Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Гасан Алкадари. Взгляд в будущее из глубин времен через призму науки

Южный Дагестан – колыбель российского ислама, земля, подарившая миру имена десятков ученых, богословов и мусульманских просветителей. Совсем скоро республика будет отмечать очередную годовщину со дня рождения выдающегося лезгинского философа, мыслителя, дагестанского общественного деятеля, просветителя, педагога, историка и поэта – Гасана Эфенди Алкадари, вклад которого, в развитие мусульманской мысли, спустя десятилетия трудно переоценить.

Алкадари Гасан-эфенди, сын Абдаллаха ал-Алкадари родился 15 октября 1834 г. в селении Балахани. Отец Алкадари - Хаджи Абдаллах, сын Курбана, - ученик знаменитого дагестанского ученого, шейха накшбандийского тариката - Мухаммада ал-Яраги, основатель медресе в селении Алкадар (ныне Сулейман-Стальского района), где преподавал в течение 26 лет. Мать – Хафсат (Афисат), дочь Мухаммада ал-Яраги, одна из самых образованных женщин Дагестана, прошедшая у своего отца курс традиционных и рационалистических наук.

В 1831-32 г. Мухаммад ал-Яраги переселился из-за преследований местных властей из селения Юхари-Яраг (Верхний Яраг, ныне Магарамкентского района) в Аварию, в селение Балахани, где обосновался вместе со своей семьей и учениками, в числе которых был и Абдаллах, будущий отец Алкадари. В сентябре 1834 г. родители Алкадари переселились вслед за Мухаммадом ал-Яраги в селение Согратль. В 1838 г. после смерти Мухаммада ал-Яраги родители Алкадари вернулись в селение Алкадар. Детские годы Гасана прошли в родном селе Алкадар, тогда еще Кюринского округа Дагестана. Отец сделал все, чтобы его сын получил хорошее образование, и не только духовное. Кроме того, Гасан отличался и сильной тягой к самообразованию.

В 1838-39 г. Абдаллах-эфенди основал в Алкадаре медресе, где Гасан Алкадари учился в течение 10 лет. В медресе преподавали арабский язык, тафсир, хадисы, логику, теорию диспута, риторику, мусульманское право, метрику, математику. В 1848-1956 гг. Гасан продолжал свое образование у местных ученых. В 1856 г. Алкадари переехал в селение Юхари-Яраг, резиденцию Юсуф-хана Кюринского, у которого в течение ряда лет состоял секретарем-делопроизводителем и учителем его детей. В 1862-1866 гг. был членом дивана в селении Касумкент, а с 1866-77 гг. в течение двенадцати лет - наиб Южного Дагестана (резиденция - селение Нижний Яраг).

 

 

Осенью 1877 года Гасан был арестован за сочувствие участникам антиколониального восстания 1877 г. и за недонесение царским властям о готовящемся выступлении. После пребывания в дербентской тюрьме (семь с лишним месяцев) Алкадари был отпущен, вернулся в Алкадар, где продолжил преподавательскую деятельность. В марте 1879 года он был вторично арестован и сослан в Тамбовскую губернию, в г. Спасск, куда прибыл в июле того же года. Примерно через год туда прибыли его жена и дети. В мае 1883 года Алкадари был переведен по его просьбе в Астрахань, а в июне того же года по амнистии императора Александра III вернулся вместе с семьей в Алкадар, где жил почти безвыездно до конца своих дней.

Воззрения мыслителя

 
 
Благодарные потомки в музее Алкадари
 
Музей в селе Алкадар
 

Анализ всей жизни, творчества - приводит к мысли: какими были сложными и разносторонними его философские взгляды на жизнь угнетенного народа. Где он пытается, через призму науки найти компромисс, между прошлым и настоящим, Востоком и Западам, ставя во главу угла – науку, и делая ставку на нее и в будущем, для всех народов Дагестана. Алкадари небезосновательно видел в науке панацею от большинства людских бед своего времени.

Гасан Алкадари был человеком с энциклопедическим образованием времени, он отлично владел арабским, персидским, тюркским и, разумеется, своим родным лезгинским языками. А также он выучился разговорному русскому. Повзрослев, и обзаведясь собственной семьей, Гасан Алкадари дал своим детям первоначальное мусульманское образование и обучил их арабским и тюркским языкам. Кроме этого определил их в русские гимназии, где обучение велось на русском языке.

Общественно-политические воззрения Г. Алкадари на протяжении его долгой жизни развивались, эволюционировали. Особенно заметны перемены после пребывания в России (во время ссылки). Здесь философ имел возможность близко познакомиться с русской жизнью, культурой и наукой. Изменения во взглядах поэта хорошо отражаются в его поэтическом сборнике «Диван ал-Мамнун», носящем во многом автобиографический характер. В этот главный труд вошли стихи, написанные на протяжении всей его жизни. К слову будь Гасан Алкадари только «напуган Россией» и из-за этого преувеличил позитивную роль России в судьбах народов Дагестана, то он бы иначе отнесся к намерению сына жениться на русской девушке. Вот что он пишет в «Диване ал-Мамнуне» («Стихотворения Мамнуна», где «Мамнун» - литературный псевдоним Алкадари, в переводе с арабского означает «благодарный»).

«Когда мой сын Али хотел жениться на христианке-лютеранке по имени Елена, - это было в 1895 году – то я написал ему стихи, стараясь отговорить его, но он полюбил ее и женился на ней. Тогда я назвал ее Лейла-ханум». От этого брака родились Генрих и Готфрид, ставшие впоследствии всемирными известными людьми. Первый в атомном кораблестроении, второй - в музыке. Но, как бы не была значима Россия в предстоящих судьбах Дагестана, для Гасана и она не была пределом желаемого. Его умный и пытливый взор устремился в Европу. Алкадари восхищался научными достижениями Европы, и преклонялся перед ее цивилизацией. И с этих высоких позиций судил о настоящем и будущем Дагестана. «Не зная европейской цивилизации», - пишет он, - «горцы бродят в пустыне невежества».

В книге «Диван ал-Мамнун» мыслитель возвышает светские науки, определяет их грамотные способности в познании мира и практическую пользу. В одном из стихотворений он утверждает, что основной успех Европы является: «Наука, наука и еще раз наука, без нее нет прогресса и цивилизации». Гасан Алкадари оставил заметный след во многих сферах деятельности, мусульманских науках, философиях, логике, антологии, права, политэкономии, этике, а в какой-то мере науковедении, вплоть до «классификации наук», грамматике арабского языка.

В своих трудах мыслитель отводит большое место антиколониальной борьбе. Например, Алкадари хвалит Шамиля за то, что он, к русским плененным и перебежчикам (которых было более 300 человек) относился гуманно. Алкадари в отличие от других мыслителей того времени, ищет причины поражения горцев, но не в воле Бога и в не ослаблении религии, а в самой действительности. Та же самая мысль высказывается Алкадари и в другой работе: «История завершилась тем, что люди гибли, население потеряло возможность заниматься хозяйством и больше не могло выдержать тяжких лишений». Так Алкадари видел причины поражения горцев. Алкадари сыграл важную роль в развитии духовной культуры Дагестана. Он охватил почти все отрасли человеческих знаний, среди которых: астрономия, астрономическая география, геология, физическая география, история и т.д. При определении места и роли в развитии духовной культуры народов Дагестана, необходимо учесть его поэтическое и педагогическое творчество и деятельность.

Г. Алкадари уделял большое внимание и вопросам назначения поэта, роли поэта в обществе. Он выступал против отвлеченных схоластических стихотворений и считал необходимым поставить художественное слово на службу народу. Гасан Алкадари выступал против религиозных деятелей, осуждавших любовную лирику. Он считал земную любовь возвышенным чувством поэтического вдохновения, и не находил ничего антирелигиозного в ней.

У Алкадари опубликовано три крупные работы: «Джираб ал-Мамнун» - Темирхан – Шура, 1912 г. (на арабском языке), « Диван ал-Мамнун» - Темирхан – Шура, 1913 г. (на арабском языке)», «Ассари Дагестан» - Махачкала, 1929 г. (на русском языке, в переводе с тюркского языка - издано в Баку в 1903 г.). К сожалению две первые крупные работы (900 и 400 стр.) не переведены на русский язык и не доступны современному читателю. Помимо этого, в «Асари Дагестан» Алкадари упоминает 14 своих сочинений, 6 из которых до сих пор остаются не идентифицированными. Алкадари был владельцем богатой коллекции рукописей, а также печатных книг на арабском, персидском, русском языках. Здесь были «Диваны» Джами, Навои, Хафиза, «Макамы» Харири, сочинения мусульманских юристов и филологов, книги по истории Африки, о Петре I, перевод «Робинзона Крузо», рассказы Молла Насреддина, и другие сочинения известных авторов того времени.

Гасан работал во всех прогрессивных мусульманских изданиях. Его философские взгляды отражают более высокий уровень развития науки и философии во вт. половине 19-го и в нач. 20-х веков. Алкадари был знаком с достижениями философских и естественных наук в Европе. Он был один из тех в Дагестане, кто первым осознал необходимость обновления ислама, он настаивал также на приспособлении системы обучения и воспитания, к потребностям развития общества.

Думы о лезгин

В своих социологических воззрениях Г. Алкадари представляет историю родного края, как историю непрерывной борьбы горцев за свободу и независимость. В тоже время, сторонник просвещения, культурного развития своего народа, Алкадари постепенно начинает понимать прогрессивную роль присоединения Лезгистана к России. Эволюционируя в своих воззрениях, он становится сторонником европейско-русского образования. Алкадари в своем творчестве обращал внимание на вредные для общества традиции в быту горцев - как национальная замкнутость, кровная месть, патриархально - феодальное отношение к женщине. Свои взгляды и мысли по этому поводу выразил в стихотворении «Дошел черед».

Восславим Аллаха, дошел до России черед,

Дыхание правды познал впервые народ.

Для нас, дагестанцев, открылась к познанию дверь-

Мы можем трудиться, учиться мы можем теперь.

Проснитесь, лезгины! Иные пришли времена,

Но братья — лезгины никак не очнутся от сна,

Пускай обучаются грамоте горские дети!…

Кругом оглядятся, подумают сами о многом.

По этому поводу, современник философа, литературный критик и писатель Феридун-бек Кочарли об общественной деятельности Алкадари отзывался следующим образом (письмо датируются 1907 г.): «Господин Алкадари не напрасно горюет по поводу бедственного положения своих братьев соотечественников лезгин. Вообще, лезгины являются народом смелым, храбрым, энергичным, талантливым и воспитанным, но их отсталость в науке и образовании, их бедственное положение должно влиять на наши сердца одинаково и должно озадачить нас, думать о ликвидации их безграмотности – долг каждого образованного, грамотного и культурного человека».

Алкадари считал несовместимым с нравственностью и разумом унизительное отношение к представителям другой веры. По его мнению, все народы были равны между собой, и вера не может служить основанием для возвышения одних над другими. Алкадари считал также ценными моральными качествами борьбу за справедливость и правду, стремлениям к научным знаниям, и совершения полезных дел для своего народа, в первую очередь – беднякам. Обобщая мысли Алкадари, можно сказать, что большое значение он придавал преемственности, любознательности и потребностям общества. Поэтому призывал горцев связать свою жизнь с русской наукой и культурой.

Гасан Алкадари был видным богословом, и просветителем. Еще, будучи молодым человеком, он был свидетелем пленения Шамиля в 1859 году в Верхнем Гунибе. В 1909 году царский наместник на Кавказе созвал всех свидетелей того события в Верхний Гуниб где планировал торжественно отметить 50-летие завершения Кавказской войны, образование Дагестанской области. Гасан, как участник событий 50-летней давности, тоже получил приглашение. Но, ссылаясь на плохое здоровье, отказался, так как данное событие, по свидетельствам современников, у Алкадари вызывало смешанные чувства, и было связано, с самым трагичным периодом в истории народов Дагестана.

Ушел в мир иной Гасан Алкадари 12 сентября 1910 года, в возрасте 76 лет, оставив потомкам бесценные научные труды. Бакинская газета «Сес» («Слово») в некрологе написала: «Покойный известен среди мусульман, как прогрессивный общественный деятель, всю жизнь боровшийся за приобщение мусульман к европейской цивилизации». В завершении, думаю, будет уместно также привести несколько строк из напутственного завещания Алкадари, которые, по сути, и отражают конечную цель и главный смысл жизни мыслителя: «Верю: угнетенный мой народ в один из дней свободен станет, - так напишите на надгробии Мамнуна, - уважь могилу мою».

Алихан Амрахов

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

В свет вышла книга о жизни и творчестве шейха Мухаммада Ярагского

Жизненный путь лезгинского шейха

23 октября в Москве состоится вечер памяти Гасана Алкадари

Вышла в свет книга, посвященная 180-летию крупнейшего дагестанского мыслителя Гасана Алкадари

«Заветам верные потомки»

Комментарии (11)
Комментарий #11, дата: 11 июнь 2012 18:31
Алкадарский прав тогда так и сейчас, Сотни тысячи Алкадарских сейчас прозябают в нищете и среденевековой отсталости дагестанских аулов

Комментарий #10, дата: 11 июнь 2012 14:13
Хорошая статья! таких статей побольше! Лезгинам нужно побольше патриотических статей пока таких статей единицы,

Комментарий #9, дата: 09 июнь 2012 11:32
прошу прошения стхая,сделал упущению..ОСНОВА религии Аллагьа,эт поклонение и служение Ему и только Ему,а СВОБОДА-эт сурагат эт ОСНОВЫ или ФУНДАМЕНТА!!!

Комментарий #8, дата: 09 июнь 2012 11:20
я Куьреви стха,чтоб понят призывы и изречение Яраги,нужно знат религию Аллагьа!не новоди фитне на праведников и на мучеников тогдашних,а постарайся вникнуть в суть той самой борьбы!1.понятие СВОБОДА-эт и основа религии Аллагьа,ибо Ислам не должен находится под другой религией в подчинении,как и мусульмане под ними!так что эт не учение Яраги,а шариат Аллагьа!!!2.поклонение Аллагьу по Корану-эт и есть защита и соблюдение шариата,со всеми вытекающими отсюда действиями!!!так что Яраги соблюдал!!! 3.все мусульмане равны и братья-эт аят из Корана..и это значит и Посланник и мусульманин- невольный раб равны перед судом Шариата,и они братья в религии Аллагьа!так что эт не учение Яраги!!!4.мусульмане не равны-эт значит богобоязненный муслим делающий гьибадат Аллагьу и небогобоязненый и не делающий гьибадат Аллагьу не равны пред ликом Аллагьа!!! 5.молитвы всех мусульман будут услышаны-эт значит молитва мусульманина Искренье призывающего к Аллагьу будут услышаны Аллагьом!так что эт не учение Яраги,а аят Корана!!!6.молитвы не будут услышаны-эт значит молитва муслима чё сердце наполнена нафсом и мирским не дойдёт до Аллагьа!!!7.упоминание Аллагьа и шариата-и есть религия Аллагьа!так что эт не учение Яраги ,а он как богобоязненый муъмин подчинялся шариату Аллагьа!!! если это было учение Яраги,то Аллагь унизил бы их и тогда и щась покрыв позор,а не любовю к ним и уважением,и не дал бы им сражатся 25лет,и сражались бы они дальше,если заканчивались бы людские ресурсы,голод и нищета..мудрость имама Шамиля сохронил народов Дагестане и Чечни,и миром с моґущественной тогда Державой,спас мусульман от поголовного истребления!!!да смилостуеться Аллагь над ними всеми!!!больше в этой теме я писат не буду!

Комментарий #7, дата: 09 июнь 2012 10:59
Я призываю всех к сабуру!!! Каждый имеет право на высказывание своего мнения! Но давайте не будем переходить на личности и превращать коменты в саркастическую перебранку, гьуьрметлу стхаяр.Итимвал-Стхавал-Садвал, толко так! Сагърай куьн вири!

Комментарий #6, дата: 09 июнь 2012 10:39
куьреви у нас, как известно великий знаток ислама и истории лезгинского народа. но судя по его комментам, у него ни исламского ни исторического образования нет. судить об убеждениях яраги на основе пропагандистских штамповок нашего времени - верх невежества. ни ссылок на исторические источники, ни понимания фундаментальных принципов ислама. утверждения, что по исламу мусульмане созданы неравными между собой, и что яраги создал новое учение такая базарная чушь, что спорить с ее автором бесполезно. срочно врача нашему куьреви. и в клинику его до полного выздоровления

Комментарий #5, дата: 09 июнь 2012 08:36
Интересно, что будет говорит этот Abdullah, когда прочтёт что-нибудь из изречений Магомеда Ярагского, который говорил, что все мусульмане равны между собой (по-исламу мусульмане созданы неравными между собой), что первой заповедью веры наших отцов является СВОБОДА (первая заповедь ислама - поклонение Аллаху), что молитвы рабов не будут услышаны (по-исламу Аллах слышит молитвы всех) и т.д.?
Вот горе будет для Ярагского, когда алим Abdullah, даже не читавший Коран, отвернётся от него, когда узнает, что в учении Ярагского от ислама было лишь упоминание Аллаха и шариата, а по сути это было новое учение, построенное на отрицании догм ислама, как видно на примерах, приведённых выше..

Комментарий #4, дата: 09 июнь 2012 00:11
да нет, Муртуз стха,ты меня ничем не зацепил,да я заранее просил у всех лезгин прощения,я пожалел даже когда эт написал и нажал.отправить.,если я смог тогда,удалил бы.!!! но я никак не противоречил себе,и никак не имел б свой личный взгляд на вещи,если я смотрел б на мир через окошку своего дома и если не знал б,что такое хорошо и что,такое плохо! Когда я говорю..у такого учёного как Алкадари..я имел ввиду Его Значимость как Человека Просвещённого в том числе и в мусульманских науках,..и мне было непрятно,что сын такого Учёного назвал своих сыновей не по нашенски,не по мусульмански,а назвал подобно отщепенцу от народа...а когда я говорил.. таких учёных пруд пруди..я имел и имею ввиду учёных,философов,филологов,историков..и т.д кандидатов,докторов,академиков,професоров разных наук..разве это не правда?для меня нет между ними никакой разницы кто они по наци,для меня эт одно лицо-Наука или Просвещение.! а когда говорил аж стыдно..я имел ввиду,что мне лично стыдно,что такой просвещёный лезгин как Алкадари внёс новшеству в религию Аллагьа-Творца,за который сражался его дед Мухаммад Яраги и отец наш Хаджи-Давуд Муьшкуьрви!для меня эти два человека Светилы и Образцы нашего сунитского Лезгинского народа!!! ни одно творение Аллагьа не имеет право заменит что либо в религии Аллагьа и его Посланника,а следовать по этому пути или не следовать эт дело каждого,ибо каждая Душа в ответе только за Себя!!!ещё раз прощу простит стхаяр,не хотел я писать,но так получилось.

Комментарий #3, дата: 08 июнь 2012 22:25
Abdullah,
Ты сам себе противоречишь, стха. " ....такого учёного как Алкадари...." - "... .стыдно аж,гордится нечем,таких учёных пруд пруди по миру... ". Я не хочу тебя чем то зацепить, не подумай. Но думаю тебе стоит посмотреть на вещи шире. Именно в просвещении (всестороннем) лежит наш путь к единству и процветанию! Мне кажется ты пытаешься понять где благо - где зло, где хорошо - где плохо, смотря на мир из окна своего дома. Может все таки стоит выйти на улицу, посмотреть, оглядеться, может ты живешь совсем не так как тебе кажется, и совсем в другом мире? Не кажется ли тебе, что именно это имел ввиду Гасан-эфенди, когда писал те строки, о которых ты упомянул. Да, и причем здесь имена его внуков?!... Тебе самому не стыдно , что ты с такой легкостью очернил такую выдающуюся для Лезгин личность, просто по тому, что так и не смог понять всей глубины его мышления???! Ладно..... Сагъхьуй вун, Лезги....

Комментарий #2, дата: 08 июнь 2012 21:46
Предыдущий оратор прав в том, что Гасан Алкадарский никакого отношения к "мусульманским наукам" не имел. Он был великим просветителем и призывал лезгин проснуться и овладевать знаниями, наукой, он призывал из тьмы невежества выйти под свет науки.
Благодаря прежде всего ему и его деду (дед тоже ничего не внес в "мусульманские науки", а создал своё "учение") лезгины окончательно не стали фальшивыми копиями бедуинов из Саудовской Аравии, а сохранились как собственно лезгины - как народ со своей культурой и историей. Огромное спасибо им за то, что они дали нам возможность считать их своими предками, а не каких-нибудь абуталибов с Аравийского полуострова.




Назад 1 2 Вперед

Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия