Спасение лакской культуры
Проекты Лакского национального движения - народу
Лакский народ, наряду с народами Южного Дагестана лезгинской группы одним из первых шагнул и в арабоязычную цивилизацию средних веков, и в русскоязычную цивилизацию сначала Российской Империи, а затем и Советского Союза.
За эти годы лакский народ дал миру сотни и тысячи ученых, поэтов, героев войны, писателей, журналистов и даже первого дагестанского космонавта. Однако наряду со всеми этими достижениями лакский народ лицом к лицу столкнулся и с серьезными вызовами современности – утратой языка молодым поколением, сокращением рождаемости, напряженностью на национальной почве.
О современных проблемах лакского народа и путях их преодоления мы сегодня беседуем с заместителем председателя Лакского национального движения Ильясом Каяевым, внуком известного не только в Дагестане, но и по всей дореволюционной России мыслителя, просветителя, реформатора и издателя первой дагестанской газеты «Джаридату Дагестан» Али Каяева.
Ильяс Каяев |
С какими самыми острыми проблемами сегодня сталкивается лакский народ?
Первое – это, безусловно, переселение лакской части населения с Новолакского района на новые земли. Вторая проблема – высокий отток населения из горных районов: Лакского и Кулинского. Вследствие чего возникла высокая степень урбанизованности. В городах критическая потеря языка.
Как обстоит дело вокруг Новолакского района? Будет переселение или нет? Новые земли уже выделены?
Земли выделены, но строительство идёт очень медленными темпами. Нельзя сказать, что ничего не сделано, но всё же можно было бы гораздо быстрее всё это сделать.
Насколько остро стоят проблемы межнациональной напряжённости в Новолакском районе между лакцами и чеченцами-аккинцами?
Сейчас проблема законсервирована, чеченцы требуют скорейшего переселения. А куда их переселять? Условия-то не подготовлены. На этой почве есть трения, конечно.
Что вы можете сказать по проблемам снижения рождаемости среди нового поколения лакского народа?
Это же всё в комплексе. В Лакском и Кулинском районах нет работы, молодёжь уезжает оттуда и переезжает в города, а город их не ждёт. Большие проблемы с трудоустройством. В таких социально-экономических условиях думать о создании семьи трудно.
Стоит ли сегодня перед современным поколением лакского народа проблема размывания идентичности и утраты языка? Какие меры предпринимаются для предотвращения негативных процессов в этом направлении?
Стоит и очень остро. Недавно анализировал эту проблему, чтобы более точно, научно к ней подойти. По предварительным подсчётам, более половины детей в городах лакского языка не знают.
Они считают себя лакцами, но когда нету языка… Так сложилось, что лакцы высокоурбанизированный народ. В исконных горных районов населения мало, в основном все разъехались по городам.
В начале 90-х годов одним из наиболее сильных национальных движений в Дагестане было лакское движение «Кази-Кумух». С чем это было связано и почему оно впоследствии сошло на нет?
Да, действительно, тогда лакцы показали высокую степень сплоченности, они показали, что понимают всю степень тяжелого положения, в котором оказались. Лакское движение в первую очередь возникло на волне того, что было принято решение о переселении лакцев из Новолакского района.
Это было очень несправедливо и со стороны государства, и со стороны тех, кто требовал переселения лакцев. Лакцы дали на это согласие.
Нельзя отрицать и харизматичность тогдашнего председателя Лакского движения Магомеда Хачилаева, он очень многое сделал. И Надир Хачилаев тоже. Они тогда остановили кровопролитие. Тогда лакцы почувствовали в них выразителей своих интересов по этому поводу.
И момент был тяжелый, нужно было проявить организованность. В противном случае в сложившихся условиях невозможно было бы жить. Государство не оказывало практически никакой помощи.
Деятельность движения «Кази-Кумух» сошла на нет, поскольку убили лидеров, Магомеда Хачилаева, Надира Хачилаева. Потом начались подковёрные интриги. Началась тенденция к сворачиванию деятельности национальных движений.
Говорили, что они приносят вред обществу. Хотя, на мой взгляд, национальные движения Дагестана предотвратили кровопролитие, потому что государство тогда не могло обеспечить нормальную жизнедеятельность общества.
Сейчас мы наблюдаем рост общественной активности на лакском национально-общественном поле. В каком формате возрождается национально-культурная активность лакцев? Намечено ли создание каких-либо организаций?
Организация есть – «Лакское национальное движение». Сейчас мы проявляем активность по двум направлениям. Это сохранение лакского языка, его популяризация среди лакского народа.
Также мы проделываем большую работу в направлении исследования истории своего народа. У нас есть обширные материалы, исторические письмена, которые ещё никто не исследовал.
Какие проекты у вас запланированы на ближайшее время?
В планах у нас создание национальных школ, кружков для изучения языка. Соответственно, будем искать помещение, где патриотично настроенные люди могли бы отдавать своих детей на обучение урокам лакского языка, культуры, истории.
Сейчас мы подбираем кадры. В планах создание круглогодичного лагеря, где в Лакском или Кулинском районе дети могли бы первоначально летом отдыхать, приезжать туда как в лагеря, и чтобы в этих же лагерях они изучали историю, культуру и родной язык.
А в долгосрочном плане мы хотим создать интернат для тех, кто не хочет потерять национальную идентичность. Говорить об экономических проектах ещё рано. Не достаёт финансирования. Но мы над этим думаем. Сейчас самое главное – остановить отток населения из Лакского и Кулинского района.
Пока что учёными разрабатываются различные программы, направленные на преодоление этой негативной тенденции. У нас уже прошло несколько заседаний. Мы работаем над переводами литературного, культурного, исторического наследия. Будем в первую очередь делать то, что нам под силу.
В последнее время становится актуальной тема налаживания сообщения по горному тракту «Кумух-Курах-Ахты». На Ваш взгляд, есть ли в этом потребность и существует ли у этого проекта перспектива в деле поддержания экономических и культурных связей между лакским и лезгинским народами?
Я давно эту идею выдвигал, когда ещё было национальное движение «Кази-Кумух», потом оно заглохло. Лично я сам и наши сторонники, мы по этому древнему пути шли и обследовали так, как она раньше шла, в старину.
Очень интересная дорога. Вдоль этого пути много памятников историко-культурного наследия, как лезгин, так и лакцев, караван-сараев, к примеру. Во времена Казикумухского ханства мы ведь жили в одном политическом образовании. У нас были очень тесные связи.
Этот путь нас связывал, раньше это было очень выгодно, и сейчас прослеживается высокий потенциал этой дороги. Вся сельскохозяйственная продукция, производимая в Южном Дагестане, может прямо, спокойно попасть во Внутренний Дагестан.
И не надо будет искать сбыта, лезгинам ехать в Махачкалу лишний раз. Это дополнительный рынок сбыта своей продукции. К тому же дорога простимулировала бы создание многих рабочих мест. Люди могли бы зарабатывать.
В своё время это была очень оживлённая трасса. В принципе, при минимальных затратах эту дорогу можно было бы восстановить. К примеру, сегодня чтобы попасть из лакских районов в Дербент, надо сначала поехать в Махачкалу, сделать большой крюк, а потом ехать в Дербент.
А если воссоздать эту дорогу, то она как стрела вела бы напрямик в Дербент. Одно это обстоятельство значительно укрепило бы взаимоотношения между нашими народами. Также и в Северный Азербайджан можно было бы попасть так удобнее.
А ведь, по этой дороге исторически весь Дагестан шёл, если надо было попасть в Ширван. Из Кумуха в Курах, через Самурский хребет в Ахты, там уже по ущелью до перевала Салават, и оттуда спускались в город Шеки, что ныне в Северном Азербайджане. Фактически это была дорога на Закавказье.
Не знаю, насколько в этом заинтересовано государство, но то, что она жизненно важна для обоих наших народов – сомнению не подлежит. Можно было привлечь к этому и частные средства, если государство не проявит энтузиазма в этом направлении. А если политическая воля со стороны государства будет, было бы замечательно.
Беседовал Ильяс Букаров
Корреспондентский корпус ФЛНКА