Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Высыхание леса – национальное бедствие

Шихсефи Сефиханов о Самурском лесе


Шихсефи Сефиханов

На фоне безразличия власти к проблеме сохранения Самурского природного комплекса осуществляется строительство водовода с откачкой подземных вод в дельте реки Самур, что послужит реальной угрозой полного уничтожения и без того деградированного реликтового леса, важно узнать его современное состояние и о мерах по сохранению.

Что собой представляет Самурский природный комплекс? Это уникальное сочетание во взаимосвязи и взаимозависимости, редких видов древесно-кустарниковой и травянистой растительности, животного мира, обилия родников пресной воды с наличием ценных видов рыб, непосредственной близости моря с субтропическим климатом, сложившееся тысячелетиями.

Самурские лиановые леса сохранились с третичного периода. В прошлом реликтовые лиановые дубовые леса субтропического климата занимали все западное побережье Каспийского моря. В настоящее время сохранилось в деградированном виде только два массива этих лесов - в дельте рек Самура и Гюлгерываца площадью более 7 тыс. га.


Каково современное состояние Самурского природного комплекса? Уникальный Самурский лес, к сожалению, находится на грани разрушения и исчезновения. В течение 7-9 месяцев года русло реки ниже самурского гидроузла почти сухое.

Лес не получает достаточного количества воды для сохранения экологического равновесия в результате строительства Самур-Девичинского гидроузла 57 лет тому назад и неурегулированного стока реки.Как доказывает наука, для сохранения экологического равновесия дельтовых территорий рек экологический сток должен составлять около 46% годового стока реки, а при меньшем объеме постепенно наступает нарушение природной среды, что уже произошло с экосистемой Самурского природного комплекса.

 


Даже в поливной сезон жители сел Самурской зоны (более 20 тыс.жителей) испытывают острую нужду в поливной воде, высыхают сады, погибают урожаи. Получается, у воды и без воды.


Использование водных ресурсов реки Самур между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией с 1967 года регулировалось кабальным для Республики Дагестан протоколом от 21 сентября (7 октября) 1967 года, утвержденным бывшим Минводхозом СССР, согласно которому было предусмотрено следующее деление стока р. Самур для расчетного года (1749 млн. м³): 32% или 559,9 млн. куб.м. – экологический сброс, 17% или 300 млн. куб.м. Российской Федерации (Республики Дагестан) и 51% или 889,1 млн. куб.м. Азербайджанской Республике.

По Соглашению между Правительством Российской Федерацией и Правительством Азербайджанской Республики о рациональном использовании и охране водных ресурсов трансграничной реки Самур от 03 сентября 2010 года предусмотрено (ст.3 – принцип распределения водных ресурсов): деление в равных долях между государствами сторон подлежит объем водных ресурсов, поступающей к началу пограничного участка трансграничной реки Самур, за вычетом экологического пропуска, объем которого устанавливается равным 30,5%. Если произвести расчет согласно Соглашению по ранее установленному расчетному году (1749 млн. куб.м.) получается экологический сброс (30,5%) 524,7 млн. и по 612,5 млн. куб.м. каждой стороне (или по 50% за вычетом экологического сброса).

Однако, установленные лимиты водозабора практически не соблюдаются за все время действия гидроузла. По данным Агентства мелиорации и водного хозяйства Республики Азербайджан использования стока р. Самур с 1967 года установлено, что водохозяйственные организации Республики Дагестан фактически используют из выделенного им лимита водозабора в среднем менее одной трети, т.е. республика недополучает ежегодно более 200 млн. куб.м. воды из р. Самур, тем самым не обеспечиваются водой остро нуждающиеся районы южного Дагестана и города Дербент и Дагестанские Огни.

Также водохозяйственные органы республики не соблюдают лимит экологического сброса, в результате чего нанесен огромный непоправимый ущерб уникальному Самурскому природному комплексу.

А в настоящее время в районе Самура произошло противостояние местного населения властям против необоснованного изъятия подземных вод Самурского бассейна для обеспечения водой городов Дербент, Избербаш. Есть же другие варианты обеспечить их водой без ущерба экологии Самура.

 

Это по данным Росгидрогеоводные ресурсы рек Гюлгери-вац, Уллу-чай, Сулака, подземные источники на территории города Дербента, резервы увеличения водозабора из р. Самур и др. К местным жителям, отстаивающим свои права и защищающим интересы государства, силовые структуры применяют неправомерные действия (избиения, арест, угрозы и прочее).


В связи с возникшим скандалом вокруг Самурского леса желательно информировать общественность о правомерности самого проекта, имеется ввиду заказчики, проектирование согласования, экспертиза и др. вопросы, поскольку объект строится на территории федерального значения и его последствия до конца не изучены.

Спрашивается, почему не используется установленный лимит водозабора из р. Самур?

С молчаливого согласия водохозяйственных и других органов Дагестана, среднегодовой фактический бесплатный забор воды Азербайджанской Республикой из реки Самур составляет более одного миллиарда кубометров.

Таким образом деградационные процессы в Самурском природном комплексе и невосполненный ущерб, связанный с этим, наносится в основном в результате нарушения гидрологического режима реки Самур. Произошло резкое понижение уровня грунтовых вод, сократилось количество родников, уменьшился их дебет, нарушен гидрологический режим почв, тем самым ухудшились их водно-физические и химические свойства. Снижение активности водообмена привело к изменению качественного состава подземных вод, в сторону увеличение их минерализации. Лес высыхает на корню, исчезли редкие виды фауны и флоры, идет всесторонний процесс разрушения комплекса.

 

Изменился породный состав леса, снизилась полнота и бонитет лесонасаждений, не происходит возобновление леса, появились суховершинные и сухостойные деревья. Продолжается процесс смены ценных пород (дуб, орех грецкий) на менее ценные (тополевые, кустарниковые породы). Положение с сохранением Самурского природного комплекса усугубляется и вмешательством человека: усилились незаконные варварские рубки ценных древесных пород, расширение пашни на лесных территориях, самовольный захват земель, самовольное строительство, пастьба скота и другие факторы. Проводимые лесохозяйственные, лесокультурные противопожарные мероприятия носят формальный характер, существуя лишь на бумаге.

Если раньше в Самурской зоне действовало четыре совхоза «Откормочный», «Мирный», «Свердловский», «Победа», Консервный завод, механизированный лесхоз, щебзавод, винзавод и население было обеспечено работой, то в настоящее время благодаря «Умелому» руководству республиканских и районных властей все разграблено, растаскано, присвоено, трудоспособное населения осталось без работы, экономике района нанесен невосполнимый урон.

Поэтому местные жители вынуждены занимать лесные участки под огороды, заготавливать сено на лесных территориях и пасти скот, заготавливать древесину и так далее. Для чего особенно важно урегулировать, узаконить побочное пользование лесом путем разрешительной системы (арендные договора и другие виды). Людям надо дать возможность, чтобы они на законных основаниях могли получать земельные участки для сельхозпользования не в ущерб лесному хозяйству.


В целях установления реально незаконно занятой под строительство площади лесных земель необходимо провести работу по восстановлению границ лесных территорий с землями поселений, подготовить и предоставить в соответствующие органы документацию для изъятия этих площадей из гослесфонда как фактически используемые много лет под строительство и передачу их в ведение сельских администраций, переводя эти земли в категорию земель поселений с последующим предоставлением в установленном порядке настоящим пользователям.


Одним из важных вопросов сохранения редчайшего Самурского природного комплекса является придание ему соответствующего статуса. Статус Самурского природного комплекса много раз менялся, а хозяйственная деятельность все ухудшалась. До 2008 года он функционировал как государственное учреждение "Самурский лесхоз”.

Постановлением Правительства Дагестана от 15 января 2008 года № 10 "О преобразовании государственных учреждений в государственные унитарные предприятия” государственное учреждение "Самурский лесхоз” вместе с Касумкентским, Магарамкентским, Хивским лесхозами преобразован в государственное унитарное предприятие "Дербентлес” с возложением на него функций по охране, защите и воспроизводству лесов, уходу за лесами, лесоразведению и других лесохозяйственных мероприятий.

 


После нескольких реорганизаций с декабря 2008 г. он стал Самурским лесопарком - лесничеством, на которое возложены функции охраны, защиты и воспроизводства лесов, предоставления в аренду лесных участков, размещения заказов, осуществления государственного надзора и контроля за лесом и другие.


Леса республики являются Федеральной собственностью. Приказом Федерального Агентства лесного хозяйства от 10.10.2008 г. № 277 "Об определении количества лесничеств и лесопарков на территории Республики Дагестан и установлении их границ” на территории республики создано 24 лесничества и один лесопарк - Самурский - на базе ранее существовавшего ранее Самурского мехлесхоза.


При этом заметим, что федеральные органы лесного хозяйства и Правительство Республики Дагестан по части управления местным хозяйством принимали не согласованные действия.


Республиканские и местные органы власти, природоохранные и лесохозяйственные министерства и ведомства республики должны принимать кардинальные меры по сохранению Самурского природного комплекса, в частности: регулировать экологический сток воды реки Самур в пределах научно обоснованных норм и в соответствии с достигнутыми договоренностями с Азербайджанской Республикой, реально осуществлять и другие природоохранные мероприятия.


Учитывая ценность и значение Самурского природного комплекса, было бы целесообразным создание научного центра или лесоопытной станции в целях проведения научно-исследовательских работ, мониторинга лесного биогеоценоза, состояния и использования земельных, лесных и водных ресурсов.


Знание информационной взаимосвязи между деятельностью человека, его управлением природными ресурсами и состоянием природной среды является одним из основных факторов стратегии устойчивого природопользования.


Система государственных мероприятий научно-технического, экономического, правового характера должна быть определяющей в деле охраны и защиты рационального использования и воспроизводства Самурского природного комплекса.


Наиболее важно реально определить статус Самурского природного комплекса и создать на базе государственного учреждения "Самурский лесопарк” государственный национальный природный парк с возложенным на него охраны защита и воспроизводство лесных ресурсов.

 


Документы для создания Самурского государственного национального природного парка в свое время были проработаны. Однако, они остались нереализованными. Учитывая, что ГУ "Самурский лесопарк” испытывает финансовые затруднения по части проведения ряда мероприятий по сохранению и защиты леса, общего противопожарного состояния, восстановлению границ и другие, целесообразно ежегодно оказывать учреждению материально-техническую и финансовую поддержку по линии органов лесного хозяйства и республики.


Без решения указанных проблем неизбежно наступит экологическая катастрофа Самурского природного комплекса, что станет национальным бедствием, невосполнимой утратой прежде всего лезгинского народа и народов республики и России, и будущие поколения нам этого не простят.


От Редакции:


Автор посвятил более 20 лет работе в лесном хозяйстве республики, был директором Касумхюрского, Самурского мехлесхозов, работал заместителем заведующего отдела сельского хозяйства и пищевой промышленности Дагестанского обкома КПСС, заместителем председателя Госплана РД, руководителем Госкомитета по земельным ресурсам и землеустройству, а также ФГУ «Земельно кадастровой палаты» по РД. Является одним из авторитетнейших специалистов в данной области.



Ныне гендиректор ООО "Самурэнерго”.

Шихсефи Сефиханов

.

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

МИД России готов оказывать содействие в решении вопросов по спасению Самурского леса

Г.К.Сафаралиев: «Самурский лес – важная часть нашего самосознания!» (Депутатский запрос)

Кто виноват в гибели реликтового леса?

Жители Самурской зоны Дагестана выступают против строительства водовода на территории заповедника

В прибрежной зоне Магарамкентского района прошел субботник

Комментарии (7)
Комментарий #7, дата: 04 март 2020 12:18

Водородная дегазация может серьезно влиять на состояние лесов. 


Комментарий #6, дата: 15 январь 2014 17:37

Цитата: Gatagvi
Статус заповедника - это реальное решение вопроса.
 

 Я бы даже добавил - наиболее верное решение...


Комментарий #5, дата: 15 январь 2014 15:30

Хорошая статья,


Комментарий #4, дата: 15 январь 2014 10:02

просил же создавать народные дружины ,чтобы они на законном основании охраняли и защищали лес и самих же себя и народ. пока эту инициативу не перехватили левмурады. те что на Самуре в полицейской форме возможно они или частная фирма или переодетые наймиты ,потому ,что в объязанности госполиции не входят функции охраны антизаконных мероприятий. не  тяните . остановите любые работы . никто не имеет право без разрешения войти в эту зону . сегодня не сделаете вы завтра вас будут гнать оттуда . Почему нет экспресс информации ни у Садвалистов ни у ФЛНКА о Самурском лесе .О лезги газет я вообще молчу .Всему Лезгинскому народу не подписывайте эту газету . 11. декабря каждого года обявить днем траура  Лезги хакьдин


Комментарий #3, дата: 14 январь 2014 21:17

Так  то оно так.работы по геноциду народа продолжаются .я вообще считаю 11. 12.13 г. объявит  днем траура посвященное холкосту лезгинского народа продолжаюшаяся почти 100 лет .Турки это делали и делают, к сожалению ,руками тех кто жили с нами на этой земле в мире и согласии. Бог ему судья.  Аминь .


Комментарий #2, дата: 14 январь 2014 21:02

Статус заповедника - это реальное решение вопроса.

 


Комментарий #1, дата: 14 январь 2014 18:17

  Не сомневаюсь, что Шихсефи Сефиханов хороший специалист и знаток. Но давайте будем объективны- его голос не будет услышан центральными СМИ и не дойдет до ушей руководства страны. Почему бы ФЛНКА не собрать "узнаваемых" и известных экологов и общественных деятелей и не организует поездку в Самур? Почему бы после не провести пресс-конференцию и озвучить всю имеющуюся информацию? Если собрать экологов потребует времени, так давайте будем брать хотя бы интервью у федеральных чиновников отвечающих за окружающую среду, за экологию и т.д, а не у руководителя ООО.
 Кстати, обращает на себя внимание то, что вся эта история с пингвинами пошла после того, как Х.Курбанов сказал о решении адм. Президента РФ о заморозке на 2 месяца строительства на Самуре. Попробуйте связаться с Ханжаном (даже несмотря на сложность личных отношений), если он откажется, то уже обратитесь с офиц. письмом в Адм. Президента РФ и попробуйте выяснить на какой стадии весь этот проект....




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия