ФОТОГАЛЕРЕЯ ВИДЕО АУДИО БИБЛИОТЕКА
Rus Eng

Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Ислам в Азербайджане

Al Jazeera о религии в закавказской республике в советское время и сейчас

Ислам в Азербайджане

Как переживали мусульмане Азербайджана период официального атеизма в советские годы? И как в постсоветские годы религия возвращалась в общественную жизнь страны? Собственный взгляд на данный вопрос недавно выразило катарское издание Al Jazeera.

Как известно, в советские годы атеизм был частью официальной идеологии Коммунистической партии, определявшей фактически все сферы жизнедеятельности общества. В связи с этим гонению подвергались все религии, в том числе ислам. О том, как мусульмане Дагестана пережили годы государственного атеизма, и как трудно шел и до сих пор идет процесс возвращения ислама в дагестанское общество, известно довольно хорошо. В соседнем Азербайджане, где исторически живут сотни тысяч наших земляков - представителей лезгинских народов, ситуация складывалась схожим образом, хотя и менее драматично, чем в Дагестане. Al Jazeera рассказывает о пути Азербайджана в этом направлении.

Автор статьи повествует о Фергане Гасимовой. Она является популярной в Азербайджане исполнительницей мугама, дочерью известного певца мугама Алима Гасимова.

Ее предки молились и держали пост в тайне. "Нам не было разрешено молиться или носить хиджаб в Азербайджане в советский период. Пропагандировался только атеизм" - цитирует ее Al Jazeera. В статье отмечается, что религиозная жизнь в стране была жестко ограничена и отрегулирована несмотря на то, что корни ислама там  тянутся аж с седьмого века. После распада СССР ислам вернулся в общественную жизнь страны. Гасимова заявляет, что теперь она может легко одевать хиджаб на телевидении и концертных площадках.

Автор отмечает, что в 1918 году в Азербайджане была провозглашена светская демократическая республика, в которой была провозглашена свобода вероисповедания. Азербайджанские мусульмане, как и остальные советские граждане мусульманского вероисповедания или евреи с христианами, столкнулись с ограничением их религиозной практики.

"Людям не разрешалось получить религиозное образование", говорит Хаджи Салман Мусаев, заместитель председателя Кавказского мусульманского офиса. "На весь Советский Союз было только две медресе, и оба находились в Узбекистане... Но и там, в Мир Араб Мадраса, в узбекской Бухаре, обучение находилось под контролем государства".

В статье много всего такого, что прекрасно известно любому жителю бывшего СССР о положении дел с религиозными правами населения. Ситуация в Азербайджане была аналогична общей картине по стране.

Мусаев добавляет, что они едва могли отправить одного-двоих человек на хадж, теперь же можно отправлять сколько угодно. При советской власти в Азербайджане было только 18 действовавших мечетей. Сейчас их число достигает 2000.

После обретения независимости в 1991 году правительство вернулось к свободе вероисповедания в стране и начало программу восстановления сотен мечетей.

"После распада СССР некоторые люди почувствовали пустоту, которую они хотели заполнить религией", сказал профессор Университета Мармара Акил Ширинов, объясняя рост влияния религии после падения СССР.

Но тенденции был отличны от общемусульманских. Бум религиозности напугал некоторых людей, сказал Ширинов, ссылаясь на страхи среди многих азербайджанцев о том, что рост религиозной практики может влиять на то, что в итоге будет считаться запретным и разрешенными в обществе. Некоторые семьи боятся, что их дети могут оказаться вовлечены в радикальные группировки. Порой семьи даже не разрешают своим детям совершать намаз. "Они считают себя  мусульманами, но они не молятся".

Соблюдение религиозных норм остается в Азербайджане слаборазвитым относительно других стран постсоветского пространства, где мусульмане составляют большинство населения, отмечает автор статьи. Согласно исследованию Кавказского барометра, только 20% жителей Азербайджана совершают религиозные ритуалы, и менее 40% ограничивают свою религиозную практику лишь празднованием религиозных праздников.
 

 

Далее автор возвращается к Фергане Гасимовой, как к фигуре, в которой сочетается следование религиозным требованиям с укладом жизни светского общества. Она не обеспокоена уровнем религиозности или отсутствия религии в жизни других людей, так как сама имеет возможность практиковать то, что считает основным для своей веры.

К сожалению, свобода отправления религиозных требований в постсоветском Азербайджане имеет не совсем радужную историю. Ранее властями страны предпринимались попытки ограничить ношение мусульманских платков девочками в общеобразовательных учреждениях. Против ношения платка выступали даже министр молодежи и спорта и глава парламентского комитета по правам человека. В связи с этим в стране происходили акции протеста.

Будучи хорошо известна в Азербайджане, Гасимова говорит, что горда служить послом своей веры и быть примером для молодых соотечественников. "Некоторые люди пытались разрушить имя ислама и придать исламу негативный образ, ассоциируя его с терроризмом... Но когда люди видят меня выступающей на концертах за рубежом, то чувствую, что могу поменять их мнение", сказала она.

Периодически Al Jazeera привлекает внимание к мусульманской части постсоветского пространства. Регион представляет интерес у остального мусульманского мира теми сложными социополитическими процессами, которые охватили регион после распада Советского Союза. В основном это связано с тем, что непрерывной исламской традиции был нанесен урон за десятилетия запрета. В итоге в образовавшийся вакуум устремились самого разного рода идеологические течения, внося смуту в формирующуюся религиозную жизнь общества.

.

ФЛНКА

Возможно Вам будут интересны:

Кадыров сравнил советскую кампанию против религии с терроризмом

Напряжение Баку Тегераном

Госдеп США указывает на существующие в Азербайджане ограничения религиозных ...

Госдеп отметил нарушение религиозных прав в Азербайджане

В Азербайджане не могут понять, кто расшатывает систему - Великобритания ил ...

Комментарии (0)