. Для меня это был особенно волнительный момент, так как я не был в Дагестане более трех лет.
Первыми нас встретили местные таксисты, которые были готовы отвезти нас куда угодно. Сев в одно из такси, мы выехали в Махачкалу. По пути таксист рассказывал о произошедших в последнее время изменениях в республике. По его словам, в Махачкале и Каспийске ведется активное градостроение. Количество строительств действительно впечатлило, вдоль всей дороги между столицей Республики и ее пригородом виднелись силуэты воздвигаемых домов.
Проезжая мимо того места, где стоит открытый 1 июня стадион «Анжи Арена», наш водитель отметил, что в дни матчей движение транспорта в этом районе практически перекрывается. Многие бросают свои машины там и пешком проходят последние несколько сот метров до стадиона.
Сравнивая столицу Республики с пригородом, следует отметить, что Махачкала с ростом численности населения все больше походит на переполненный улей, в то время как Каспийск остается городом аккуратным и чистым. Можно сказать, что Каспийск это отдельно отстоящий от Махачкалы спальный район. Немалая часть работоспособного населения из пригорода трудится в столице.
Что касается общего состояния Республики, то наш водитель отмечает, что с приходом нового руководства появился относительный порядок, все структурировалось, исчезает хаос, присущий дагестанскому обществу последних десятилетий.
Въехали мы в ночную Махачкалу. Город действительно спал. Это было своеобразное ощущение видеть вечно суетливый город таким тихим - практически никого нет на улице, на дорогах нет машин, магазины и кафешки не работают. Город отдыхал. А к утру, в 9 часу утра уже было довольно жарко, город постепенно освобождался от оков ночи. Отдельно стоит поговорить о горожанах. Изменения коснулись и махачкалинцев тоже. Учитывая продолжительное мое отсутствие в Дагестане, для меня они очевидны. Во-первых, количество людей, соблюдающих нормы Ислама стало намного больше.
Среди девушек немалый процент тех, кто носит хиджаб. Однако и немало тех, которые одеваются по-современному, так сказать, на европейский лад. Часто можно наблюдать вместе идущих подруг, одна из которых покрытая, а вторая - нет. Сами по себе люди стали более аккуратными.
Нельзя не вспомнить и о местных водителях. Столь очевидного неуважения к пешеходам вряд ли найдешь где-то еще. Можно стоять и 10 минут, ожидая пока пропустят. На попытку пешехода проскочить многие отвечают увеличением скорости. На лицах обычных махачкалинцев нередко можно было видеть озлобленность, недовольство, даже некую злость и агрессивность.
Молодежь стала более сознательной, появились разные организации и комитеты, в работе которых юноши и девушки принимают активное участие. Во многих районах республики функционируют так называемые молодежные парламенты.
На федеральном, республиканском и других уровнях проводятся съезды, конференции и т.д., на которые число делегируемых молодых дагестанцев растет с каждым годом.
В общем, население Дагестана очень сильно политизировано. Чувствуется недовольство сложившимся за последние годы укладом жизни в республике, системой власти и методами ее работы. Уровень недоверия к руководителям всех уровней зашкаливает.
Изначально планировалось, что нас будет полтора десятка человек. Однако по разным причинам не у всех получилось поучаствовать в экспедиции. Мы встретились на южной автостанции Махачкалы, можно сказать, на ходу познакомились друг с другом и далее на рейсовой маршрутке выехали в Дербент.
Немного об участниках экспедиции
Магомед Алиев, радушно принявший нас с Селимом у себя на квартире ранним утром. Он является. Уроженец селения Касумхюр.
Эмин Селимов - хороший знакомый Селима и Магомеда. Выпускник ДГТУ. Родное селение – Гильяр, однако представители его рода являются выходцами из ныне заброшенного села Кахул Ахтынского района.
Атикат Курбанова – аспирантка, журналистка. Языки и культура народов Дагестана является ее хобби и предметом ее научной работы. Уроженка Лакского района.
Шамиль Садрудинов – вице-президент Ассоциации молодежи Дагестана. Родился в селении Ахкент (Кахаб росу) Левашинского района, аварец.
Эмина Пашаева – студентка Дагестанской медицинской академии, будущий фармацевт-провизор. Ее отец родом из Кусарского района, а мать – из селения Чахчах-Казмаяр.
Как посетили Дербент
Вид на южную окраину Дербента
К вечеру группа добралась до Дербента. А утром, обговорив маршрут предстоящей экскурсии, посетили Могилы 40 Сподвижников Пророка Мухаммада (с.а.в.).
Это место захоронения сорока "мучеников за веру" (шахидов). Одно из древнейших и наиболее почитаемых "святых" мест мусульман на Северном Кавказе. Это те люди, которые вживую видели самого Пророка (с.а.в.), имели честь разговаривать с ним и находиться рядом.
По прибытию на кладбище перед нами открылась небольшая постройка, внутри которой находилось несколько могил. Наши мысли о том, что это и есть могилы сподвижников, прояснил местный житель, находившийся поблизости.
Он рассказал нам, что эти могилы являются одними из древнейших мемориальных сооружений Дербента - мавзолей дербентских ханов, воздвигнутый в 1202 г. по мусульманскому летосчислению (1787- 1788гг.) ханом Кубы и Дербента Фет-Али-ханом в честь своей жены - правительницы г. Дербента Тути-Бике.
Данный памятник свидетельствует о том, что Дербентом в 1774 году управляла Тути-Бике, в то время, когда городу угрожала опасность со стороны кайтагского уцмия Эмир-Гамзы (родного брата Тути-Бике).
Место захоронения ограждено со всех сторон. При входе в небольшую входную дверь мы встретили человека, присматривающего за этим местом. Он нам пояснил, что данная стена вокруг могил построена при Советском Союзе.
Во время нашего нахождения на месте захоронения сподвижников вошла небольшая группа людей. Они целенаправленно подошли к одной из могил, прочитали молитву, завершив которую они двинулись, в знак уважения к усопшему, обратным ходом спиной к выходу.
Следующим пунктом нашего маршрута в древнейшем городе России была древнейшая на Кавказе и в России Джума мечеть. Так получилось, что мы оказались в Дербенте в пятницу, а этот день для мусульман ознаменовывается коллективным намазом в мечети.
Надо отметить, что в Дербентской Соборной мечети установилось правило - первыми намаз совершают шииты, после чего к намазу приступают сунниты.
Это говорит о мирном сосуществовании религиозных общин в Дербенте: столкновений между ними как таковых нет. Мы как раз попали в момент, когда в мечети начались собираться сунниты. Совершив со всеми джума намаз, мы вышли во двор мечети.
Выйдя из помещения Джума мечети, мы решили сделать небольшую фотосессию в ее дворе. Еще в самом начале нашей экскурсии по Соборной мечети к нам несколько раз подходили люди, представившиеся как представители службы безопасности мечети, для выяснения причин приезда нашей группы в мечеть.
Объяснив им все, мы продолжили ознакомление с Соборной мечетью. Однако уже в самом конце посещения Дома Божьего к нам подошел мужчина, который поинтересовался относительно нашей причастности к митингу 8 июня.
Он представился Мурадом и яро выразил свое негодование касательно всего происходящего. Завязался спор относительно личности Гейдара Алиева и переименования улицы. Наше негативное отношение к появлению в Дербенте улицы с именем бывшего президента Азербайджана вызвало бурю эмоций у собравшихся вокруг нас прихожан мечети, азербайджанцев по национальности.
В Дербентской джума-мечети
Дескать, как мы можем говорить против человека, который дает на облагораживание улицы 6 млрд. рублей.
На наши слова о репрессиях, устраиваемых Алиевым старшим в отношении коренных народов Азербайджана, он высказал дежурную фразу о том, что, дескать, в Кусарском районе все живут хорошо и, что у них нет проблем.
Очевидно, что этот мужчина целенаправленно шел на разжигание конфликта, ему не понравилась символика лезгинской организации на наших футболках, при этом на все наши замечания относительно его постоянных переходов на национальности он начинал говорить о том, что в Исламе нет национальностей и, что мы находимся в Доме Божьем.
Добавил, кстати, что им якобы (как я понял, таким же националистам, как и он) дали команду не вмешиваться в околомитинговые дела. Как у нас говорят «кьадай чка галачирди» (скользкий тип). В итоге сказав друг другу «Ас-саламу алейкум», мы покинули Джума мечеть.
Дальнейший путь наш проходил через район, известный под названием Магал, наверх, к крепости. Следует отдельно поговорить об этой части Дербента. Это древнейшие кварталы города, которые были образованы еще во время арабского правления, когда город был поделен на 9 кварталов (магалов), каждый из которых имел свою мечеть.
В магалах
Соборная мечеть города объединяла эти кварталы. Находились они между двумя городскими стенами крепости, которые вели с горы прямо к Каспийскому морю, вплотную примыкая к самой цитадели. В последующие века магалы стали внутренней частью города, где проживали зажиточные горожане Дербента. Ныне жить в Магале менее престижно, чем, к примеру, на Проспекте.
На улицах было много детей, представители старшего поколения пили чай прямо на порогах своих домов. Местное население привыкло к повышенному вниманию к ним и к Магалу со стороны различных специалистов и фотографов, поэтому отнеслись к нашей фотосессии равнодушно. Повсеместно была слышна тюркская речь.
Пройдя сквозь магалы, мы попали на улицу, с которой нашей группе открылся потрясающий вид снизу на Нарын-калу. Это были ступеньки ведущие прямо к входу в крепость. Лестница представляет собой довольно крутой подъем, который не всем может даться легко.
Двигаясь дальше от магалов, мы прошли в сторону цитадели «Нарын-кала» и провели фотосъемку величественной крепости. Нарын-кала
Цитадель Нарын-Кала построена в эпоху раннего средневековья. Возводили крепость в эпоху сасанидского правления, по чертежам и схемам персидских архитекторов, но местными жителями. Современный комплекс несколько раз перестраивался, добавились городские стены, возводились множество башен и крепостных ворот.
Однако имеются свидетельства, согласно которым, древнейшая кладка крепости относится к албанскому периоду. В доказательство этому найдена надпись древнеалбанским языком на стене цитадели.
Если Вы любите древность, значит, Вам обязательно нужно посетить Нарын-калу. Здесь сохранились ханские бани 17 века; огромный резервуар для воды; древнейшее крестообразное водохранилище, относящееся к христианскому периоду истории Дербента; прямоугольное водохранилище; ханский дворец 18 века; зиндан (тюрьма) глубиною 11 метров, ханская канцелярия 18 века и многие другие очень древние руинированные сооружения.
У центральных ворот крепости мы сделали несколько групповых фото на память. На выходе из цитадели нам повстречалась лезгинская свадьба. Впереди шли барабанщик и зурначи, позади жених с невестой и остальная процессия. Думаю, это хорошее завершение нашего визита в Нарын-калу. Сувенирная лавка у цитадели Нарын-кала
Уже по пути на южную автостанцию мы заехали в Лезгинский театр имени Сулеймана Стальского. Поприветствовав работников театра и представившись им, мы сделали несколько снимков снаружи и внутри, и продолжили свое движение в сторону автостанции.
Обязательно следует сказать пару слов про дербентцев. В целом это более приветливый и отзывчивый народ, чем махачкалинцы. Однако в отличие от жителей столицы Дагестана, дербентцы более эмоциональны и менее сдержанны.
Центр жизни в эту пору года в Дербенте перемещается ближе к побережью. Непривычно было видеть практически пустые улицы. Ни пробок, ни машин, ни шума.
Жара в Дербенте не спадала, воздух был раскален. На автостанции практически не было машин, людей было очень мало. Созвонившись с представителем ФЛНКА в Магарамхюре, мы отправились на рейсовой маршрутке на юг, в селение Ново-Гапцах.
Так завершился первый этап нашей экспедиции, в рамках которого участники краеведческой экспедиции посетили два города – Махачкалу и Дербент. Далее на сайте ФЛНКА будут размещаться материалы о посещении группой молодежи горных районов Южного Дагестана по Самурской и Курахской долинам.
Мурад Шихахмедов
Корреспондентский корпус ФЛНКА