Различия мусульман России
Почему татаро-башкирская и кавказская модель исламской практики так отличаются?
Современные татары с башкирами и кавказские мусульмане, живя в России, имеют значительные ментальные различия. Понятно, что в быту, в повседневной жизни татары и башкиры близки к русским (речь не пойдет о причинах данного явления - дабы читатель не ожидал от статьи того, чего в ней нет).
Затронем тему именно религиозной прослойки и влияния ислама на общество в целом.
После распада СССР появилось такое грустное явление, как «этнические
мусульмане», что означает людей, оторванных от исламского знания, идентичности,
отказ от строгого (но при этом и основного) исполнения религиозных норм.
Познания об исламе в основном базировались на воспоминаниях из рассказов
дедушек, бабушек и советской литературы (которая по-своему была дилетантской и
с заведомо скептическим окрасом). Но при этом в обществе сохранялись элементы
соблюдения каких-то норм, которые из сознательного религиозного исполнения превратились
во что-то традиционное для наших народов (даже в советское время продолжали существовать
«русские» и «мусульманские» кладбища).
Это общее и знакомое явление для мусульманских народов постсоветского
пространства, за некоторыми локально-региональными исключениями.
Но в чём же было отличие в религиозной составляющей наших народов? В
среде интеллигенции тюрок Российской Империи XIX века зародилось
религиозно-реформаторское движение джадидизм (от араб. جديدية jadīdiyya, лезг.
цIийивал, тат. жәдитчелек, рус. обновленчество) — это движение ставило целью
модернизацию в толковании Корана и Сунны, а также образовательного просвещения
мусульманской общины.
Помимо спорных моментов, в частности, во взглядах на то, каким должно
быть государство мусульман, в их движении была, несомненно, положительная
сторона — они выступали за просвещение мусульман в светских науках и против
отсталости их от бурно развивающейся Европы.
Вообще, само явление джадидизма не ограничивалось границами
Российской Империи. Спрос на изменение отношения к европейской науке и
образованию от враждебного к необходимому проявлялся в разных регионах
Исламского мира. И даже политические перемены в Османской Империи — танзимат,
младотуркизм, - были следствием таких запросов со стороны интеллектуальной и
политической элиты.
А что же было на Кавказе, в частности, в Дагестане? У нас, можно сказать,
был кадимизм (лезг. куьгьневал, от араб. قديم — старый, древний) — консервативное
движение среди мусульман, которое противопоставляло себя джадидизму,
распространенному среди тюрок Российской Империи.
Из числа джадидских просветителей были известны Али Каяев и Бадави Саидов из Дагестана, издававшие газету на арабском языке «Джаридат Дагистан» (1913-1919). Среди адыгских просветителей были Сефербей Сиюхов и Нурби Цагов, балкарские улемы И.Эфендиев и С.Чабдаров, и это не полный список джадидов Кавказа того времени. Все они выступали за новую методику преподавания, а также расширения образовательных предметов в медресе.
Однако российская администрация старалась взять реформаторство под свой контроль. К тому же, в отличие от джадидизма в Повольжье, Урале и Средней Азии, на Кавказе победила «партия» старого порядка в исламской образовательной системе — кадимиты. Говоря о кадимизме в Дагестане, надо понимать, что на Кавказе был теологическо-философский вакуум, он как бы застыл в начале XIX века и за столь короткое время от просвещения до большевизма джадидизм не успел закрепиться на Кавказе. Возможно именно это и предопределило различия в цивилизационном и ментальном аспектах исламских общин Кавказа и Поволжья.
Однако попытки реформирования старого порядка на Кавказе были и раньше, важный перелом был при Шамиле, когда мусульмане Дагестана и Чечни последовали за выборным амиром, который боролся с доисламскими устоями, вредившими обществу, он же и отменил институт рабовладения, а также строил медресе на подконтрольных территориях для просвещения народа.
Но деятельность Шамиля нельзя назвать джадидизмом. Тогда произошёл надлом в общественном сознании горцев, но достаточных изменений в теологическо-образовательном поле не произошло.
Тематическая часть
Так что же сделало нас непохожими, несмотря на одну веру и проживание в
рамках одной страны? Только ли в национальном характере дело? Вовсе нет,
причина кроется в последствиях нашего горского консерватизма (кадимизма) и
татарского модернизма (джадидизма).
В одной из статей я
мельком упомянул эту проблему. Дело в том, что советская модель
противопоставляла светское просвещение просвещению религиозному. Нашим
кавказским отцам и дедам представляли это так, будто бы раньше религиозность
наших общин препятствовала образовательному просвещению населения, которое зациклилось
на чтении Корана и арабской грамматики.
Это противопоставление дало свои плоды, в итоге для горца проучиться до
академика по физике, быть доктором в медицине — означало быть безбожником,
демонстрирующим свою полную непричастность к исламским нормам и обрядам,
бытующим у его соплеменников. Эта манипуляция над сознанием проявляется у
старшего поколения даже в наши дни.
В немалой степени этому ненамеренно способствовали наши алимы, которые
настаивали на том, что главное в медресе научиться молитве, чтению Корана,
правильному пониманию хадисов, а светское образование в «кафирских» школах —
дело излишне обременительное для мусульманина, если не сказать вредное.
Вот что говорил один из дагестанских шейхов Шуайб-афанди аль-Багини (1853-1909) о "шайтанских науках и иблисских книгах":
"Они приступили к строительству школ, чтобы изучали их шайтанские науки, и иблиские книги, и люди со слабой верой стали склонятся к ним, и ожидать от них помощи говоря, что имущество не приобретается с изучением религиозных наук, а приобретается оно с изучением русских (светских) наук в школе. Посмотрите, разве будет и останется вера того, кто так говорит?!
А наша цель – если пожелает Всевышний Аллах – строительство медресе для изучения исламских наук в многочисленных местах и больших городах".
Конец цитаты. Именно это противопоставление "исламских наук" и "русских наук" и сыграло свою роковую роль в дальнейшем.
В итоге, мусульманин Дагестана с большой вероятностью был консерватором,
человеком старого мышления во многом, тогда как атеист Дагестана воспринимал «исламскость»
своего общества как отпечаток отсталости народа, который можно преодолеть лишь
через деисламизацию общества.
А чего же добились джадидиты в XIX-XX-м веке в татарском обществе? Они
заложили базу в религиозном сознании своих соплеменников, при котором светское
образование — не враг мусульманину и не враг исламу вообще, а даже наоборот —
дело полезное и нужное.
В итоге этот манипулятивный трюк атеистической пропаганды «религия выступает
против светского образования и прогресса, религия — яд!» не дал тех
результатов, которые удались в кавказском обществе, для татар не было
внутренней дилеммы между исламом и светским образованием, возможно, это стало и
фундаментом к формированию татарской элиты советско-российского периода — элиты
национально-патриотичной, не только не настроенной скептически к исламу, а даже
более естественно следующей в исполнении исламских норм.
И речь идёт не только об элите правительственной, но и интеллектуальной. При ней даже светские татары не отрывались от исламских
элементов своего общества, а наоборот, воспринимали религиозные и традиционные
обряды как неотъемлемую часть своего народа, чего нельзя сказать как о дагестанских
«философах», которые явно эксплуатируют внешнюю религиозность для рейтингов и
легитимности своих околотеологических умозаключений, так и об атеистах среди академического,
ректорского, преподавательского сообщества.
Активист Молодежного департамента ФЛНКА в Дагестане
Малик Бутайрин
.
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.
Возможно Вам будут интересны:
The Washington Times: Мусульманская Россия?
Абдулатипов считает допустимой ношение религиозной одежды в школе
Ислам поможет нам сохранить чистоту и сплоченность народа
Ислам поможет нам сохранить чистоту и сплоченность народа
Убийство директора школы в Дагестане - новая попытка сорвать диалог?