Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Рутулы

Рутулы (рутульцы), самоназвание – мыхъадбыр, мыхадар. Численность (по данным переписи 2010г.) в Дагестане (Рутульский и Ахтынский районы) – 27849 чел., в целом в РФ - 35240. Живут также в Азербайджане (Шекинский район) - ок. 20 тыс. чел. Рутульские селения расположены в трех обособленных регионах: 1) долина рек Самур и Кара-Самур, где располагаются селения Рутул, Шиназ, Ихрек, Мюхрек, Амсар, Лучек, Кина, Вуруси, Джилихур, Кала, Ума, Пилек, Хнюк, Киче и т. д.; 2) долина реки Ахты-чай, в ней расположены два рутульских селения – Хнов и Борч; 3) на территории Азербайджана, здесь имеются пять рутульских селений – Шин, Кайнар, Хырса, Шорсу и Дашюз, которые были основаны, согласно историческим источникам, еще в XVIII веке.

Рутулы занимают Юго-западную часть Южного Дагестана. На востоке они граничат с лезгинами, на северо-востоке – с агулами и даргинским селением Чирах, на северо-западе – цахурами, а на юге Главный Кавказский хребет с доступными перевалами отделяет рутулов от азербайджанцев. Рутулы относятся к лезгинской языковой группе.

Наряду с лезгинами и цахурами являются одним из разделенных лезгинских народов.

Говорят на рутульском языке, внутри которого существуют большие диалектные различия (выделяют четыре диалекта): мухадский или рутульский; шиназский; мюхрекско-ихрекский; борчино-хновский диалект. Рутульский язык имеет много общих слов с аварским, даргинским, лакским, кумыкским и другими языками Дагестана. В 1990 г. постановлением правительства Дагестана рутульский язык приобрел статус письменного языка. Письменность была создана на основе русской графики.

С 1991–1992 учебного года школьники начальных классов впервые начали изучать родной язык.

Религия рутулов – ислам суннитского толка. Наряду с ним бытовали и элементы других религиозных воззрений. У рутулов до последнего времени сохранились языческие верования, поклонение “священным” местам: горам, рацам (уджа), некоторым могилам “святых”, над которыми сооружались так называемые “пиры” – места, где в землю втыкали жерди с привязанными к ним лоскутками ткани и платками. На “уджа” жители селений носили “садакьа” (милостыню), резали коров, баранов, а мясо раздавали по домам.

У рутулов существует и свой языческий бог – “йинши”.

Территория рутулов, состоящая из трех обособленных частей, по природно-географическим признакам делится на две зоны:

1) горно-долинная зона. Она занимает наиболее обширную часть территории рутулов. К этой зоне относятся селения: Рутул, Кича, Кала, Шиназ, Амсар, Кина, Джилихур, Ихрек, Шин, Кайнар, Хырса, Дашюз, Шорсу, которые расположены на высоте более 1000 м над уровнем моря. Они находятся в нескольких сотнях метров от лесного массива, который занимает весь правый берег Самура и Кара-Самура. Эта зона отличается сравнительно хорошими дорогами, более мягким климатом;

2) высокогорная зона. Для нее характерны узкие ущелья, по которым текут быстрые речушки, притоки Самура. Эту зону отличают мощные горные хребты со снеговыми вершинами, их высшая точка – гора Дисавгай, высота которой достигает 4010 м над уровнем моря. Здесь находятся селения: Хнов, Борч, Хмюх, Вуруш, Уна, Пилек, расположенные на высоте более 1500 м над уровнем моря. Зона отличается плохими дорогами, которые в зимнее время заносятся снегами, отсутствием лесов, обилием альпийских лугов и пастбищ. В административном отношении Рутульский район чрезвычайно неоднороден. Кроме восемнадцати рутульских селений, в него входят тринадцать цахурских селений: Курдул, Гельмец, Микик, Мишли, Муслах, Цахур, Кальял, Аттал, Корш, Мухах, Хиях, Сюгут, Джиных; четыре лезгинских – Лакун, Иче, Ихрак, Хлют. Два лакских – Аракул, Верхний Катрух; одно аварское – Кусур и одно азербайджанское – Нижний Катрух.

Таким образом, в Рутульском районе проживают шесть национальностей. Формирование рутульской этнической группы происходило в рамках территории Южного Дагестана, поэтому ранее историческое развитие рутулов тесно связано с историческим развитием всех народов Южного Дагестана.

Ранняя история рутулов связана с государственным образованием Кавказская Албания, образовавшаяся в IV в. до н. э., куда входили народы Южного Дагестана, известные под названием “леки”. Впоследствии рутулы вошли в состав “Лакза” – одного из крупных политических объединений Южного Дагестана, сформировавшегося в конце VI – начале VII века.С VIII века рутулы подвергались политике насильственной исламизации. К X–XI вв. ислам уже прочно укрепил свои позиции на территории рутулов, о чем свидетельствует огромное количество куфических надписей, найденных на территории Рутульского района.

Так, интересным представляется тот факт, что в процессе исламизации Южного Дагестана внуки легендарного арабского завоевателя Абу-Муслима, согласно некоторым источникам, остались здесь на постоянное жительство: Насир-ад-дин – в Хнове, Рамазан – в Рутуле, Мухамед – в Шиназе.В IX–X вв. рутулы как и другие народы Южного Дагестана испытали политическое, экономическое и культурное влияние Ширвана. В XVII веке на территории рутулов существовал союз сельских обществ (Рутульский магал), который объединял не только рутульские, но и некоторые цахурские и лезгинские селения. Два рутульских селения – Хнов и Борч – входили в состав Ахтыпаринского магала. Хотя селение Хнов формально входило в Ахты-пару, но представляло собой самостоятельную сельскую общину со своими органами управления. В XVIII веке к Рутульскому “вольному” обществу (Рутульскому магалу) были присоединены ряд лезгинских селений: Зрых, Кахул, Иче, Кака, Ялах, Луткун, входившие до этого в состав Ахтыпаринского начала. Однако власть рутульских ханов над присоединенными лезгинскими селениями была недолгой. Притесняемые рутульской знатью они перешли вскоре под покровительство Сурхай-хана Казикумухского. В XVI–XVII вв. рутулы, вместе с другими народами Южного Дагестана оказали упорное сопротивление турецким и иранским захватчикам, пытавшимся подчинить своей власти горные районы. В 40-х гг. XVIII века рутулы отчаянно боролись с войсками Надир-шаха, отстаивая каждый клочок своей земли. Население Рутула вело против захватчиков партизанскую войну. Рутульский народ в преданиях сохранил имена своих борцов против Надир-шаха: Балалая, Османа, Тагира, которых заманили под “честное слово”, и схватив их, учинили над ними страшные пытки. В 1812 г. рутулы были присоединены к России. В 1820 г. рутулы считались состоящими в зависимости от России и обязаны были уплачивать ежегодную подать в сумме 500 рублей, что ими не выполнялось. В 30–40-е гг. XIX века рутулы, под предводительством Агабека принимали участие в борьбе против колониального гнета царизма.

В 1839 г. рутульское общество было присоединено к Илисуйскому султанству. В 1844 г. Илисуйское владение и Рутульский магал соединяли в один округ – Илисуйский. Округ разделился на три магала – Илисуйский, Рутульский и Ингилайский. Каждым магалом управлял наиб, назначавшийся Джаро-Белоканским начальником. С 1860 г. в состав Рутульского магала вошли и земли “Горного магала”, населенного цахурами. Всей этой территорией стал управлять наиб, назначавшийся из беков и подчиненный начальнику Самурского округа. В 1862 г. было образовано Ихракское наибство, состоящее из двух частей: в первую часть входили селения Ихрек, Мюхрек, Нижний Катрух, Верхний Катрух, Аракул; вторую часть составляли селения Горного магала, принадлежавшие прежде к владениям Султана Илисуйского. Таким образом, рутульские селения оказались в составе трех наибств: Рутульского, Хрюч, Хлют, Вириль, Кахул, Луткун, Икрах, Кича, Рутул, Хнюх, Кала, Шиназ, Ума, Пилек, Алкар, Лучек, Вуруш, Кина; Ахтыпаринского, куда входили Борч и Хнов, и Ихрекского. Но Ихрекское наибство вскоре было упразднено, и вся его территория была включена в Рутульское наибство. Для относительного облегчения управления был создан Лучекский участок Рутульского наибства.

В 1928–1929 гг. в Дагестане округа и участки были заменены районами. В Рутульский район вошли все рутульские села (за исключением Хнова), цахурские аулы, два лакских селения – Аракул и Верхний Катрух, четыре лезгинских – Хлют, Лакун, Играх, Иче, одно аварское – Кусур. Рутулы принимают активное участие в общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни республики. Они представлены в Государственном совете, Народном собрании и Правительстве Дагестана.


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия