Ислам поможет нам сохранить чистоту и сплоченность народа
Абдулгашум Абдулгашумов, Председатель Совета имамов Ахтынского района.
- Мы сегодня не можем похвастаться большим количеством верующих и соблюдающих мусульман в лезгинских районах. Но стоит отметить, что они все достаточно грамотно, чисто выполняют свои обязанности в исламе. Я об этом говорю, поскольку, к сожалению, в иных районах и странах есть мусульмане, которые могут и исламские обязанности выполнять, и одновременно выпивать, грешить. Могу сказать, что у нас такого нет.
В исламе нет принуждения. Потому наш долг - просвещать людей и объяснять им смысл ислама. При этом, я не могу сказать, что люди, которым мы стараемся объяснить смысл религии, не внимали бы нам, отрицали существование Аллаха. Просто им еще нужно самим прийти к вере. Все-таки наш народ 70 лет воспитывали в безбожии и невежестве по поводу своей религии.
К сожалению, наш народ мягкий в деле противостояния социальным порокам. Пороков у нас много – и потребление спиртного, и курение, и увлечение наркотиками. Мы всеми силами стараемся с этим бороться. Мы должны сохранить духовное и физическое здоровье хотя бы молодого поколения. Да молодежь и сама начала все это уже отвергать. Многие из них увлекаются интернетом, многие – спортом, многие – уже вошли в ислам.
Так, что значительная часть лезгинской молодежи уже свой выбор сделала. Но при этом, с молодыми, конечно, другие проблемы. Многие из них слишком горячи и поспешны в своих решениях. Многие, думая, что они освоили самое правильное понимание религии, ослушиваются старших. Эта проблема большей радикальности молодых не обошла стороной лезгинские села и районы.
Однако эта проблема больше характерна для Магарамкентского и Дербентского районов. Эти районы расположены ближе к Азербайджану. А влияние радикальных идей к нам оттуда идет. То же самое касается интернета, где в свободном доступе молодежь получает лекции и статьи радикальных проповедников.
Но те молодые мусульмане, кто стоит на правильном пути, знают, что брать из интернета, а что нет. Ведь знания брать по исламу не запрещено, а наоборот поощряется. Все зависит от того, что ищет каждый человек. Что касается нашего района, то такое у нас встречается не так часто. В основном наша молодежь идет по правильному пути, приходит именно к тому пониманию ислама, какое нам заповедовал наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха).
В целом, могу сказать, что в основной своей массе лезгинская молодежь уже становится на путь ислама. Молодежь идет к истине, тянется к духовной чистоте. Наш народ меняется на глазах. Даже выпивка уже во многих лезгинских селах уже не в моде. Выпивающих больше осталось именно в тех районах и селах, где нет духовных наставников, где нет проповедников, могущих разъяснить людям запретность и пагубность этой привычки.
Это же настоящая беда Южного Дагестана – отсутствие должного количества знающих и мудрых мусульман, которые могли бы стать духовными лидерами для своего народа. Мы же стараемся делать все от нас зависящее, чтобы покрыть этот дефицит в духовных кадрах. Но мы не успеваем везде. А из-за острой нехватки знания, информации об исламе, об истине страдают многие жители сел, районов.
При этом мы учим верующих быть братьями. В исламе же нет национальности. Мы все – от одного Создателя. Но это не мешает и не запрещает нам любить свой народ и свою родину. Конечно, если я лезгин, я имею право и должен заботиться о своем народе, наставлять его. Но не ограничиваться этим, не ставить свой народ выше остальных. Поскольку Создатель запрещает национальную гордыню и рознь.
Я лично не могу оценивать людей, кто верующий, а кто – нет. Если любого лезгина сегодня спросить, верит ли он в Создателя, то большая часть отвечает - да, хвала Аллаху, верю. И мы не должны отвергать своих родных и близких, если они пока не соблюдают все предписания религии. Мы должны дать им правильное понимание религии.
Мы должны работать с ними, приглашать к себе, зазывать их на уроки. Кто еще не обладает знаниями, еще грешит, выпивает – надо стучаться к нему в сердце, взывать к его разуму, объяснить всю красоту и глубину ислама. Надо собирать на помощь нуждающемуся джамаат, если надо, построить ему дом, если у него нет жены – поженить.
Только так мы можем спасти своих близких, возродить веру и сплоченность своего народа. Мы должны быть с народом, а каждый мусульманин – с джамаатом, с общиной верующих. Это нам завещал наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха). И именно так и жили все наши великие предки и ученые, начиная от первых мусульман-лезгин до таких ученых, как Мухаммад Яраги, Гасан Алкадари и др.
Информационно-аналитический центр ФЛНКА