Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Лезгины в чеченском зеркале

Секреты этнической стойкости при угрозе ассимиляции

Дети из селения Крыз-дехне

На наших глазах стремительными темпами нарастает катастрофа лезгинского народа в соседнем Азербайджане. Наши села переселяют с места на место, чтобы оторвать от исторических корней. Наши села выселяют на равнину, а красивейшие места в горах заселяют беженцами из Карабаха или переселенцами из Нахичевани.

В наших селах разрушают кладбища, исторические памятники для того, чтобы не осталось никакого намека на древность нашего народа и его привязанность к этой земле. Мы уже писали о том, что именно лезгинские селения оказались самым «лакомым» куском для азербайджанской элиты.

Распыление лезгинского народа

Активные попытки переселить лезгин на равнину в Азербайджане предпринимались еще в 80-е годы 20 века. Но в настоящее время лезгины, не обладающие властью в регионе и финансовыми возможностями, выдавливаются оттуда.

Для этого используются разные способы: от покупки земель до незаконных действий по их приобретению. В последнем случае, как это практикуется в Азербайджане, во всю задействован административный аппарат.

Для влиятельного человека оформляются все необходимые документы, даже если они противоречат законам, а местному лезгинскому населению также незаконно отказывают в оформлении собственных участков.

А если жители объединяются и пытаются отстаивать свои права и бороться с произволом, как это случилось в селении Кюснет, то в ответ получают угрозы физического уничтожения.

 Лезгинское село Кюснет было снесено, а на его месте ведется строительство туристического центра 

Наиболее сложная и взрывоопасная ситуация сложилась вокруг четырех лезгинских «орлиных гнезд»: селений Кюснет, Дуруджа, Камерван и Лаза. В последних двух помимо прочего расположены военные части, причем внутри самих селений, а не рядом с ними.

Надо сказать, что до территории самих селений добрались в последнюю очередь. В свое время лазинцы смогли отбить вертолетную «атаку» на свои кутанные земли. Однако жители данных сел все же потеряли значительную часть участков на равнине.

 Село Лаза (Лацар)

Одновременно с целью размывания компактного расселения лезгинского народа, несмотря на нехватку земли местным жителям, переселяли и переселяют на их земли ранее — турок-месхетинцев, а теперь — беженцев — азербайджанцев-тюрков.

Так, например, в распоряжении, изданном Советом безопасности Азербайджана, прямо указано, куда следует переселиться беженцам из Карабаха. Из 11 районов, указанных в распоряжении, 9 являются районами, где проживают лезгины и лезгиноязычные народы.

Переселение крызов в равнинные районы Азербайджана, начавшееся ещё до Октябрьской революции, как отмечается исследователями, приводит к постепенной утрате ими этнического своеобразия, национальных традиций и собственного языка, которому грозит исчезновение.

 Село Крыз-Дехне

Растворение лезгин и консолидация чеченцев

Почему лезгины Азербайджана не могут противостоять, если не политике переселения со стороны властей, так хотя бы политике культурной ассимиляция со сторону тюркского большинства? Ведь в том же самом Азербайджане политике ассимиляции успешно противостоит другой кавказский народ – чеченцы.

Причем в случае с чеченцами, этот народ не является коренным для Азербайджана. Чеченская община выросла в Азербайджане в ходе двух чеченских войн в результате резкого наплыва беженцев в азербайджанские города, и в Баку, в первую очередь. Их численность в Азербайджане быстро превысила число удин и крызов.

Однако нет никаких фактов, свидетельствующих о том, чтобы чеченцы поддавались культурному влиянию азербайджанцев, или постепенно растворялись в азербайджанской среде. Ссылки на слишком короткий срок пребывания чеченцев в Азербайджане не особенно убедительны.

Потому что со стороны любого пришлого населения в Азербайджан скорейшее растворение в доминирующей азербайджанской среде является гарантом скорейшей и успешной интеграции в азербайджанское общество.

Сохранение же своей культурной и этнической идентичности – является препятствием не просто на пути интеграции, но и вообще на пути решения всех социальных потребностей отдельной семьи. Речь идет о полноценном доступе к образованию, медицине, устройстве на работу и т.д.

Однако, несмотря на все эти препятствия, чеченские беженцы не показывали ни малейшей готовности к растворению в азербайджанской среде, а наоборот, укрепляли обратный вектор – обособление от азербайджанской среды и укрепление внутреннего этнического единства.

То есть, чеченцы, в отличие от местных лезгин, в условиях агрессивной этнической среды не растворялись в ней, а наоборот усиливали свое отчуждение от этой среды и усиливали свое этническое единство и сплоченность.

 Чеченские беженцы в Баку

Более того, чеченцы, даже находясь на чужой территории и в условиях агрессивной по отношению к ним этнической и социальной среды, постоянно и стремительно наращивали свое влияние в Азербайджане, отвоевывая себе одну сферу за другой.

То есть, чеченцы в чужой для себя стране перешли в наступление. Они начали стремительно отвоевывать у азербайджанцев многие сферы, в которых доминирование азербайджанцев было во все года неоспоримым – от криминала до некоторых бизнес сфер.

Стихийный ответ народа

В чем секрет большей чеченской сопротивляемости чужой для себя агрессивной культурной среде? И в чем причина невозможности со стороны лезгинского населения Азербайджана к длительному культурному сопротивлению ассимиляционной и дискриминационной политике со стороны азербайджанских властей?

Почему лезгинское населения Азербайджана, находясь на своей родной земле, не может столь же консолидировано и сплоченно расширять своей влияние, отбивать у азербайджанского большинства одну социальную сферу за другой, как это делают чеченцы, в какой бы стране они ни жили – от Азербайджана до Франции, и от Казахстана до Бельгии?

Очень показательными в этом отношении являются мысли чеченского публициста Германа Садулаева, который в своей книге «Прыжок волка» описывает один невероятно трагический, но ключевой поворот в чеченской истории, который закалил этот народ и заставил его добиться невероятной консолидации своих рядов.

Речь идет о той вынужденной закалке национального характера, о том жизненно необходимом сплочении чеченцев перед лицом катастрофы, о том противостоянии маленького народа репрессивной машине, на которые чеченцы оказались обречены в годы сталинской депортации. Вот что пишет Садулаев по поводу того, какими чеченцы вернулись из депортации:

«Они вернулись совсем другими. Те, кого высылали – это был архаический этнос, зацикленный на своем противостоянии, слабо ориентирующийся в реальном мире, консервативный, накрепко привязанный к своей территории. Само противостояние советской экспансии было противостоянием всей современной цивилизации, любому типу модернизации.

Вайнахи в депортации

Теперь чеченский народ был готов к модернизации. Нет – он сам был готов стать движущей силой модернизации, для себя и всего, что вокруг. Он преодолел историческую и географическую ограниченность. Он увидел мир. Он понял, что движение – не убивает. Движение – это рост…»

Покорение СССР и России

То есть, на национальную катастрофу насильственной депортации, на выселение народа в совершенно чужую этническую среду, на угрозу полного распыления и растворения, чеченский народ, его коллективное бессознательное, каким-то неведомым способом ответило невероятной степенью сплочения перед лицом общей беды и концентрацией всех жизненных сил народа.

Именно после возвращения из депортации чеченцы начали стремительно восходить по всем социальным сферам советского общества – идти в науку, в управление, в спорт, в народное хозяйство, в нефтяной сектор.

Кульминацией чеченского восхождения стало то, что на момент краха СССР, представитель чеченского народа – Руслан Хасбулатов – стал вторым лицом Союза – огромной мировой державы.

И даже, несмотря на последующие две катастрофичные по своим последствиям чеченские войны, этот народ не утратил своих жизненных сил. А наоборот лишь нарастил свое активное освоение всех сфер жизни новой России – от криминала и бизнеса до спорта и политики федерального уровня.

Назвать хотя бы таких известных чеченцев, как член Совета Федерации Асламбек Аслаханов, один из идеологов «Единой России» Абдулхаким Султыгов, многократный олимпийский чемпион Бувайсар Сайтиев, олигарх Руслан Байсаров и многие другие…

Во многом, описанные качества чеченцев присущи и братскому им народу – ингушам, которых также сплотила и закалила трагедия депортации. Понятия «ингуш» и «ассимиляция в чужой национальной среде» практически несовместимы.

Мнения экспертов

Для того, чтобы глубже понять причины и секреты стойкости чеченского и ингушского народов перед лицом чуждых для себя этнических сообществ, а также понять причины ускоренной ассимиляции лезгинского народа, причем живущего на своей родной земле, мы поговорили на эту тему с рядом признанных экспертов.

Абдул Ицлаев, бывший министр информации Чеченской Республики, публицист

Национальный характер формируется столетиями в рамках определенного исторического процесса. Факторов, влияющих на формирование определенного набора черт характера, на том или ином отрезке истории может быть несколько.

Какие черты, и в силу каких причин, становятся преобладающими, во многом зависит от особенностей исторической точки, где происходит процесс. То, что помогает выживанию, приживается, сохраняется как императив, как часть духа внутренне сильного этноса, заботящегося о своем укреплении, сохранении своей самобытности, повышении потенциала.

  Абдул Ицлаев

Способность в сложные периоды истории мобилизовать внутренние ресурсы – это, на мой взгляд, и есть национальный характер. Сохранить себя – значит, сохранить свой язык, веру, культуру, традиции, обычаи, а в конечном счете – сохранить народ. Не созидая, ничего не сохранить.

С учетом всех обстоятельств, операция «Чечевица» по выселению чеченцев и ингушей в феврале 1944 года должна была завершить процесс ликвидации вайнахского народа, как такового.

В самой опустошенной выселением чеченцев и ингушей республике уничтожались все следы их пребывания на этой земле: взрывались вековые башни, переименовывались села и города, сжигались книги...

 Ингуши в депортации

В местах т.н. «спецпоселения», в Казахстане и Киргизии, вайнахи были брошены на произвол судьбы. Они выживали в заснеженных степях без крова над головой, пищи, теплой одежды. Народ только за первый год выселения потерял, по разным оценкам, от трети до половины своего численного состава.

Вайнахи испытали чувство обреченности. Однако и психологии покорности, смирения перед неизбежной участью своей не поддались. Они, вайнахи, даже мысли не допускали, что они будут жить вне Родины.

Власти были не в силах что-то сделать с этим зовом крови, с этой болью-тоской по далекой земле предков. Этот зов сплачивал, объединял, единил народ так, как не смогла бы сделать этого ни одна сила в мире.

Фатима Албакова, профессор Московского государственного университета, член Общественной палаты России

Безусловно с испытаниями и некоторой закаленностью судьбы происходили, естественно, потери в культуре этих народов, в нравах. Были и приобретения, были и потери.

Что касается сплоченности, любой подвергнувшийся испытаниям народ вырабатывает механизмы выживания, механизмы сохранения, в том числе механизмы сохранения своего языка, своих традиций.

  Фатима Албакова

В определенной мере это, безусловно, удалось, но есть потери в культуре, потери в языке. Пока черты характера, свойственные этому народу, живут в отдельных личностях, в отдельных группах людей, это народ способен жить, способен творить свою историю, он может надеяться на будущее.

Трагедия и боль, трагические исторические события способствуют консолидации всех конструктивных сил, нацеленных на самосохранение народа, на его развитие. Вот пока ингушский народ будет способен продуцировать в своем обществе такие качества, пока такие качества будут в обществе, он имеет право на будущее, он имеет право творить свою историю.

Энвер Кисриев, заведующий Сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований РАН

Вопрос о том, почему депортация укрепила чеченцев и ингушей, а лезгины постепенно поддаются азербайджанской политике ассимиляции, конечно, поставлен достаточно неожиданно. Но это ведь разные вещи.

 

Погрузка депортируемых чеченцев и ингушей в вагоны

Ингушский и чеченский народы были целиком высланы. И интеллектуальная элита, и политическая элита, и военная элита, всем народом вместе оказались в тяжелейших условиях далеко от родины и сблизились между собой в единое целое.

А у лезгин элита в основном уезжала в Москву, в Ленинград, в Баку, в Махачкалу, отделяясь от своего народа. Их никто не выселял, что не требовало никакой национальной мобилизации.

 Энвер Кисриев

Они все в наибольшей мере интегрировались с Россией, с русскими, ассимилировались многие. Поэтому, собственно говоря, это принципиально различные исторические судьбы. Трудно находить какие-то параллели здесь.

Руслан Курбанов, вице-президент ФЛНКА, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН

То, что лезгины, как народ, в наше время стремительно растворяются в иной культурной среде, - это видно даже не экспертам. Причем не только в Азербайджане, где они подвергаются мощной ассимиляции.

Но и в Дагестане, где, казалось бы, для развития национальной культуры есть все возможности. Стоит съездить в любое лезгинское село, даже горное, и послушать, как разговаривают между собой люди. 

Любой лезгин в своей речи сегодня использует до трети русских слов. А это прямой путь к полной утрате языка целым народом. А за утратой языка следует утрата национального характера, исконных национальных черт и полная культурная смерть народа.

Я уже не говорю о других сферах. Если лезгины не могут сохранить свой язык, то тем более они не могут показать нужную степень консолидации и в сферах, где нужна бóльшая жесткость и брутальность.

Например, в сфере жесткой конкуренции с другими общинами за контроль над ключевыми предприятиями Юждага, за контроль над определенными сферами экономики Дагестана, за победы в спорте и в политической борьбе.

Это горько, но после Хаджи-Давуда лезгины не породили других мужей, могущих сравниться с этим великим героем лезгинской земли. Великие ученые и интеллигенты – не в счет.

Но я не склонен сегодня лить слезы над своим народом. Поскольку стойкость вайнахов перед лицом ассимиляции и бóльшая подверженность лезгин ассимиляции связаны с тем, что эти народы находятся на разных степенях развития.

Вайнахи более молодой народ, который еще не растратил своей пассионарной и жизненной энергии. Оттого она у них бьет ключом. И оттого, они сами навязывают окружающим народам свою культуру и образ жизни.

Руслан Курбанов

А лезгины – это народ, который вышел на историческую арену лет на тысячу раньше вайнахов и уже успел растратить свою пассионарную и жизненную энергию на войны с персами, арабами, тюрками и снова персами.

Все подвиги и свершения, вся стойкость и мужество, которыми сегодня удивляют мир вайнахи и некоторые горские народы Дагестана, наш народ уже явил миру в прошлом. Оттого сегодня у нашего поколения лезгин не осталось сил на противостояние чуждому влиянию.

Но у лезгин, как и у других древних народов мира – персов, арабов, китайцев, прошедших несколько циклов взлета, падения и нового взлета – есть шанс на второй цикл своего стремительного развития. То есть, сегодня наш народ находится у самого начала нового цикла, нового этапа, нового взлета.

Но именно для этого нового этапа, для этого нового рывка нам и нужна новая консолидация всех оставшихся жизненных сил нашего народа. А также тех новых сил, той новой крови, той новой пассионарности, которой вновь заполняются жилы нашего народа через возвращение нашей молодежи к своим духовным и культурным корням.

Я глубоко убежден в том, что будущее лезгинского народа – за нашей молодежью, в жилах которой уже бурлит кровь Хаджи-Давуда и Мухаммада Яраги, Насруллы из Капира и Хаджи-Али из Вини Ярага.

Мир еще увидит новое рождение нашего народа… Он еще услышит новое дыхание и новый стук миллионов горячих сердец, готовых отдать жизнь за духовное, культурное и политическое возрождение потомков древних леков.

Фарида Санджах, Мурад Шихахмедов

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Лезгины, как «перекати-поле»

После Храх-Убы в Баку взялись за кабалинских лезгин

Обращение кабалинских лезгин

''Яран-сувар'' наяву и в он-лайне

Константин Затулин: Лезгинам необходима автономия в составе Азербайджана

Комментарии (48)
Комментарий #48, дата: 25 июнь 2013 20:49

mihran,
Спасибо! Посмеялись от души.


Комментарий #47, дата: 25 июнь 2013 00:45

Салман Махмудов,

 

http://heydaristan.info/


Комментарий #46, дата: 25 июнь 2013 00:37
Комментарий #45, дата: 24 июнь 2013 23:58

статья полная ложь, во первых чеченцы в Азербайджане ведут себя тише воды ниже травы , в одно время хотели показать храбрость и были наказаны и некоторые убиты, во вторых чеченцев у нас мало и то только в Баку, столько лжи в этой статье, Лезгины как Тюрки в отсутствие демократии будут жить плохо, ибо это закон жизни!


Комментарий #44, дата: 24 июнь 2013 00:45

-Сотни и тысячи Лезгин гниют в тюрмах у азербайджанцев
- отбираете дома и села у Лезгин Храх уба и Урьян уба
- Сносите целые лезгинские селения ( Кюснет и Лаза)
- отбираете земли
-уничтожаете все культурно историческое наследие Лезгин
- на войну в Арцах отправляете Лезгин , когда азербайджзанская аскерня отдыхает в лезгинских районах
Можно этот список продолжить до утра а потом перечислять снова.
Вы устроили Лезгинам и Аварцам и Талышам этнический геноцид.
Ненавист к вам безгранична азверобаранжанцы-кочевые плевки алтайских-тЧурецких степных кочевых шлюх базарных!!!


Комментарий #43, дата: 22 июнь 2013 13:35

Лек,

Откуда такая уверенность в том что это сделал Яралиев? 

Уважаемый Лек у меня были сомнения втом,что это сделал Яралиев.Если вы сдили за обсуждением этой темы на сайте,то были выложены доказательства тому.Но сомневаюс в том,что он был куплен и сделал это по своему желанию.Как политик,он не смог отстаивать интерес того обществак которому относиться и превратился в инструмента в руках другой заинтересованной стороны.Конечно было давление,но это не оправдание.
Я вовсе не рад тому,что некорые активно пытаються уничтожить его как личность так тоже нехорошо,как ни как у него и заслуги были.Мы еще не знаем,как повели бы себя на его месте некоторые из критикующих.Без критики также нельзя,но по справедливости, иначе власть потеряет чувствительность.       


Комментарий #42, дата: 21 июнь 2013 19:23

гэс94,

Откуда такая уверенность в том что это сделал Яралиев? 


Комментарий #41, дата: 21 июнь 2013 16:27

     А для некоторых "властителей дум"нерода откровенгный бред-возможность сделать хорошую карьеру,так что нероду придеться пропускать через сито этот муть ,если он успеет проснуться.


Комментарий #40, дата: 21 июнь 2013 10:00

Салман Махмудов,

 

А  московские армяне учавствовать  будут или  они  омосковились уже,  "продвинутые" и  не  в  чём  уже   не   учавствуют  ????Армяне  не должны   оставаться  в  стороне .

Со дня своего создания Азербайджаном управляли евреи, большинство первых секретарей были евреями. Например, глава азербайджанского правительства Нариман Нариманов был горским евреем. Сталин уничтожил его вместе с Зиновьевым за их дружбу и участие в противостоянии против него в Политбюро.
После удаления Кирова из Баку азербайджанское правительство возглавил Мир Дзафар Бакиров (Меир Дзефарим Бозум) – сын сионистского крипто-еврея Тобиаса – Элиаша Бозума. Багиров был женат на родственнице жены председателя Еврейского Всемирного Конгресса Х. Вейсмана, английской разведчице Элизы Генриховне Сенявской (Эсфирь Гиршовна Сенкевич).
В конце весны 1920 года газета «Молодой Сион», основанная Т. Герцлем в Вене, которая являлась «рупором» сионизма, писала, что на Кавказе создано еврейское государство — Азербайджан, призванное поглотить и объединить весь регион.
Cалоникская крипто-еврейская ложа «Иттихад вэ Тераки» и большевистская масонская ложа « Голубой дракон» (членами которой являлись Троцкий Радек, Бела Кун, Берия, Литвинов, Каганович, Брежнев, Громыко, Арбатов, и др.) стремились на территории Калмыкии, Дагестана, Легии(Лезгистана), Аваристана и Талышистана создать еврейское государство «Хазарет-Исраэлит».
Посредническую роль между Турцией, партией мусафетистов и штабом Сталина, Кемалем Ататюрком, Хоном Хойским и грузинской меньшевистской партией (5-ая масонская ложа горных евреев) играл Лаврентий Берия, он же сын еврейского продавца табаком и мингрельской крестьянки – Лейбы Бершкович.

 


Комментарий #39, дата: 21 июнь 2013 09:22
Подскажите пожалуйста сайт по коттеджам ?




Назад 1 2 3 4 5 Вперед

Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия