Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Подготовка к опере «Шарвили» идет полным ходом

Магомед Гусейнов

В начале сентября этого года мы взяли интервью у нашего замечательного композитора заслуженного деятеля искусств РФ, лауреата Государственных премий РД Магомеда Гусейнова, в котором он рассказал о своем детище – опере «Шарвили» и ее сценическом воплощении. Данная публикация вызвала живую дискуссию, получила много комментариев на сайте. Взяв их за основу, мы вновь решили уточнить некоторые моменты, касающиеся постановки оперы, обратившись к ее автору – маэстро Гусейнову и к режиссеру-постановщику оперы «Шарвили» Диане Бижутуевой.

- Благодарю всех читателей сайта ФЛНКА, которые выразили свое мнение, - говорит Магомед Азизханович. - Рад, что вы не равнодушны к постановке выдающегося произведения лезгинского народного героического эпоса «Шарвили». Все ваши предложения продиктованы хорошими побуждениями, но некоторые вызывают улыбку.

Например, есть предложение, поддержанное и другими читателями, что актер, исполняющий роль Шарвили, обязательно должен быть лезгином по национальности. Хочу напомнить, что это оперный театр, где постановки идут на русском языке. Поэтому при подборе актера акцент должен делаться не на национальности, а на профессионализме вокалиста, обладании им хороших артистических данных. Это крупномасштабное полотно и все мы заинтересованы, чтобы его постановка стала успешной и прошла на высоком профессиональном уровне. А один из немаловажных факторов успеха – удачный подбор исполнителей, особенно исполнителей главных ролей. В частности, роли Шарвили, Кас-Бубы и Эквер должны быть исполнены лучшими солистами нашего театра. Мы очень проиграем, если главные роли исполнят артисты с посредственными вокальными и артистическими данными. К сожалению, в группе мужских голосов – солистов нет ни одного лезгина.

Творческая группа нашего театра предполагает поручить роль Шарвили трем исполнителям: народному артисту Мухсиму Камалову, лауреату конкурса вокалистов «Путь к звездам» Сергею Позднякову и артисту хора театра Арсену Велибекову. Окончательный выбор состоится сразу после первых репетиций. Кстати, о А.Велибекове. Он может быть дублером исполнителя главной роли и это для него хороший шанс заявить о себе и перейти в группу солистов театра. Сегодня Велибеков по нашей рекомендации учится на вокальном отделении в Махачкалинском музыкальном училище.

В комментариях одного из читателей вашего сайта – Арамона чувствуются искренние переживания за судьбу оперы. Как хорошо, что у нас есть люди, живущие не только материальными ценностями. В частности, он пишет «что ФЛНКА надо это дело взять под контроль и влиять на процессы. Считаю необходимым подключить Лезгинский театр в качестве консультантов по лезгинским костюмам эпохи Шарвили».

Отвечаю. Как вы знаете, Дагестанский государственный театр оперы и балета, как и другие театры аналогичного жанра, – крупное самостоятельное подразделение Министерства культуры. За успехи и провалы своих постановок отвечает только руководство театра.

С того времени, как постановка оперы Шарвили стала реальностью, руководство оперного театра вплотную занимается костюмами эпохи того времени, декорациями. В процессе этой работы мы консультируемся с лезгинскими и дагестанскими учеными, обращаемся к историческим материалам той эпохи. Конечно же, самое главное – это музыка. Но костюмы, декорации, сценография и т.д. должны быть органичны, так как опера – синтетический жанр.

Теперь что касается музыки. Все годы работы над оперой я старался возродить исконно лезгинские народные напевы, мелодии, танцы, обряды. Естественно, в современном симфоническом обрамлении.

Премьера оперы предполагается в марте – апреле 2013 г. Очень надеюсь, что постановка оперы «Шарвили» станет значительным событием в культуре и искусстве не только лезгинского, но и всех народов нашего Дагестана.

 

*****

Бижитуева Диана Нажмутиновна

Училась очно на факультете Музыкального театра Российской Академии Театрального искусства (ГИТИС), в мастерской Народного артиста РФ, профессора Д.А.Бертмана с 2006 по 2011гг. по специальности режиссер музыкального театра.

Лауреат Первой степени XVIII и XIX Фестиваля-Конкурса в РАТИ 2007-2008 гг. в номинации "Лучшая режиссерская работа" за оригинальное пластическое решение, постановку и режиссуру отрывков по пьесе В.Шекспира "Сон в летнюю ночь" и К.Гоцци "Король-олень".

Работала над восстановлением спектакля К.С.Станиславского "Евгений Онегин" на нашем курсе, премьера состоялась в Учебном театре ГИТИСа в 2010г.

В 2011г. поставила оперу П.И.Чайковского "Иоланта" (дипломная работа) в Дагестанском театре оперы и балета.

- Диана, Вы сразу согласились работать над оперой «Шарвили»? Ведь постановка оперного произведения немного иная, чем спектаклей? Какова ваша концепция оперы «Шарвили»?

- Когда художественный руководитель театра Магомед Гусейнов предложил поставить мне свою оперу "Шарвили" я с радостью согласилась: ведь не каждый день предлагают оперы такого масштаба. Это историческая опера о борьбе алпанского народа с иноземными захватчиками за свободу и независимость. Она основана на реальных событиях, уходящих своими корнями в далекое прошлое, а именно в I век до н.э.

Я сразу же приступила к изучению истории древних алпанцев и очень много упоминаний обнаружила у философов, мыслителей того времени. В частности, у Страбона в его труде "География" описывают границы проживания алпанцев, их внешность, обрисована битва на реке Кура, в которой алпанцы защищали свою землю.

Действительно оперный спектакль отличается от драматического наличием музыкальной драматургии – партитуры, которую и учат вскрывать на факультете Музыкального театра.

- На каком этапе сейчас находится постановочный проект оперы «Шарвили»? Насколько сложно передать дух эпоса средствами оперного искусства? Какие основные проблемы на Ваш взгляд предстоит Вам решить?

- В данный момент идут музыкальные репетиции у солистов и артистов хора – учат партии. Параллельно идет работа с художниками по костюмам и сценографии.

- Скажите, подобран ли актер на главную роль - Шарвили? По каким критериям отбираете? Есть ли претенденты?

- На роль Шарвили у нас аж три претендента и каждый может украсить собой этот образ. Отбираем мы в основном по голосу Шарвили - баритон.

- Консультировались ли вы с историками с тем, чтобы сценические костюмы соответствовали одеяниям той эпохи? Получится ли воссоздать одежду древних албанцев? Прокомментируйте, пожалуйста, сообщение пользователя нашего сайта Арамона: «…. что есть проблема костюмов эпохи Шарвили, а также исполнителя роли Шарвили. Вопрос в том, что эту роль должен исполнить именно лезгинский актер. Такой актер есть, это Велибеков Арсен, сыгравший в Опере "Иоланта" роль охранника короля Артура и прекрасно справившийся с этим. Но может возникнуть ситуация, что на деньги Сулеймана Керимова, по произведению Магомеда Гусейнова роль Шарвили могут дать какому-нибудь другому актеру, в силу неких кулуарных решений руководства театра… Также есть вопрос в части костюмов эпохи того времени. В этой части считаю необходимым подключить Лезгинский театр, в качестве консультантов по лезгинским костюмам эпохи Шарвили. Насколько мне известно, в оперном театре хотят использовать национальные костюмы аварцев, черкесов позднего периода, что снизит ценность самой постановки и введет в заблуждение зрителей относительно культуры лезгин раннего периода». Правда ли это? И сможет ли не лезгин передать дух народа?

- Что касается костюмов, то слухи о том, что будут использовать национальные костюмы аварцев, не имеют под собой никакой почвы. Это исключено. Кто изучал историю костюма до нашей эры, тот знает, что никакой черкески в том виде, в каком она сейчас существует, не было по той простой причине, что не было в то время такого кроя, соответствующих лекал и техники шитья. Поэтому, крой одежды будет максимально упрощен, приближен к эпохе I в. до н. э., но при этом не лишён его сценического преобразования.

Райсама Фатуллаева

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Праздник лезгинского героического эпоса «Шарвили» перенесен на 2 августа

Дагестанский театр оперы и балета откроет 15-й сезон оперой «Шарвили»

Аншлаг оперы Шарвили

И снова о «Шарвили»

«Шарвили» на сцене театра

Комментарии (8)
Комментарий #8, дата: 16 декабрь 2012 10:49
Обсуждали тему постановки оперы Шарвили в кругу друзей. Есть большая надежда на то, что премьера пройдет на высоком уровне и труды Магомеда Азизхановича и Динары, а также всего коллектива будут оценены культурной общественностью должным образом. Решили всем коллективом участвовать в показе премьеры, надеясь на то, что роль Шарвили будет исполнять наш лезгинский актер. Каждому народу хочется видеть достижение своего собрата.
Приятно то, что ФЛНКА активно принимает участие в этом процессе, освещая для нас ход происходящих событий. Надеемся на то, что ФЛНКА и в дальнейшем будет информировать нас о том, как идет подготовка к постановке премьеры.
В первом своем интервью Магомед Азизханович говорил о том, что финансовую поддержку оказывает наш земляк Сулейман Керимов. В связи с этим хотелось бы знать интересуется ли Керимов ходом постановки оперы Шарвили, и что он сам думает об исполнителях, костюмах... и т..д. Я думаю что, когда Сулейман Керимов принимал решение о финансировании проекта, то он прежде всего заботился о том, что о герое лезгинского эпоса "Шарвили" узнают все народы Дагестана и за его пределами,
Хорошо было бы ФЛНКА мнение самого Керимова С.

Комментарий #7, дата: 08 декабрь 2012 20:31
но тем не менее, лично я, с нетерпением жду, когда можно будет посмотреть эту постановку!

Комментарий #6, дата: 08 декабрь 2012 20:21
c большим интересом прочитал эту статью, немного разочарован, я никак не националист, но представить себе что роль Шарвили, будет в исполнении не лезгина у меня как то тяжело воспринимается, я то думал что опера в принципе будет на лезгинском языке, ан нет, жаль, наш народ не умеем ценить, сохранять и продвигать свое Я. Одни наши друзья, персидские знаки отобразили на флаге, другие же из национального ЛЕЗГИНСКОГО ГЕРОЯ делают непонятно кого, кстати вопрос в тему, ведь эпос ШАРВИЛИ в оригинале на лезгинском, кто его переводит, и как, поверьте у нас много врагов желающих отнят нашу историю, только не хотелось бы чтобы это делалось руками самих лезгин,

Комментарий #5, дата: 06 декабрь 2012 20:16
Кстати, по поводу вопроса о профессионализме актеров:
Магомед Азизханович упомянул, что артист хора Велибеков Арсен учится в музыкальном училище... что может создать впечатление, что он только начал учиться и пока не дотягивает до исполнения роли главного героя "Шарвили". Возможно он забыл упомянуть, что Велибеков А. окончил два университета, один из которых Педагогический - музфак по классу "ВОКАЛ" и его голос "баритон" более соответствует требуемому голосу для исполнения роли Шарвили. То, что Велибеков А. учится дополнительно еще в училище говорит также о его стремлении к повышению своего мастерства...
Очень хочется надеяться на то, что все же роль "Шарвили" будет исполнять он. Убежден, что он прекрасно справится...
Такой

Комментарий #4, дата: 06 декабрь 2012 12:59
Я полностью разделяю мнение Арамона по поводу исполнителей главных ролей в опере. И все-таки, исполнителем роли Шарвили должен быть лезгин, если, конечно, должны быть взяты во внимание вокальные и артистические данные исполнителейю И спасибо Диане за ее позицию в вопросе кроя одежды, что он будет приближен к эпохе I в. до н. э., но при этом не лишён его сценического преобразования.

Комментарий #3, дата: 04 декабрь 2012 20:48
Опера будет на русском языке, и поэтому важнее не национальность исполнителя, а его мастерство. Если вы думаете, что эта опера станет каким-то эпохальным событием и пойдет шагать по миру, вы глубоко ошибаетесь. В Дагестане никакая опера не станет эпохой. Не тот менталитет у народа.
Уверен, что опера будет великолепна, учитывая автора, но повторяюсь: главное, чтобы маэстро смог воплотить все свои задумки в жизнь.

Комментарий #2, дата: 04 декабрь 2012 19:24
Спасибо Магомеду Азизхановичу, что обратил внимание на мои пожелания в комментариях...
Однако вы сами говорите, что "в группе мужских голосов – солистов нет ни одного лезгина". Не пора ли дать молодым шанс? Акцентируя внимание на исполнение главной роли Шарвили, артистом лезгинской национальности, я, не умаляя достоинств уважаемых солистов театра, прежде всего имел ввиду следующее:
Оперная постановка лезгинского народного героического эпоса «Шарвили» станет выдающимся достижением нашей многонациональной Дагестанской культуры. Особенно этим будут гордится Лезгины... Исполнение роли "Шарвили" артистом лезгинской национальности приумножит эту гордость вдвойне. Это немаловажный аспект и с уважением относясь к мнению Магомеда Гусейнова "что это оперный театр, где постановки идут на русском языке. Поэтому при подборе актера акцент должен делаться не на национальности, а на профессионализме вокалиста, обладании им хороших артистических данных. Это крупномасштабное полотно и все мы заинтересованы, чтобы его постановка стала успешной и прошла на высоком профессиональном уровне. А один из немаловажных факторов успеха – удачный подбор исполнителей, особенно исполнителей главных ролей. В частности, роли Шарвили, Кас-Бубы и Эквер должны быть исполнены лучшими солистами нашего театра. Мы очень проиграем, если главные роли исполнят артисты с посредственными вокальными и артистическими данными", тем не менее полагаю, что учитывая наш менталитет и ревностное отношение к своему "Эго", роль все же должен исполнить артист лезгинской национальности. Что касается профессионализма актеров, в частности Велибекова А. то до премьеры Оперы в марте месяце 2013 года, то, если имеются некоторые недостатки, можно подтянуть до уровня той роли, которую ему предстоит исполнить.
Обрадовало принципиальное отношение Дианы Нажмутиновны к подбору костюмов эпохи "Шарвили". Вначале я предполагал, что будут использованы национальные костюмы позднего исторического периода. Теперь спокоен. Льшу себя надеждой, что Бижутуевой удастся передать тот действительный героический дух древнего Алпанского народа в с иноземными захватчиками за свободу и независимость.
Что касается партитуры, насколько известно, она очень сложная. Хотелось бы узнать в следующих интервью о том, кто из отобранных артистов лучше справляется...?
От всей души желаю успеха Вам в Вашей работе Магомед Азизханович и Динара Нажмутиновна!!!

Комментарий #1, дата: 04 декабрь 2012 17:05
Диана Нажмутиновна, тактично ушла от ответа об исполнителе, а Гусейнов не видит Велибекова основным исполнителем- это не очень хорошие новости. А будет ли привлечен к работе над оперой Селим Аллахяров?



Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия