Абдулгашум Абдулгашумов: «Сейчас лезгинские мусульмане находят себя заново»
Абдулгашум Абдулгашумов |
В конце месяца Рамадан ФЛНКА организовала во всех лезгинских районах Дагестана благотворительные ифтары. За праздничными столами складывались новые знакомства, укреплялись старые связи, обсуждались новые планы и проекты. Особенно глубокая беседа сложилась с одним из авторитетов Южного Дагестана - председателем совета имамов Ахтынского района Абдулгашумом Абдулгашумовым. В ней и признание проблем, и предостережения молодежи, и праздничные поздравления, и наставления ФЛНКА…
- Сегодня мы находимся в легендарном селе Ахты, которое дало Южному Дагестану, всему Дагестану, России огромное количество героев, писателей, поэтов. На сегодняшний день среди ахтынской молодежи наблюдается ли такое же стремление к образованию как в прежние годы? Стремление к тому, чтобы на разных должностях добиться больших показателей, как ученым, бизнесменам, управленцам?
- Конечно, так было, есть и, дай Бог, будет. Все люди стремятся к большим успехам. Не всем это по возможностям, но стремление у молодежи есть. Самое главное, оставаться на правильном пути, в Исламе, как наши отцы и деды, принявшие религию Единобожия от самых первых поколений мусульман. Нельзя допускать появления новых течений и форм, у нас сохранились старинные книги, в которых все написано. То, что сейчас пишут, придумывают какие-то новые брошюрки, это нереально, потому что у них нет фундамента.
- В истории селения были такие легендарные ученые, поэты, как Ахцегь Назим, Мирза аль Ахты, Бейбала Ахтынский, . Молодежь знает об их жизни?
- Да. Причем многие известные ахтынцы, особенно до революции были праведными и образованными мусульманами. Мои прапрадедушка и дедушка были имамами здесь где-то в 1880-е года. Он сам написал книгу «Толкование грамматики», которая хранится у меня. Исходя из этих книг, мы уже знаем, кто мы сами. В течение семидесяти лет советской власти все, что касалось религии, исчезло почти. Сейчас мы по книгам наших отцов, ученых находим себя заново, кто в какой тухум (род) входит.
- Раз уж мы затронули этот вопрос. В советские годы в Ахтах все мечети были закрыты, разрушены?
- Почти все. Потом нам отдали нашу джума-мечеть.
- Ее использовали, как музей или как склад?
- В ней находился музей. Она достояла до наших времен, но от старой мечети там остались только стены, все остальное было изменено. Мы ее отремонтировали, поменяли крышу. С ремонтом нам помогли бизнесмены, глава администрации Мурсалов Сафидин всегда поддерживает и помогает. Он выделил из фонда около четырех-пяти миллионов.
- Сколько мечетей сохранилось на момент, когда рухнул Советский Союз?
- До революции у нас только в центре было семнадцать мечетей. Сейчас старых мечетей осталось около восьми-девяти, из них уже сделаны три. Мы их понемногу реставрируем. Это дорого. На реконструкцию джума-мечети уже потрачено около восьмидесяти миллионов, а реконструкция завершена на 70%. Хорошо, что помогают бизнесмены. Абдуселим, бизнесмен, выделил для нас железо и продолжает помогать.
- Сколько всего мечетей сейчас старых и новых в селении?
- Девять, из них функционируют пять мечетей.
- Кто в основном молящиеся, молодежь или старшее поколение?
- Старых людей мало осталось. Много пожилых и молодежи, которая учится в мечети. И в основном все ходят в джума-мечеть.
- В Дагестане распространено мнение, что из-за советского воспитания поколение пятидесяти-шестидесяти летних не принимает Ислам. Возникает конфликт между молодежью и поколением их отцов. В Ахтынском районе есть проблема непонимания между отцами и детьми?
- Есть такое, и не только в Дагестане, повсюду. Они отрицают и наши книги и наших отцов. Ставят свое мнение так: «я и мой Аллах», но религия была не так поставлена. Нужно учиться, знать историю, нужно идти дорогой праведных предков.
- Чего не хватает в работе с молодежью? Книг, образованных людей. Может быть нужно издавать газету, давать время в телеэфире? В чем ощущается недостаток в районе?
- Вроде бы все есть, и выступаем раз в неделю по телевидению. Каждую джума транслируют. Но чего-то им видимо не хватает. Некоторые не воспринимают, не знаю, чего они хотят, какие у них цели. Желаю им, чтобы они могли любить нашего пророка, и идти по Исламу так, как он постановил для нас. Путь Ислама благодатен. Но есть такие, кто не соблюдает предписания религии, не молятся. Пьют, курят и тому подобное. Но большинство все же начинает ориентироваться на ценности Ислама.
- Как вы оцениваете благотворительные ифтары, которые ФЛНКА организовала по лезгинским районам в месяц Рамадан?
- Скажу честно – такого наши районы еще не знали. Чтобы московские, тюменские братья помогали нам в организации праздничных застолий. Чтобы все мусульмане района собирались за одним столом. Чтобы к нам на ифтары приезжали гости из соседних районов – Докузпаринского, Рутульского, Агульского…
Это огромный шаг к сближению и консолидации лезгинского народа. Я думаю, что еще долгие месяцы после этих ифтаров мусульмане по всему Южному Дагестану будут обсуждать их, вспоминать теплым словом ФЛНКА и наших братьев – лезгинских мусульман Москвы, Тюмени и других городов.
- И, наконец, ваши пожелания ФЛНКА…
- Во-первых, я от всего сердца благодарю ФЛНКА за эти массовые праздники, которые она нам организовала в месяц Рамадан. Во-вторых, я поздравляю весь коллектив автономии. Пусть Аллах примет ваши добрые деяния, ваши пожертвования и ваше усердие на пути самоотверженного служения своему народу. В-третьих, хочу обратиться к руководству ФЛНКА в лице Арифа Керимова…
Ариф-стха, Аллах периодически посылает нашему народу достойных лезгин, которым удается собрать народ воедино и направить его к возрождению. Я прошу Аллаха, чтобы та работа, которую вы проводите со всем своим коллективом, помогла избавить наш народ от пороков, от слабостей и грехов, чтобы мы вновь стали сплоченным и сильным народом, достойной частью уммы нашего пророка. Во всех ваших этих деяниях духовные лидеры лезгинского народа всегда будут проводниками нашей автономии – ФЛНКА. И пусть Аллах вознаградит вас всех за вашу искренность и преданность своему делу.
Альбина Курбанова
Корреспондентский корпус ФЛНКА