О хучнинском тухуме Мусаевых
Родовая память как цемент, скрепляющий целые поколения народа
Лучшие люди познаются высшим нравственным
развитием и высшим нравственным влиянием (Ф.М.Достоевский).
Прав был мастер слова
Чингиз Айтматов, сказавший, что «На свете остаются жить только добрые дела, всё
остальное исчезает». Простые и понятные всем слова, таящие в себе непреложную
истину. Сказанное вполне уместно повторить и о хучнинском роде Мусаевых, о
котором ниже пойдет речь.
Глава рода Энвер Мусаев
нам охотно рассказывал о своей семье. Сам он был первым выпускником-медалистом школы,
в которой учился. «Нам, Мусаевым, весьма приятно, что представители нашего тухума оставили
много доброго на этой земле, совершили много благого и этим запомнились людям»
- сказал он во время нашей беседы, переходя к повествованию о своем роде.
Их тухум называется
«Маллалар» от слова мулла, так как их предки были глубоко верующими людьми,
старались следовать канонам Ислама, их образ жизни был подчинен нормам ислама,
как и положено мусульманам.
Энвер Мусаев был рад отметить, что представители тухума и сегодня
продолжают свои славные родовые традиции, продолжают идти по выбранной их
предками стезе. Так, в настоящее время имамом центральной мечети в селе
Хучни является также выходец из тухума «Маллалар».
«Благодаря воспоминаниям старожилов, которые мы храним и
передаем из поколения в поколение, родовое древо нам известно до восьмого
колена. Имена наших предков: Гасан-кади,
Гусейн, Навруз, Муса, Иса, Мурсал, Шукур. Наш тухум был основан в селе Хучни предком
Гасан-кади.
Родители рассказывали, что он переселился в Хучни из села Зирдаг (ныне это село относится к Хивскому району) для обучения населения основам ислама. И с тех пор наш тухум постоянно проживает в селе Хучни.
Все они занимались именно вопросами ислама, это было их специализацией,
можно сказать. Гасан-кади оставил своим потомкам арабский словарь и рукописи
древних книг. Помимо этого он занимался и педагогической деятельностью, обучая
детей в медресе.
Гусейн продолжил дело отца, Навруз
был судьей по шариатским вопросам. Муса также преподавал в медресе. Иса был
кадием Кайтаго-Табасаранского округа, а у Мурсала была богатая библиотека
арабских книг, большую часть которой, к сожалению, уничтожили в 30-е годы» - добавил
Энвер Мусаев.
Здесь необходимо совершить небольшой экскурс в историю. Во вторую
половину 30-х годов органы НКВД уже форсировали кампанию по борьбе с «религиозным
мракобесием», как они это называли.
Видимо, в целях для формирования общесоветского сознания у населения, они
стремились лишить народ своей исторической памяти. У населения изымались различные
письмена, книги, рукописи, после чего собранные материалы уничтожались. Невообразимо,
сколько полезной информации было навсегда потеряно. Позже такая политика была отчасти пересмотрена
властямии.
«В жилах наших предков и потомков течет кровь
представителей многих сел Табасарана: Арак, Вечрик, Цуртиль, Рушуль, Хиле-пенджик,
Ерси, Цухтыг и.т.д., также в нашей родословной есть следы из города Гянджа.
По отцовской линии один из представителей тухума, Иса (предположим, дед
отца) был даже кадием Кайтаго-Табасаранского округа. Отец и дядя учились в медресе
и свободно читали Коран. До конца своей жизни наш отец Шукур читал Коран хотя
бы половину суток.
При жизни Наврузбег-эфенди Халагского он каждую неделю ходил по пятницам
к нему на намаз. Я никогда не забуду, когда однажды наш отец приехал от
Наврузбега-зфенди и сказал (от радости даже закричал): «Он меня назвал Шукур–эфенди».
А потом не раз хвалился этим и при любом удобном случае напоминал нам всем об
этом» - сказал Энвер Мусаев.
Их дед по материнской линии, Абдурахман отправился совершить хадж пешком
и, к сожалению, не вернулся. Говорят, что он дошел до Мекки. Других известий о
нем нет.
Глава рода не без скромности добавляет, что члены его рода пусть и соблюдали
не все каноны ислама, но уразу держали почти все взрослые в их семье. Сам он
старался следовать этому всю жизнь. «Не скрываю, что я был комсомольским и
партийным активистом. Но вел сравнительно смиренный образ жизни» - подытожил
свой рассказ Энвер Мусаев.
Об этой замечательной семье, большом тухуме знают не только их сельчане
хучнинцы, но и весь Табасаранский район. Если собрать всю семью Мусаевых, то
всех пальцами не пересчитаешь - их количество уже давно перевалило за 80.
Отец Энвера Шукуровича, Шукур Мурсалович - был человеком доброй души и
большого сердца, участник и инвалид Великой Отечественной войны, Войну встретил
на западной границе СССР.
Его жена Марият - Мать героиня, воспитала десятерых детей: 8 сыновей и 2 дочерей: Паша, Энвер, Надыр, Кадыр, Минатулла, Ниматулла, Гасанбек, Саният, Рабият, Исметулла. Как видите, дети Мусаевых - высокообразованные, пользуется заслуженным авторитетом в родном селе, районе, а также в коллективе, где они работают и служат примером сохранения традиционных ценностей в наше непростое время.
Умганат Сулейманова, Представитель ФЛНКА в Табасаранском и Хивском районах
.
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.
Возможно Вам будут интересны:
Энвер Кисриев: Конфессиональные проблемы являются следствием вмешательства государства в религию
Следствие по делу Мурада Мусаева ведется с нарушениями, заявляют московские адвокаты
Всеволод Чаплин назвал Дербент примером толерантности для всех религий