Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Противоречия в среде лезгинских мусульман и потенциал лезгинских имамов

Руслан Гереев

Лезгинские села, являвшиеся некогда жемчужиной мусульманской культуры и образования Дагестана, сегодня представляют печальное зрелище – забывшее о духовности пост-советское поколение, пьянство, наркомания, пропасть непонимания между старшим поколением и молодежью…

О том, каков потенциал нового поколения лезгинских имамов и мусульманских лидеров в преодолении этих проблем, мы сегодня беседуем с руководителем группы мониторинга молодежной среды Республики Дагестан, экспертом Центра исламских исследований Северного Кавказа Русланом Гереевым.

- Каков уровень и степень популярности наиболее известных лезгинских имамов Дагестана? Являются ли они авторитетами в среде верующих?

- На сегодняшний день, по Южному Дагестану у нас только насчитается около шести имамов, которые с точки зрения уровня образования и авторитета среди верующих достойны занимать свое место. В целом по Дагестану у нас более 24 лезгинских имамов, которые работают за пределами Юждага.

Но, с точки зрения глубины исламских знаний, религиозного авторитета, влияния на верующих, среди них нет фигуры, способной стать духовным лидером общелезгинского масштаба. У нас, как и во многих других районах Дагестана существует глубочайший раскол и в самой мусульманской общине, и в молодежной среде.

Эта проблема нас особенно коснулась потому, что у лезгин более массовая трудовая миграция по сравнению с другими народами. У нас молодые люди, в том числе и имамы, покидают республику и перебираются на российский Север или куда-нибудь еще в поисках заработка.

Проблема социальных пороков, пьянства, наркомании в лезгинских районах стоит предельно остро, как нигде в Дагестане. К примеру, в тех же аварских и даргинских районах проблему пьянства и спаивания населения полностью решили именно имамы. А лезгинские имамы с этими проблемами пока не справились. Это говорит о том, что у лезгинских имамов пока нет того авторитета, который должен быть.

- С чем это связано? Ведь количество верующих в лезгинских районах стремительно растет в последние годы…

- Проблема вот в чем. Определенная часть молодежи, приходящей к исламу в последнее время, ориентирована на салафитскую версию ислама. А у лезгинских имамов сегодня именно в салафитской версии ислама наблюдается недостаток знаний, поскольку они больше ориентированы на сохранение традиционной для наших районов версии ислама – с уважением к прежним духовным лидерам, с уважительным отношением к власти и местным национальным традициям.

Эту проблему недостаточного авторитета наших имамов среди салафитской части нашей молодежи не могут восполнить их знания, которые они получали в местных исламских вузах, проводящих линию на поддержку традиционной версии ислама. Да у нас и такое образование получивших имамов мало. В основном, те, которые после 90-х годов имели возможность отучиться за рубежом.

В первую очередь это касается учебы в Сирии, где исламское образование имеет свою специфику и свой внутренний характер. Поскольку оно занимает промежуточное состояние между суфийским и салафитским направлением.

- А разве среди молодых верующих, среди лезгинских студентов зарубежных исламских вузов нет перспективных лидеров?

- У нас более 42 студентов лезгин, которые обучаются в зарубежных исламских вузах, и рассматриваются как перспективные лидеры мусульманской молодежи. Они учатся в Египте, учились в Сирии до массовых волнений, даже есть обучающиеся в Судане.

Много также выезжающих в Европу – к примеру, в Косово. Нам ставку делать надо сейчас на новое поколение религиозно образованных людей. Многие из них приступят к работе с верующими только через несколько лет. То есть это потенциальные лидеры, будущие имамы лезгинских районов.

Но пока на сегодняшний день они являются студентами. Все анализы, все прогнозы показывают, что именно они смогут исправить ситуацию. Поскольку только обучившиеся за рубежом студенты смогут стать авторитетами для верующей лезгинской молодежи. Но у данной молодежи есть один существенный недостаток – слишком однобокое видение ислама и его роли в обществе.

У них мало знаний о том, как вести проповедническую и просветительскую деятельность в обществе, где проживает много различных народов, представителей разных религий и социальных групп. У них мало опыта конструктивного взаимодействия с властями, мудрого и последовательного диалога с несогласными с ними представителями старшего поколения.

И, тем не менее, дагестанская молодежь уже сегодня дает понять, что назрела необходимость создания уже на территории Северного Кавказа официально зарегистрированного салафитского исламского вуза. В этом может быть и есть некоторый смысл. Хотя бы для того, чтобы наша молодежь не выезжала за рубеж в таком массовом количестве.

Но в основу работы такого вуза, если он будет открыт, должна лечь ключевая цель, которую он должен преследовать – это подготовка имамов, с точки зрения, воспитательной и образовательной деятельности в многонациональном и многоконфессиональном обществе с предельно уважительным отношением к местным традициями и духовному наследию кавказских и российских мусульман.

- В каком из лезгинских районов сегодня состоялось наиболее зрелое мусульманское сообщество? И в чем основные проблемы такого становления?

- Ситуация у нас на сегодня такова, что некоторые эксперты заявляют о стремительном росте влияния салафитского ислама в Южном Дагестане. Причем в этом отношении по количеству салафитских имамов, мечетей и общин верующих, в первую очередь, называют Магарамкентский и Сулейман-Стальский районы.

Что касается Ахтынского района, то он исторически был культурным и духовным центром Южного Дагестана. Здесь находится одна из древнейших мечетей республики. Здесь даже в советские годы сохранялась религиозная база, верующие продолжали открыто получать исламские знания.

Если взять Курахский район, то за советские годы мусульманская богословская и культурная база была здесь практически напрочь утеряна. Курахским мусульманам еще предстоит огромная работа по возрождению из практически полного небытия своего славного исторического наследия и формирования новой мусульманской общины.

О тяжелой ситуации в Курахском районе в этом отношении говорит даже тот факт, что имамом Курахской мечети долгое время являлся аварец. На слабость исламской кадровой, преподавательской и просветительской базы в лезгинских районах очень сильно влияет глубочайший раскол в лезгинском обществе.

Такой идеологической пропасти между неверующим старшим поколением и верующей молодежью нет нигде больше в Дагестане. Непонимание между неверующими отцами и верующими сыновьями просто катастрофическое. И проблема не только в отцах, как об этом заявляет горячая молодежь.

Но и в самой молодежи, не готовой считаться с авторитетом старших, с их опытом жизни, с их трепетным отношением к местным традициям. Сейчас только делаются попытки, чтобы организовывать какие-то объединяющие проекты – меджлисы, круглые столы, собрания имамов.

Но чтобы восстановить потенциал лезгинских имамов, ученых и просветителей и возродить славные интеллектуальные и духовные традиции Мухаммад Яраги, Гасана Алкадари, понадобятся годы кропотливого труда.

Интервью подготовили Альбина Курбанова, Селика Рамазанова

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Собрание имамов в Табасаране

Р. Абдулатипов "Надо провести аттестацию имамов мечетей"

Руслан Гереев: Представительство ФЛНКА в Дагестане и проблемы лезгинских районов

ФЛНКА актуализировала проблему единства верующих лезгин

У лезгинских мусульман нет признанного духовного лидера

Комментарии (10)
Комментарий #10, дата: 25 апрель 2012 09:12
us5ma, вроде бы Милрад Фатуллаев

Комментарий #9, дата: 24 апрель 2012 22:02
В Махачкале избит журналист еженедельника «Настоящее время» Руслан Гереев


Как рассказал РИА «Дагестан» сам Р. Гереев, инцидент произошел сегодня вечером в Махачкале на проспекте Акушинского.

«На меня напали несколько неизвестных лиц, и начали избивать прямо на улице», - сообщил Р.Гереев. По его словам в настоящее время он проходит медицинское освидетельствование. На лице потерпевшего имеются ссадины, а на теле - ушибы.

Обстоятельства произошедшего выясняются.

Комментарий #8, дата: 20 апрель 2012 22:27
Цитата: Хкемжуь
...Безработица и все иные негативные последствия проявляющиеся в нашем регионе это в первую очередь вина нашего народа! И ничья больше. Ни даргинцы, ни аварцы, ни наша элита и политики в этом не виновата. Каждый народ имеет такого правителя и такой уровень жизни которого он заслуживает!


Большей частью это действительно так. Аварцы, даргинцы или те же азера играют каждый на своих интересах, почему они должны играть на лезгинских?
А вот по части элиты - это абсолютно не так, кто ж должен думать о своем народе, если не его элита? В противном же случае, любой народ попросту обречен.

Комментарий #7, дата: 20 апрель 2012 21:42
В даргинских районах решена проблема пьянства.Ну во первых это не правда иначе кто тогда танцевал на всем известной свадьбе,уж не лезгины ли.
А во вторых лучше пьянство,чем Губденизация или Гимри-Балаханизация Лезгистана.Ибо случись это лезгины просто перестанут существовать как народ,будет просто тупое аля-афганское стадо.

Комментарий #6, дата: 20 апрель 2012 13:40
Одна из немногих публикаций, где автор пытается проанализировать конфликты интересов в религиозной сфере Юждага (не только то что было, но и то что будет ).Религия одна из главных опор самосознания народа - поэтому изучение ее внутренних "механизмов" очень важная составляющая для общей оценки ситуации в Юждаге.

Комментарий #5, дата: 19 апрель 2012 17:38
Хочу поддержат Фармана так как задача обьединения лезгин не должна идти под знаменем ислама. Сейчас Ислам переживает не лучшие времена и много противоречий и разделенности. Вот когда народ обьединится,то этот вопрос будет на "повестке дня",чтоб идти истинным путем не давая повода искажать суть,то есть поклонению Всевышнему и веру в АЛАХАи Его предопределение и.т.д. Но сейчас тоже никто не запрещает придерживаться веры и каждый может совершать поклонение и идти в Хадж. Нам сейчас,касаясь нашего народа нужно обратить внимание на то,чтобы сплотить нас идеей,что всегда в сознании всех людей двигала их к цели. Наша цель на данном этапе,не пропасть как народ,воссоединить нашу разделеннось искуственной границей и прикладывать усилия именно в этом направлении. Вот только при таком варианте событий,когда мы будем вместе,тогда и остановим всю ту ДЕГРАДАЦИЮ,что сейчас присуще в лезгинском обществе. Думаю,что доказывать сейчас друг другу кто прав и как и за кем идти в исламе не наша задача. Уверен в вере у нас есть направление,это Пророк Муххаммед и другого нам не нужно.

Комментарий #4, дата: 19 апрель 2012 16:17
В Курахском р-не много образованных молодых людей, которые получили высшее религиозное образование в Египте, Сирии, Саудии, Эмиратах. Но они не входят в пределы нормативов ДУМД. Сейчас Курах- это два лагеря.

1) ДУМДовцы, зеленые тюбетейки которых служат этаким символом не только карьерного но и материального благополучия.

2) И молодое поколение, не признающее тарикатское направление. У вторых практически нет возможности устроиться на работу, потому что их взгляды не устраивает официальные органы власти.

Комментарий #3, дата: 19 апрель 2012 16:03

О тяжелой ситуации в Курахском районе в этом отношении говорит даже тот факт, что имамом Курахской мечети долгое время являлся аварец.


Да. Имам Курахской мечети аварец по национальности, жена лезгинка . Прекрасно владеет лезгинским языком. Ведет хутбу (проповедь) на лезгинском языке.Но самое интересное в следующем.
Дело в том, что некоторые пристройки к древней мечети, у входа которого до сих пор стоит каменная стелла 1325 года с надписью о границах Курахского вольного общества, в свое время построили на деньги нынешнего главы администрации Гамидова Сефербега.
Все эти пристройки не только испортили архитектурный облик одной из древних мечетей в России, но к тому же по его распоряжению в мечети висит большой фотопортрет сына Гамидова Сефербега, убитого в пьяной поножовщине на чьей то свадьбе . Банальные доводы о том что это не нормально сводились к конфликтам, увольнянлись родственники тех кто пытался в чем то возразить. Несколько раз молодежь срывала фотопортрет, дрались, конфликтовали. После этого все записывались в списки "Вахабитов".
На вопрос "дозволено ли это это в Исламе", имам Курахской мечети Шамиль (которого я лично уважаю) тихо опускает глаза. То есть людей загнали в такие рамки-шаг в лево, шаг вправо и ты ВАХАБИТ

Комментарий #2, дата: 19 апрель 2012 14:25
Фарман, неужели вы думаете, что лезгины чрезмерно увлекутся религией? Я не верю. Дословно получается, что вы говорите-" Лучше со слабым исламом (слабым иманом) чем с Исламом и его направлениями" Большего заблуждение чем алкоголь(пьянство) и разврат думаю нет. Что касается аварских и даргинских районов, то это уже вопрос менталитета. Наши могут договорится, прийти к консенсусу, найти компромисс. Безработица и все иные негативные последствия проявляющиеся в нашем регионе это в первую очередь вина нашего народа! И ничья больше. Ни даргинцы, ни аварцы, ни наша элита и политики в этом не виновата. Каждый народ имеет такого правителя и такой уровень жизни которого он заслуживает!

Комментарий #1, дата: 19 апрель 2012 14:01
Черезмерное увлечение религией может вести народ в тупик-это мы видим в основным мусульманских странах.У нас основной проблема это безработица.По моему мнению религия нам нужен до определенного момента,потому что Ислам разделен на несколько направлений.И имамы этих направлений,каждый по-своему толкуют и ведут молодежь в заблуждение.Доказательство это можно увидеть в основным аварских и даргинских районах который показывает Руслан Гереев.Там почти каждый день погибает молодежь.А проблему пьянство и наркоманию надо решать в семейном воспитание.Яне думаю что появление религиозного авторитета, будет решать Лезгинскую проблему-воссоединение Лезгинских Земель-наборот, это опять будет разговоры "О братствах мусульман"который на руки бакинским властям.



Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия