Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

О причинах кризиса экономики Южного Дагестана

Интервью с Маиром Пашаевым

Маир Пашаев
В преддверии поездки на ежегодные Гайдаровские чтения, исполнительный директор Ассоциации Предпринимателей  «Южный Дагестан» Маир Пашаев ответил на вопросы информационного портала FLNKA.RU о причинах кризисной ситуации в Дагестане и проблемах экономического развития.
- Дагестан один из крупных субъектов федерации, экономика Дагестана - 35-я экономика среди субъектов России по объему валового регионального продукта (по данным 2010 г.). Но основные отрасли производства в Дагестане: сельское хозяйство, промышленность, отсталые и неэффективные, в кризисном состоянии. В чем причины отсталости республиканской экономики?
- В 90-е годы это были причины объективного характера, обусловленные переходным периодом и событиями в Чечне. Но в последнее десятилетие кризисная ситуация в экономике Дагестана  вызвана субъективными факторами: политической нестабильностью, коррупцией и всеобщим управленческим ступором, из которого Дагестан никак не может выйти. Вот что тянет экономику вниз.
Что ждать от экономики, если с середины 90-х годов в республике не было министра экономики – экономиста? Влияние, управляющее воздействие министерства экономики на республиканскую экономику мизерное. Фактически по основным параметрам экономики наблюдается отрицательная динамика. В погоне за количественными показателями, зачастую формальными, приукрашенной статистикой упускаются фундаментальные качественные параметры: структура экономики, конкурентоспособность, производительность труда, эффективность.
Создаем ли мы прозрачную деловую среду, условия для предпринимателей, бизнеса? Нет, и коррупция, и откаты, как были, так и сегодня на месте. Сегодня со стороны минэкономики нужны срочные антикризисные решения, меры макроэкономического регулирования, а их нет или они запаздывают. Необходимо формировать государственную экономическую политику и эффективно ее реализовывать, но ее как не было, так нет и сегодня. 
Другой пример. Приняты объемные планы и реализуются крупные инвестиционные проекты, но не проведены полноценные исследования потенциала, ресурсов, возможностей республики. Не говоря уже об анализе: системном, факторном, ресурсном, инвестиционном, кластерном и т.д. Нет исследований и анализа – соответственно, невозможно выработать правильное направление развития, произвести качественное планирование, проектирование экономики. Т.е., если первая пуговица застегнута неправильно, то и остальные неправильно. 
- В Дагестане огромная армия чиновников: правительство в составе 28 министерств и комитетов, четыре десятка федеральных территориальных органов, несколько тысяч сотрудников в аппарате муниципальных образований. Означает ли это, что вся эта армия дезорганизована, работает неэффективно, в частности в экономической сфере?
Действительно, проблема не только в министерстве экономики. Практически половина республиканских министерств и ведомств по сути экономического профиля. В целом их влияние, воздействие на экономическую политику и региональное экономическое развитие слабые. Кроме управленческой, есть и другая проблема системного характера: задачи по инвестициям и развитию прямо противоположны задачам по освоению бюджетных денег, интересам чиновников. Инвестиционные проекты становятся прямыми конкурентами государственных программ, по которым чиновники получали бюджетные деньги, ссужается поле для присвоения денег. Отсюда и конфликт интересов. 
Экономическая политика и усилия по экономическому развитию  со стороны муниципальных образований находятся на нулевом уровне. Долгосрочные программы развития утверждены только в Лакском и Каякентском районах, хотя сомневаюсь, что они результативны. Генпланы территории, сельских поселений выполнены только в одном Кизлярском районе. А ведь муниципальные образования - это огромный диверсифицированный ресурс и могут стать мощными «полюсами развития» республики. 
- Но в свое время была принята «Стратегия социально-экономического развития республики Дагестан до 2025 года». Хотя, по мнению экспертов, она недоработана и не может стать эффективной программой развития. Ваше мнение?
- Свое мнение по «Стратегии-2025» я высказывал публично и неоднократно. Более того, еще до ее принятия в ранге закона направлял компании-разработчику свою экспертную оценку. Хотя сам проект высокотехнологичный и качественный, он по некоторым своим параметрам, исходя из его сложности, учитывая некоторые внутриреспубликанские факторы, проблемы финансового обеспечения, нереализуемый. 
Президент Дагестана еще в начале работы на своей должности сделал несколько жестких заявлений по «Стратегии-2025». Насколько я понял, ее реализация отложена. Видимо, задачи по долгосрочному стратегическому развитию Дагестана еще по настоящему не поставлены, сегодня наблюдаются приоритеты тактического характера. 
Я не раз заявлял, что Дагестан является субъектом федерации высокого порядка, и нуждается в стратегии высокого порядка. По некоторым признакам Дагестан де-факто территория №1 в стране. Но не выполняются соответствующее этому статусу обоснование и программные документы, в силу чего, конкурентные преимущества не реализуются. Поэтому есть опасность, что наше отставание сегодня может стать отставанием навсегда.
- За основу работы правительства взяты 10 приоритетных проектов президента Дагестана. Они часто становятся предметом критики, дискуссий, по ним много вопросов. Почему выбран именно такой формат планирования, могут ли они изменить ситуацию в корне, и почему президент Дагестана на днях заявил, что их реализовать некому?
- По формату это форсайт-проекты. В условиях неопределенности и срочности они допустимы. Более того, так как реализация «Стратегии-2025» отложена, а федеральной целевой программы по Дагестану пока нет, форсайтинг остается единственно возможной формой планирования на среднесрочный период. Приоритетные проекты своего рода тактический план переходного периода. 
Можно ли их реализовать, и могут ли они быть эффективными, результативными? Чиновники освоили только программный подход, и привыкли, что по каждой программе они получают деньги. Освоение денег был для них сильным стимулом. Но тут проектные планы, не программы, и денег нет. Для реализации приоритетных проектов чиновникам  придется осваивать системный, процессный, проектный, маркетинговый подходы. Этому еще учиться и учиться.
В целом, в приоритетные проекты недостаточно заложены мотивация, стимулы, механизмы и инструменты нефинансового характера, организационные и управленческие решения. Например, по проекту «Обеление экономики» проводятся многочисленные совещания и проверки. Это попытка решить проблему административными методами. А результат по нему можно добиться, только если участникам экономики, собственникам будет интересно иметь прозрачный бизнес, капитализацию бизнеса в долгосрочном периоде. Помимо проведения профилактических мероприятий по налогооблагаемой базе, почему бы не сделать, чтобы налоги платить было выгодно?
По «точкам роста» недостаточно диверсификации, также их критической массы для экономического «рывка»: в их качестве почему-то не рассматриваются муниципальные образования, фермерство, народные промыслы, спорт. При привлечении инвестиций надо учитывать, что инвестиции идут не к чиновникам и государственным преференциям, хотя и это важно, а в первую очередь тянутся к новым технологиям и лучшему маркетингу. Ведь возвращать инвестиционные средства не чиновникам, а собственникам проектов. 
Во многие проекты заложены мероприятия, по которым не мы принимаем решения, а федеральный центр. Это дополнительные реализационные риски. Насколько проекты могут изменить ситуацию? Переломить отрицательный тренд, да, возможно. Но долгосрочная стратегия развития республики, план масштабных реформ, изменений и поиск новой модели экономики Дагестана, все-таки впереди.
- Вывод из «тени» значительного сегмента экономики, преодоление хотя бы частично бюджетной зависимости, вхождение в режим самодостаточности, на Ваш взгляд  смогут стать началом формирования новой экономики Дагестана?
- Как некий катализатор новых процессов, безусловно, да. Но все, что перечислили – это следствие, результат. А нужно выявлять первопричины, проблемы в процессе, воздействовать через управленческие решения по ним. Выводить бизнес из «тени» нужно очень осторожно, постепенно, в то же время, предлагая взамен что-то более ценное, выгодное. Если доить корову все время, она перестанет давать молоко, а вскоре вовсе убежит от хозяина.
Очень распространено видение новой экономики, в которой оно представлено как некое постиндустриальное чудо. Но базис новой экономики – традиционные для нас отрасли, занятия, уклад жизни. Мы теряем, что имеем, что могли, опыт поколений. Во многом тяжелая социально-экономическая ситуация в Дагестане – это результат закрытия крупных промышленных предприятий, где кроме получения стабильного заработка, человек формировался, как гражданин, находился под контролем коллектива, общества. 
- В современных условиях ведения хозяйственной деятельности, когда Россия все больше интегрируется в мировую экономическую систему, усиливается конкуренция, какие нужные решения, какая модель экономики Дагестана возможна?
- Глобализация экономики ставит задачи интеграции и на уровне страны, и обязательной вовлеченности в общемировые процессы, повышения конкурентоспособности.  Часто говорят о поиске новой модели экономики, модели развития Дагестана. В то же время мы потеряли не только модель существующей экономики, но теряем и модель жизнеустройства, жизненного уклада, который складывался за тысячелетия. Потеря связей с прошлым, утрата традиций и своей естественности не дают нам веры в будущее. Как результат, нет и мотивации к долгосрочному развитию. 
Прежде  всего, необходимо решить проблемы высокой безработицы, бюджетной дотационности, «теневой» экономики, низкой производительности труда, неконкурентоспособности и неэффективности отраслей, субъектов экономики. Выйти из «колеи», траектории предыдущей экономики. Без  решений по ним двигаться дальше невозможно, это необходимые предпосылки перехода к новой модели экономики. 
Важно обратить внимание на внутренние резервы, возможности на то, что можно реализовать сегодня своими силами и не требует больших инвестиций. Следует начать с «бизнеса без инвестиций»: поиска внутренних резервов, источников развития, сквозных стратегий и маркетинга территории, отраслей, предприятий, торговых марок, продуктов, внедрения стандартов корпоративного управления. Постараться занять передовые позиции по некоторым отраслям, продуктам, обеспечить по ним доминирование на рынке страны. Только так можно привлечь денежные потоки в республику. Затем на очереди инновации, новые технологии и внешние инвестиции.
Что касается собственно новой модели, то для Дагестана стратегически важны три перехода: 1. От государственной экономики к рыночной. 2. От коррупционной экономики к конкурентной. 3. От ренты Рикардо к ренте Шумпетера.
Президент Дагестана Рамазан Абдулатипов - известный российский философ, политик с огромным стажем, реформатор. Насколько мне известно, у него хорошее видение проблем Дагестана, однозначно необходимости реформ, изменений. Как Вы думаете, какие реформы нам нужны и насколько уверенно мы будем продвигаться по пути реформ? 
Изменения налицо, хотя не столь быстрые и масштабные, как хотелось бы. Видимо, для руководства столь сложным регионом, как Дагестан одного политического опыта недостаточно. Наверное, нужен еще организационный, административный, хозяйственный, управленческий опыт. В период реформ роль личности, безусловно, возрастает. Кто-то должен взять на себя ответственность сложных решений. Но возрастает и роль команды реформаторов, нужны квалифицированные управленческие кадры, эффективные проводники реформ. 
Экономика -  продукт сознания. На каком уровне наше сознание и знания об экономике, такова и наша экономика. Где мы находимся – на обочине страны или в центре великой Евразии? Каково наше место в экономике страны, региона? Нет системного подхода, не определены место, роль, возможности нашей экономики в макросистеме, конкурентные преимущества и возможные выгоды по ним. Нужно изменить видение экономики и подходы к решениям проблем.
- Хотелось бы узнать Ваше мнение по ситуации в Южном Дагестане. Столь удачное геополитическое расположение не дает региону никаких  дивидендов. Что является главными причинами худшей ситуации в экономике региона? Если исходить из этого, то экономика Южного Дагестана оказалась еще в худшем положении, чем в целом по республике.
- Сегодня потенциал территории в меньшей степени зависит от географического положения, климата и наличия природных ресурсов. Все в большей степени – от человеческой воли, квалификации, ценностей, качества планирования и уровня организации. Территория должна предлагать новые возможности и ниши, новые целевые рынки для производителей товаров, инвестиций, туризма, новых жителей. 
Главные причины хронического кризиса, стагнации – потеря сырьевой базы и деиндустриализация экономики, отсутствие новых форм хозяйствования и инвестиций. Скажем, традиционные для юга помидоры и то перестали выращивать.
Много возможностей по развитию упускаются по вине власти, на уровне муниципальных образований. Нет достаточных усилий в сфере экономической политики и стратегического развития. Это нонсенс: территория, имеющая достаточный собственный потенциал развития и огромный брендовый капитал, находится в состоянии экономического застоя, инвестиционной комы.
- Южный Дагестан всегда считался аграрным регионом, однако многие экономисты  не рассматривают как ведущую эту отрасль дагестанской экономики. Почему? Каким Вы видите реформирование сельскохозяйственного производства, создание и развитие современных хозяйственных структур в системе АПК.
- Сельское хозяйство не просто отрасль экономики, а еще и традиционный уклад жизни, основа самообеспечения. С этой точки зрения альтернатив нет. Но дважды в одну и ту же реку не войти, пытаться вернуть былое нет смысла. Зарождаются новые формы, такие как фермерство, предпринимательство на базе домашних хозяйств. Что касается современных форм, то это масштабирование отрасли, создание агрохолдингов и кластеров. Но пока в республике аграрная политика не выработана.
- Маир Эминбекович, Вы являетесь  исполнительным директором Ассоциации Предпринимателей «Южный Дагестан», которая предлагает много проектов развития,  формирует альянс власти и бизнесменов,  имеет свои подходы, методы и наработки. Как реализуются эти проекты и каков реальный план решения проблем, развития региона? 
Председатель Правления Ассоциации, Депутат Государственной Думы Мамед Абасов поставил задачи выработки решений по преодолению кризисной ситуации и содействия региональному экономическому развитию. Проблемы не решатся сами собой, их нужно решать сообща, силами власти, сообщества предпринимателей, всего общества. Для этого нужны и специальные знания, и организационные, управленческие усилия, определенные ресурсы тоже. 
С самого начала  деятельности Ассоциации мы выбрали формат работы агентства делового и экономического содействия региональному развитию. Работаем одновременно в нескольких направлениях: тестируем идеи, предложения, проекты предпринимателей и находим каналы их продвижения, привлечения инвестиций, налаживаем сотрудничество с муниципальными образованиями и правительством республики, министерствами, разработана небольшая программа участия Ассоциации в подготовке к празднованию юбилея Дербента. 
В настоящее время сопровождаем проект создания крупного аграрного холдинга, который объединит 5-6 производственных бизнес единиц и торговый дом.  Приступаем к созданию корпорации развития с иностранным участием, намерены предложить для нее пул инвестиционных проектов. В разработке также находится масштабная программа экономического развития южной зоны, которую мы до конца года планируем представить в правительство Дагестана.

Руслан Гереев, представитель ФЛНКА в Дагестане

.

Региональное представительство ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Маир Пашаев обратился к Путину в связи с коррупционным заявлением Рамазана Абдулатипова

Глава Дагестана положительно оценил работу правительства республики

«Нужна стратегия высокого порядка»

Дагестан в точке бифуркации: кризис идей и кризис стратегий

Парадоксы дагестанской экономики. Угроза деиндустриализации сохраняется

Комментарии (11)
Комментарий #11, дата: 19 октябрь 2013 09:53

Все это начиналос с азиза алиева.Это он азерТУрКская гиена поставила основу распределению дагэлиты так что бы лезгины были ущемлены во всем.лезгины для азерТУрКов злейший враг а азерТУрКи для лезгин.Если не так почему же так крепки их позиции в юждаге?Аварская элита жертвует аварцев на северо западе азерТУрКистана только ради того что бы лезгины не смогли обьединится.Под аварской элитой я подразумеваю манкуртов чиновников а не интеллегенцию.


Комментарий #10, дата: 18 октябрь 2013 17:47

Общеизвестно, что национальность в Дагестане присуща не только людям, но и чиновничьим креслам. Люди знают, что если президент, допустим, аварец, то премьер-министром должен быть даргинец, а спикером — кумык.

Будь ты суперумным, способным человеком, который только и родился для того, чтобы возглавить, допустим, министерство финансов, но должность ты займешь, только если национальностью нужной вышел.

…Кстати, боюсь, что поспешил с выводом, что определенное кресло можно заполучить человеку с определенной национальностью. Увы, в новейшей истории Дагестана были и есть такие, кто доставал справку о «своей» нации и тем самым получал должность, хотя раньше он относил себя к другой народности.
Особенно забавны бывают те, кто ради получения определенных дивидендов, заявляют о том, что его предки были такой-то нации, хотя сейчас он уже не представитель этого народа (конечно, другое дело, когда они такой факт приводят, просто рассказывая о пращурах). Так, например, при президентстве Магомедсалама Магомедова один известный аварец во властных кабинетах каждому встречному-поперечному заявлял, что его дед был родом из Гапшима. Сейчас, как и ожидалось, твердит, что аварцы должны сплотиться вокруг нового президента.

http://ndelo.ru/politika-5/2098-kresla-s-natsionalnostyu


Комментарий #9, дата: 18 октябрь 2013 05:08

Цитата: Антисасанид

Все мы прекрасно все понимаем. Когда в правительстве лишь один министр-лезгин, вывод прост. А таб-цев - двое.

Если бы даже кабинет министров состоял из одних лезгин и табасаранцев, то это мало на что бы повлияло. Весь вопрос в системе власти, первых-вторых ролях в ней и бесконечном их круговороте, который идет не на пользу не только отдельным нациям, но и всей республике в целом.


Комментарий #8, дата: 17 октябрь 2013 23:56

Цитата: sadval.com
Маир неужели ты и на самом деле веришь в то что Абдулатипов спит и видит процветающий Юждаг?

++++++++

Все мы прекрасно все понимаем. Когда в правительстве лишь один министр-лезгин, вывод прост. А таб-цев - двое.


Комментарий #7, дата: 17 октябрь 2013 20:02

Бла бла бла и т.д. в ссср было хорошо, щас упадок, но все будет хорошо, через лет 30 наверно тоже самое будут говорить если юждаг останется, а то что у власти люди с сомнительной репутацией, то что эти люди по 10-15 лет там восседают, никто якобы не замечает, а то что те кто у власти представители одного народа, душат тех у кого такой власти нету представителя другого народа, такого типо там нету, ведь мы живем все дружно и варимся в большом котле под названием Дагестан, а федеральной власти в лице представителей "образованного" народа вообще безразлично что происходит и с экономикой, и с людьми в целом.


Комментарий #6, дата: 17 октябрь 2013 19:37

Автор статьи старательно обошел стороной одну из главных причин экономического отставания Южного Дагестана - хроническую непредставленность во власти уроженцев Южного Дагестана. Господство в Дагестане на протяжении последних 60 лет аваро-даргинских элит, тянущих все на себя - одна из основных, если не самая основная причина плачевного состояния экономики Юждага. Хватит замалчивать это.


Комментарий #5, дата: 17 октябрь 2013 14:26

для меня все это дико.среди лезгин сулейманы .абасовы.къехлеровы .яралиевы .к1исриевы. арифики .экологи . политики и к сожалению очень много про-к. народ возврашается в горы на местах им препятствует свои же.половина лезгинских земель отдали под окуппацию .народ выгоняют из своих домов все  молчат. неужели  элите рд. рф  приятно с вами сидет за одним столом и решат какие то проблемы когда вы к своему народу относитесь как к салфетке. зачем мы нужны дорогие мои.чтобы от рик1 айда перейти к шым петел ..с автором 2 ком.согласен.  на эту тему на этом сайте у меня была комен. враг планирует на 50 лет вперед .к примеру ; самурский водовод .предсавьте 15 тыс .м. куб в сутки  на 350 тыс человек по последней переписи  это количество воды нехватало еще 80 е годы. а ведь перспектива рост населения  плюс турбизнес. воды нет  землю у народа отнимет . что здесь развивать товарищ меир.а ведь и лес под охраной.а народ оставлен сам по себе со своими проблемами . а где ы господа лезгины.... практически все руководители МО проживают в городах ставленники да им наплевать народ и на горы .сталкнулся с проблемой -каждый человек .семья группа создают кормушки из бюджета туда если даже нужны специалисты дорогу чужим заказано .Один убивает другого а лезгин строит мечет в честь убитого.один говорит о гимне России высокопарные слова ... Я верю у моего народа есть будующее .а прошлое человечества это мое прошлое .Я Лезгин  Я соль земли соль небес Я великий посланец  


Комментарий #4, дата: 17 октябрь 2013 13:39

покуда будет коррупция в Юждаге, не видать нам норальной экономики как своих ушей...


Комментарий #3, дата: 17 октябрь 2013 13:12

нужно поднимать эомномику. Махачкле  выгоден слабый юждаг. поэтому нам надо прогнать ЦЕНЗУРА таких как яралиев  и др.убрать их любыми способами законными если неудастс законными то незаконными,ли ы кто нибудь убрал яралива то вряд  ли кто ибудь об  том сожалел


Комментарий #2, дата: 17 октябрь 2013 10:54
Я не экономист и не политик, но со своей рабоче-крестьянской позиции хочу сказать, что ни экономика ни политика не может развиваться без народа и народной власти. Нужно строить гражданское и общественное объединение, в селах возрождать коллективное сознание. Нужно чтоб джамаат решал все житейские вопросы общины, чтоб не проходили клановые и родственные настроения и продвигать тех, кто переживает за народ, кто достоин, кто лучше учиться и чтобы они были привязаны к общине села. Объединять джамааты и выдвигать в районые центры, таких, кто будет отстаивать их общие интересы. Здесь должна быть как в природе цикличность, чтоб народ поставлял во власть тех людей, кто будет заботится о народе и контактировать с ним, а не отгараживаться от людей и отдалять власть от народа и тем самым развивая коррупцию, теневую экономику, откаты, взятки, и разные нарушения. Если мы все больше будем контролировать нашу же власть, то никто не сможет разрушить наше единство и поэтому нужно с детства прививать детям, только хорошее и позитивное, чтоб из них выросли патриоты, достойные сыны своего народа и своей страны. Нужно всем сельским джамаатам объединяться, вносить общий договор, выбирать новых людей и начинать работать по новому.




Назад 1 2 Вперед

Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия