Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Гасан Алкадари. Взгляд в будущее из глубин времен через призму науки

Южный Дагестан – колыбель российского ислама, земля, подарившая миру имена десятков ученых, богословов и мусульманских просветителей. Совсем скоро республика будет отмечать очередную годовщину со дня рождения выдающегося лезгинского философа, мыслителя, дагестанского общественного деятеля, просветителя, педагога, историка и поэта – Гасана Эфенди Алкадари, вклад которого, в развитие мусульманской мысли, спустя десятилетия трудно переоценить.

Алкадари Гасан-эфенди, сын Абдаллаха ал-Алкадари родился 15 октября 1834 г. в селении Балахани. Отец Алкадари - Хаджи Абдаллах, сын Курбана, - ученик знаменитого дагестанского ученого, шейха накшбандийского тариката - Мухаммада ал-Яраги, основатель медресе в селении Алкадар (ныне Сулейман-Стальского района), где преподавал в течение 26 лет. Мать – Хафсат (Афисат), дочь Мухаммада ал-Яраги, одна из самых образованных женщин Дагестана, прошедшая у своего отца курс традиционных и рационалистических наук.

В 1831-32 г. Мухаммад ал-Яраги переселился из-за преследований местных властей из селения Юхари-Яраг (Верхний Яраг, ныне Магарамкентского района) в Аварию, в селение Балахани, где обосновался вместе со своей семьей и учениками, в числе которых был и Абдаллах, будущий отец Алкадари. В сентябре 1834 г. родители Алкадари переселились вслед за Мухаммадом ал-Яраги в селение Согратль. В 1838 г. после смерти Мухаммада ал-Яраги родители Алкадари вернулись в селение Алкадар. Детские годы Гасана прошли в родном селе Алкадар, тогда еще Кюринского округа Дагестана. Отец сделал все, чтобы его сын получил хорошее образование, и не только духовное. Кроме того, Гасан отличался и сильной тягой к самообразованию.

В 1838-39 г. Абдаллах-эфенди основал в Алкадаре медресе, где Гасан Алкадари учился в течение 10 лет. В медресе преподавали арабский язык, тафсир, хадисы, логику, теорию диспута, риторику, мусульманское право, метрику, математику. В 1848-1956 гг. Гасан продолжал свое образование у местных ученых. В 1856 г. Алкадари переехал в селение Юхари-Яраг, резиденцию Юсуф-хана Кюринского, у которого в течение ряда лет состоял секретарем-делопроизводителем и учителем его детей. В 1862-1866 гг. был членом дивана в селении Касумкент, а с 1866-77 гг. в течение двенадцати лет - наиб Южного Дагестана (резиденция - селение Нижний Яраг).

 

 

Осенью 1877 года Гасан был арестован за сочувствие участникам антиколониального восстания 1877 г. и за недонесение царским властям о готовящемся выступлении. После пребывания в дербентской тюрьме (семь с лишним месяцев) Алкадари был отпущен, вернулся в Алкадар, где продолжил преподавательскую деятельность. В марте 1879 года он был вторично арестован и сослан в Тамбовскую губернию, в г. Спасск, куда прибыл в июле того же года. Примерно через год туда прибыли его жена и дети. В мае 1883 года Алкадари был переведен по его просьбе в Астрахань, а в июне того же года по амнистии императора Александра III вернулся вместе с семьей в Алкадар, где жил почти безвыездно до конца своих дней.

Воззрения мыслителя

 
 
Благодарные потомки в музее Алкадари
 
Музей в селе Алкадар
 

Анализ всей жизни, творчества - приводит к мысли: какими были сложными и разносторонними его философские взгляды на жизнь угнетенного народа. Где он пытается, через призму науки найти компромисс, между прошлым и настоящим, Востоком и Западам, ставя во главу угла – науку, и делая ставку на нее и в будущем, для всех народов Дагестана. Алкадари небезосновательно видел в науке панацею от большинства людских бед своего времени.

Гасан Алкадари был человеком с энциклопедическим образованием времени, он отлично владел арабским, персидским, тюркским и, разумеется, своим родным лезгинским языками. А также он выучился разговорному русскому. Повзрослев, и обзаведясь собственной семьей, Гасан Алкадари дал своим детям первоначальное мусульманское образование и обучил их арабским и тюркским языкам. Кроме этого определил их в русские гимназии, где обучение велось на русском языке.

Общественно-политические воззрения Г. Алкадари на протяжении его долгой жизни развивались, эволюционировали. Особенно заметны перемены после пребывания в России (во время ссылки). Здесь философ имел возможность близко познакомиться с русской жизнью, культурой и наукой. Изменения во взглядах поэта хорошо отражаются в его поэтическом сборнике «Диван ал-Мамнун», носящем во многом автобиографический характер. В этот главный труд вошли стихи, написанные на протяжении всей его жизни. К слову будь Гасан Алкадари только «напуган Россией» и из-за этого преувеличил позитивную роль России в судьбах народов Дагестана, то он бы иначе отнесся к намерению сына жениться на русской девушке. Вот что он пишет в «Диване ал-Мамнуне» («Стихотворения Мамнуна», где «Мамнун» - литературный псевдоним Алкадари, в переводе с арабского означает «благодарный»).

«Когда мой сын Али хотел жениться на христианке-лютеранке по имени Елена, - это было в 1895 году – то я написал ему стихи, стараясь отговорить его, но он полюбил ее и женился на ней. Тогда я назвал ее Лейла-ханум». От этого брака родились Генрих и Готфрид, ставшие впоследствии всемирными известными людьми. Первый в атомном кораблестроении, второй - в музыке. Но, как бы не была значима Россия в предстоящих судьбах Дагестана, для Гасана и она не была пределом желаемого. Его умный и пытливый взор устремился в Европу. Алкадари восхищался научными достижениями Европы, и преклонялся перед ее цивилизацией. И с этих высоких позиций судил о настоящем и будущем Дагестана. «Не зная европейской цивилизации», - пишет он, - «горцы бродят в пустыне невежества».

В книге «Диван ал-Мамнун» мыслитель возвышает светские науки, определяет их грамотные способности в познании мира и практическую пользу. В одном из стихотворений он утверждает, что основной успех Европы является: «Наука, наука и еще раз наука, без нее нет прогресса и цивилизации». Гасан Алкадари оставил заметный след во многих сферах деятельности, мусульманских науках, философиях, логике, антологии, права, политэкономии, этике, а в какой-то мере науковедении, вплоть до «классификации наук», грамматике арабского языка.

В своих трудах мыслитель отводит большое место антиколониальной борьбе. Например, Алкадари хвалит Шамиля за то, что он, к русским плененным и перебежчикам (которых было более 300 человек) относился гуманно. Алкадари в отличие от других мыслителей того времени, ищет причины поражения горцев, но не в воле Бога и в не ослаблении религии, а в самой действительности. Та же самая мысль высказывается Алкадари и в другой работе: «История завершилась тем, что люди гибли, население потеряло возможность заниматься хозяйством и больше не могло выдержать тяжких лишений». Так Алкадари видел причины поражения горцев. Алкадари сыграл важную роль в развитии духовной культуры Дагестана. Он охватил почти все отрасли человеческих знаний, среди которых: астрономия, астрономическая география, геология, физическая география, история и т.д. При определении места и роли в развитии духовной культуры народов Дагестана, необходимо учесть его поэтическое и педагогическое творчество и деятельность.

Г. Алкадари уделял большое внимание и вопросам назначения поэта, роли поэта в обществе. Он выступал против отвлеченных схоластических стихотворений и считал необходимым поставить художественное слово на службу народу. Гасан Алкадари выступал против религиозных деятелей, осуждавших любовную лирику. Он считал земную любовь возвышенным чувством поэтического вдохновения, и не находил ничего антирелигиозного в ней.

У Алкадари опубликовано три крупные работы: «Джираб ал-Мамнун» - Темирхан – Шура, 1912 г. (на арабском языке), « Диван ал-Мамнун» - Темирхан – Шура, 1913 г. (на арабском языке)», «Ассари Дагестан» - Махачкала, 1929 г. (на русском языке, в переводе с тюркского языка - издано в Баку в 1903 г.). К сожалению две первые крупные работы (900 и 400 стр.) не переведены на русский язык и не доступны современному читателю. Помимо этого, в «Асари Дагестан» Алкадари упоминает 14 своих сочинений, 6 из которых до сих пор остаются не идентифицированными. Алкадари был владельцем богатой коллекции рукописей, а также печатных книг на арабском, персидском, русском языках. Здесь были «Диваны» Джами, Навои, Хафиза, «Макамы» Харири, сочинения мусульманских юристов и филологов, книги по истории Африки, о Петре I, перевод «Робинзона Крузо», рассказы Молла Насреддина, и другие сочинения известных авторов того времени.

Гасан работал во всех прогрессивных мусульманских изданиях. Его философские взгляды отражают более высокий уровень развития науки и философии во вт. половине 19-го и в нач. 20-х веков. Алкадари был знаком с достижениями философских и естественных наук в Европе. Он был один из тех в Дагестане, кто первым осознал необходимость обновления ислама, он настаивал также на приспособлении системы обучения и воспитания, к потребностям развития общества.

Думы о лезгин

В своих социологических воззрениях Г. Алкадари представляет историю родного края, как историю непрерывной борьбы горцев за свободу и независимость. В тоже время, сторонник просвещения, культурного развития своего народа, Алкадари постепенно начинает понимать прогрессивную роль присоединения Лезгистана к России. Эволюционируя в своих воззрениях, он становится сторонником европейско-русского образования. Алкадари в своем творчестве обращал внимание на вредные для общества традиции в быту горцев - как национальная замкнутость, кровная месть, патриархально - феодальное отношение к женщине. Свои взгляды и мысли по этому поводу выразил в стихотворении «Дошел черед».

Восславим Аллаха, дошел до России черед,

Дыхание правды познал впервые народ.

Для нас, дагестанцев, открылась к познанию дверь-

Мы можем трудиться, учиться мы можем теперь.

Проснитесь, лезгины! Иные пришли времена,

Но братья — лезгины никак не очнутся от сна,

Пускай обучаются грамоте горские дети!…

Кругом оглядятся, подумают сами о многом.

По этому поводу, современник философа, литературный критик и писатель Феридун-бек Кочарли об общественной деятельности Алкадари отзывался следующим образом (письмо датируются 1907 г.): «Господин Алкадари не напрасно горюет по поводу бедственного положения своих братьев соотечественников лезгин. Вообще, лезгины являются народом смелым, храбрым, энергичным, талантливым и воспитанным, но их отсталость в науке и образовании, их бедственное положение должно влиять на наши сердца одинаково и должно озадачить нас, думать о ликвидации их безграмотности – долг каждого образованного, грамотного и культурного человека».

Алкадари считал несовместимым с нравственностью и разумом унизительное отношение к представителям другой веры. По его мнению, все народы были равны между собой, и вера не может служить основанием для возвышения одних над другими. Алкадари считал также ценными моральными качествами борьбу за справедливость и правду, стремлениям к научным знаниям, и совершения полезных дел для своего народа, в первую очередь – беднякам. Обобщая мысли Алкадари, можно сказать, что большое значение он придавал преемственности, любознательности и потребностям общества. Поэтому призывал горцев связать свою жизнь с русской наукой и культурой.

Гасан Алкадари был видным богословом, и просветителем. Еще, будучи молодым человеком, он был свидетелем пленения Шамиля в 1859 году в Верхнем Гунибе. В 1909 году царский наместник на Кавказе созвал всех свидетелей того события в Верхний Гуниб где планировал торжественно отметить 50-летие завершения Кавказской войны, образование Дагестанской области. Гасан, как участник событий 50-летней давности, тоже получил приглашение. Но, ссылаясь на плохое здоровье, отказался, так как данное событие, по свидетельствам современников, у Алкадари вызывало смешанные чувства, и было связано, с самым трагичным периодом в истории народов Дагестана.

Ушел в мир иной Гасан Алкадари 12 сентября 1910 года, в возрасте 76 лет, оставив потомкам бесценные научные труды. Бакинская газета «Сес» («Слово») в некрологе написала: «Покойный известен среди мусульман, как прогрессивный общественный деятель, всю жизнь боровшийся за приобщение мусульман к европейской цивилизации». В завершении, думаю, будет уместно также привести несколько строк из напутственного завещания Алкадари, которые, по сути, и отражают конечную цель и главный смысл жизни мыслителя: «Верю: угнетенный мой народ в один из дней свободен станет, - так напишите на надгробии Мамнуна, - уважь могилу мою».

Алихан Амрахов

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

В свет вышла книга о жизни и творчестве шейха Мухаммада Ярагского

Жизненный путь лезгинского шейха

23 октября в Москве состоится вечер памяти Гасана Алкадари

Вышла в свет книга, посвященная 180-летию крупнейшего дагестанского мыслителя Гасана Алкадари

«Заветам верные потомки»

Комментарии (11)
Комментарий #1, дата: 08 июнь 2012 21:19
странно,что внуки такого учёного как Алкадари,названы немецкими и чуждыми нашему народу именами,и ещё я незнал что такой всесторонье развитый учёный муж внёс новшество в религию Аллагьа и Его Посланника,и ёще я думал что строки"Проснитесь лезгины,иные пришли времена..а братья лезгины никак не очнуться от сна" явились призывом к национально-освободительной борьбе,а не как к образованию..когда я читал эти строки,я восхищался им и его безмерной любовью к своему народу и Родине,и полюбил его как Патриота,но прочитав эту статью ,я разочаровался в нём..очень жаль,что у великого исламского учёного Мухаммада Яраги,такой внук как Алкадари,который внёс новшеству в религию,за который он сражался,и такие неверуюшие правнуки как Генрих и Гофрит..стыдно аж,гордится нечем,таких учёных пруд пруди по миру,а истиного Лезгинского или Мусульманского учёного укращает Иман и Вера в Аллагьа ,как у великого Мухаммада Яраги и отца нашего Хаджи-Давуда Муьшкуьрви!!! прошу простит меня если я не прав,но это мой личный взгляд на вещи!




Назад 1 2 Вперед

Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2020 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия