Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Историческую правду не скрыть

Новый анализ сведений еще раз подтверждает исконность названия «Лезги мискIи» - «Лезги мечеть»

В лезгинском сообществе периодически возобновляется обсуждение вопросов, связанных с названием мечети «Лезги миски» («Лезги мечеть») в Баку. Насколько правомочно с мечети была снята табличка с указанием «Лезги миски»? Чем и кому так мешало устоявшееся название? И какие были основания у Минкульта Азербайджана считать название «Ашурбековская мечеть» более справедливым?

«Лезги мечеть» в международной повестке ФЛНКА

Проблема «Лезги мечети» в контексте сохранения культурного наследия коренных народов Азербайджанской Республики неоднократно поднималась ФЛНКА на международном уровне. В частности, она вошла в повестку международной конференции «Проблемы лезгинского и аварского народов, разделенных государственной границей между РФ и АР и пути их решения». Приведем фрагмент из выступления на конференции члена Совета ФЛНКА А.Саркарова:

«…Еще один вопиющий пример – снятие таблички «Лезги мечеть» с памятника исторического наследия ЮНЕСКО. И в данном случае эту акцию хотели осуществить руками лезгин. Религиозной организации, зарегистрированной при «Лезги мечети», поставили ультиматум: ее перерегистрируют, если она изменит название с «Лезги мечеть» на «Ашурбекскую». Но члены общины не пошли на этот шаг, добавив, что помимо прочего не имеют таких полномочий. В итоге власти название мечети все равно сменили, объяснив свои действия тем, что возвратили ей историческое имя. Но это не соответствует действительности, так как подобные попытки, предпринятые в советское время, нашли противодействие в лице редакции журнала «Наука и религия» и Центрального Совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Общественный деятель Иззет Шерифов предоставил доказательства древности названия «Лезги мечеть» редакции журнала и обществу охраны памятников. Конфликт был исчерпан, но власть уже независимого Азербайджана через двадцать с лишним лет все равно сделала по-своему. Действия властей лезгинами расцениваются как сознательное уничтожение исторических свидетельств о лезгинах и их культурном наследии в Азербайджанской Республике…»

Вопрос переименования «Лезги миски» прозвучал в альтернативном докладе, подготовленном ФЛНКА к заседанию Совета ООН по правам человека в 2013 году.

Кроме того, данная проблема обозначена заявлении ФЛНКА от 2015 года, представленном делегацией Автономии в ходе совещания Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, принятом и опубликованном на официальном сайте ОБСЕ. Ознакомиться с текстом заявления можно по ссылке.

Данная тема также освящена на страницах обширного Отчета по итогам организованной ФЛНКА поисковой миссии с участием депутатов Европарламента в Дагестане (Российская Федерация) и Азербайджанской Республике "Демократия и права меньшинств в Азербайджане. Проблемы лезгинского народа". С оригиналом отчета можно ознакомиться на сайте Организации непредставленных народов (UNPO) - по ссылке, в переводе - на нашем сайте.

Исследование Мансура Кюреви

На этот раз внимание к этой теме было привлечено из-за новых сведений и соответствующего исследования Мансура Кюреви, результаты которого были опубликованы на странице сообщества «Лезгинский почти интеллектуальный клуб» в Фейсбуке. Изложенные им данные проливают свет на различные аспекты истории «Лезги миски». Кюреви приводит веские аргументы в пользу справедливости наименования мечети именно «Лезги миски», а недавно принятое в Азербайджане название «Ашурбековская мечеть» убедительно представляет как искусственное. Предлагая желающим напрямую ознакомиться с публикациями Кюреви по ссылке, ниже мы разложим приведённые там аргументы по категориям:

Историчность и научное признание названия «Лезги миски»

  • Первое упоминание этой мечети в художественной литературе было обнаружено автором в журнале "Наши достижения", выходившем в свет под редакцией Максима Горького. В №4 журнала за 1935 год есть статья С.Гехта "Бакинцы" (стр. 119-143). В одном месте этой статьи рассказывается об осмотре некой группой людей "Старого города" в Баку: "Они осмотрели все восемь мечетей крепости: Сынкала-мечеть, Гилек-мечеть, Хидир-мечеть, Лезги мечеть и другие" (Стр.125, №4, 1935, копия страницы журнала приведена автором в публикации).
  • Первое упоминание в научной литературе имело место в 1943 году. В этом году И.П.Щеблыкин издал книгу «Памятники азербайджанского зодчества эпохи Низами». На странице 13 этой книги указано, что «в пределах крепостных стен, на территории старого города Баку, имеется… ряд памятников…, как, например, минарет Джума-мечети, Гилек-мечеть 1309 г., Лезги мечеть 1169 г., Мирза-Ахмед-мечеть 1345 г., Молла-Ахм ед-мечеть 1301 г.» (Копия также приведена в публикации).
  • В 1966 году Л. С. Бретаницкий издаёт книгу «Зодчество Азербайджана XII-XV вв. и его место в архитектуре Переднего Востока» и на её страницах 427 и 445 указывает, что наджжар (плотник) устад (мастер) Ашур, сын Ибрагима, является автором михраба Лезги-мечети в Баку.
  • В 1992 году вышел фундаментальный труд С.А.Ашурбейли «История города Баку», где на странице 148 она пишет: «В юго-восточной части старой крепости, близ Девичьей башни, находится хорошо сохранившийся памятник XII в. Лезги мечеть», а на странице 135 объясняет это название так: «Известно, что мечети обычно строились в главных ремесленных и торговых кварталах города и часто назывались именем этого квартала, например: Лезги мечеть — от квартала лезгин, очевидно, ремесленников, славящихся производством холодного оружия и стальных изделий; Гилек-мечеть — от квартала гилянцев, торговцев шелком; мечеть Баззаз — от торговцев материями». Вслед за Л.С. Бретаницким С.А.Ашурбейли упоминает мастера, создавшего михраб этой мечети: «Внутри мечети над михрабом имеется надпись с датой 567 г. х. (1171—1172 г. н. э.) и именем мастера художественной резьбы — устад-наджжара Ашура сына Ибрагима Бакуйи» (стр. 148).
  • Автор приходит к логическому выводу, что запускаемое в оборот утверждение о том, что «в период нефтяного бума рабочие из Дагестана прибывали в Баку на заработки в промышленные предприятия, а местные жители в Ичери-шехер предоставили им для богослужения эту мечеть», является ложью. Нефть в Ичери-шехер (в старом городе) или рядом с ним никогда не добывалась. В 19 веке добывалась «лёгкая нефть» в Балаханах, а «тяжёлая» – в Сураханах. Эти места находятся на расстоянии от 10 до 25 км от «Старого города», где расположена Лезги мечеть. Это слишком далеко от мест добычи, чтобы там могли располагаться рабочие-отходники. Автор исследования задается вопросом - с каких пор бедное трудовое население проживает в историческом центре городов?
  • До 2005 года у власти не было каких-либо серьёзных поводов, чтобы переименовать Лезги мечеть. Потому именно под таким названием она обычно фигурировала при перечислении исторических сооружений «старого» города Баку (Ичери-шехер), который включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
«Лезги Миски» после снятия таблички

Вехи борьбы с названием «Лезги миски»

  • В 1987 году со стены Лезги мечети снимается табличка с названием «Лезги миски», которая там была установлена в период строительно-реставрационных работ в Старом городе, связанных с началом строительства Бакинского метро в конце 60-х годов 20 века, и на её стене закрепляет табличку с фразой «Мечеть XII века». Это говорит о том, что в тот момент другое более «подходящее» название не было найдено, но имело место упорное желание изменить название мечети.
  • В 1989 году, после вмешательства журнала «Наука и религия», табличку с названием «Ləzgi məscidi, 1169 cu il / Лезги миски,1169 йис» вновь повесили на стену мечети, правда, как утверждает М.Кюреви, из её стены бесследно исчез старый камень с указанием исторического названия и года её строительства 
  • В 2010 году власти потребовали от активистов Лезги мечети, чтобы её зарегистрировали под названием «Ашурбековкой», утверждая, что «мечети от наименований национальностей или от наименований мест происхождения людей названия не приобретают». Это было ложью, говорит автор, хотя бы потому, что в древнем Дербенте первые квартальные мечети получили свои названия именно по этому принципу и та же Гиляк-мечеть, расположенная рядом с Лезги мечеть, имеет в своем названии упоминание названия народа гилянцев, занимавшихся торговлей шелком.
  • Была придумана еще одна версия происхождения названия мечети: «Название «Лезгинская» мечеть получила в 1920 году, так как там располагалась рота красноармейцев-лезгин». Авторы этой версии, как подмечает М.Кюреви, вскоре «вспомнили», что в 1920 году в Баку были красноармейцы 11-й армии под командованием М. И. Василенко и члена Реввоенсовета С.М. Кирова и она по национальному признаку не формировалась, т.е. в ней не было и не могло быть роты «красноармейцев-лезгин». Вскоре эту версию забыли, хотя до сих пор она гуляет по интернету, в том числе на рекламных страницах города Баку.
  • В 1998 году в Азербайджане издается новая книга «Архитектурная энциклопедия Баку», где на странице 105 написано следующее: «Л Е З Г И -М Е Ч Е Т Ь - построена в 1169 году устадом Наджафом Ашур Ибрагим оглы. Название мечеть получила на рубеже XIX -X X веков, когда в период нефтяного бума рабочие из Дагестана прибывали в Баку на заработки в промышленные предприятия, а местные жители в Ичэри-шэхэр предоставили им для богослужения эту мечеть».
  • Автор указывает, что, после отказа лезгинского актива мечети регистрировать ее под именем «Мечеть Ашур-бека», власти под предлогом «ремонта» летом 2016 года закрыли культовое сооружение, сняли с него табличку с названием, а подчиненным ведомствам впредь было дано указание называть мечеть «Ашурбековской».

Искусственность названия «Мечеть Ашура» или «Ашурбековская мечеть» 

  • В 2009 году в Азербайджане вышла газетная статья «Aşur» və ya «Ləzgi məscidi» (Mədəniyyət.- 2009.- 28 avqust.- S. 16.), в которой о Лезги-мечети безапелляционно говорилось следующее: «Мечеть была построена в 1169 году мастером Ашуром Ибрагим оглы и в народе называлась «мечетью Ашура». Второе название здания - «Лезгинская мечеть» - появилось либо в XIX веке, либо в начале двадцатого века». Эта статья стала своеобразным обоснованием переименования Лезги-мечети. Как подчеркивает исследователь, никакого другого основания, кроме этой газетной статьи 2009 года, не было предъявлено для обоснования «древности» названия «Мечеть Ашура», и ныне даже Википедия ссылается на неё, как на источник возникновения «древнего» наименования.
  • К имени Ашура, сына Ибрагима, «чиновники от культуры» добавили не только «оглы» вместо арабского «ибн» (сын), но и слово «бек» (бей), чтобы создать, по мнению М.Кюреви, впечатление о тюркском происхождении мастера и полагая, что этим они придают «солидность» имени человека, создавшего михраб в мечети. Но у Ашура не было второго имени «Наджаф», как они пишут, а он был «наджжаром» (плотником), как написано на арабском языке над михрабом мечети. То есть название профессии этого человека - «наджжар» было произвольно превращено в часть имени - «Наджаф». В результате подобных манипуляций, как пишет автор, «получился первый плотник в истории, получивший титул князя (бека), правда, через 800 лет после своей смерти, как и гордое тюркское происхождение, от властей Азербайджана».
  • На данный момент нет оснований утверждать, что в период возведения мечети (60-е годы XII века) тюркский этнический элемент в Баку был сколь-нибудь заметен. Источники и имеющиеся исследования говорят о том, что его население составляли в первую очередь иранские и автохтонные кавказские народы. Потому, делает вывод М.Кюреви, допущение в 1169 году надписи в Баку, содержащей тюркское слово «оглы», является малообоснованным, а в случае надписи внутри мечети и невозможным, так как в мечети все надписи могут быть написаны только на арабском языке.

Финальные аргументы и выводы

В 1987 году на стене мечети в Баку, где красовалась табличка с надписью «Лезги мечеть, 1169 год», неожиданно убрали табличку, а вместо неё появляется другая с надписью «Мечеть 12 века, охраняется государством». Представители лезгинской интеллигенции возмутились этим фактом. Писатель Иззет Шерифов написал письма в разные инстанции, в том числе в журнал «Наука и религия», издававшийся в Москве под эгидой общества «Знание». В этом письме писатель спрашивал: «Кому и для чего понадобилось убирать настоящее название, которое мечеть носила более восьми веков? Какую крамолу здесь усмотрели? Ведь народ – лезгины, чье имя запечатлено в названии мечети, живет и здравствует в Азербайджане, он – абориген этого края». Редакция журнала «Наука и религия» опубликовала письмо И. Шерифова (1987 год, №10, стр.16) и мы его повторяем ниже.

Редакция на основании этого письма со своим запросом обратилась в Министерство культуры Азербайджанской ССР. Министерство ответило журналу и писателю письмом за подписью заместителя министра Г.Абиловой, где было написано:
«Памятник архитектуры «Мечеть» по ул.Зейналлы, 55, в г.Баку, в прошлом именуемая в народе «Лезги мечеть», построена в 1169 году как обычная квартальная мечеть… В письменных источниках Лезги мечеть не упоминается. Таким образом, Ваше утверждение, что этот памятник назывался в течении более чем 800 лет «Лезги мечеть», не соответствует истине». Здесь мимоходом хочу указать на то,- отмечает Кюреви, что у азербайджанских властей на тот момент даже варианта не было, как назвать эту мечеть – никаких названий типа «мечеть Ашура» ни в природе, ни в головах азербайджанских чиновников ещё не было, а было, видимо, лишь жгучее желание «зачистить» Баку от «лезгинского» названия…

Вернёмся к канве повествования. И что же Иззет Шерифов предпринял в ответ? Он сфотографировал камень в стене мечети со старинной надписью на арабском языке, где было указано название мечети и год ее строительства. Это фото он предоставил редакции журнала «Наука и религия». Об этом – об очередном письме писателя в редакцию она написала в журнале (1989 год, №1, стр.8), дав ответу азербайджанских чиновников саркастический комментарий от своего имени такого содержания: «…на каменной кладке стены «обычной квартальной мечети», которой свыше 800 лет, есть полустертая древняя арабская надпись, увековечившая её старинное название, с такой легкостью теперь упразднённое. Интересно, по какой причине?»

Со страниц журнала "Наука и религия"

Под давлением таких неопровержимых «улик» в 1989 году доску с названием «Лезги мечеть» вернули и на некоторое время «отстали» от неё. Но не навсегда. В течение последующих 20 лет азербайджанские власти придумали для мечети «историческое» название «Мечеть Ашурбека Ибрагим-оглы», которое нигде - ни в камне, ни на бумаге, ни в народной памяти не было зафиксировано. Что важно, был, судя по всему, уничтожен или спрятан от людских глаз камень из стены мечети, на котором было написано её старинное название - «Лезги мечеть». А после этого - в 2016 году - сняли современную доску с этим же названием, которую ранее, еще в 1989 году, заставил вернуть на место Иззет Шерифов.

Робкая надежда на голос разума

После всей аргументации автор задается вполне резонным и, по сути, ключевым вопросом во всей этой истории: «Если в народе и в литературе эта мечеть была известна только как «Лезги мечеть», откуда вам стало известно, что в истории эта мечеть кем-либо и когда-либо называлась по-другому, тем боле «Мечетью Ашур-бека»? Действительно, ведь нет никакого упоминания о том, что это название когда-то где-то фигурировало. Когда оно появилось и почему решено его использовать?

Вновь напрашивается вывод о том, что определенным чиновникам в Баку долгое время «кололо глаза» название «Лезги миски», и десятки лет велись попытки убрать это название, найти ему замену и фактически стереть важный пласт исторической памяти.

Остается надеяться, что руководство Азербайджанской Республики обратит внимание на данный вопрос и вернет этому уникальному культовому сооружению его исконное название. До тех, пор, пока это не будет сделано, лишенная своего настоящего имени «Лезги мечеть» останется символом пренебрежения к культурным правам, истории и памяти всего лезгинского народа.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Лезги диктант-2020 онлайн. Читает главный редактор "Лезги газет" Магамед Ибрагимов

Столетие "Лезги газет"

МНБ арестовало имама лезгинской мечети

Лезги манийрин сувар Кумухъ хуьре

Международная конференция по правам лезгинского и аварского народов

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия