Округа Дагестана никто не вспоминает
Инициатива Р.Абдулатипова по назначению полпредов забыта властью и населением
Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов продолжает реализовывать бурные инициативы в создании новых властных и околовластных структур. Так, в минувшем месяце он создал Совет доверенных лиц главы республики.
Официальные СМИ сообщили, что этот Совет создан «в целях обеспечения постоянной связи главы республики с жителями Дагестана». В состав Совета, помимо самого главы республики Дагестан, вошли еще 55 человек. Кроме того, был разработан целый пакет сопутствующих документов.
«Совет доверенных лиц главы Дагестана является консультативным органом, созданный в целях обеспечения открытости власти, совершенствования механизма обратной связи с населением, популяризации в обществе реализации приоритетных проектов развития РД, налаживания взаимодействия органов власти с институтами гражданского общества», - сообщили журналистам.
Кроме того, Рамазан Абулатипов инициировал создание еще некоторых интересных структур, таких, как движение «Я – помощник президента», кадровый резерв Дагестана, в который из более чем 800 человек был отобран, как утверждается, 271 специалист.
Ряд этих инициатив так и канул в лету после бурных презентаций со стороны власти дагестанской общественности, ряд продолжает мелькать в информационном пространстве. В ряду подобных инициатив главы Дагестана стоит назвать и создание в республике 4 округов.
Это решение Абдулатиповым было озвучено в ноябре 2013 года на встрече с членами правительства. Предполагалось, что в каждом из округов Абдулатипов назначит своего полномочного представителя, которые вместе с председателем правительства и спикером парламента еженедельно будут информировать его о ситуации в том или ином муниципальном образовании.
Скепсис, поддержка и снова скепсис
В момент создания этих округов многие дагестанские эксперты заявили об абсолютной бесполезности данной инициативы. К примеру, признанный аналитик Энвер Кисриев заявлял:
«Решение о делении Дагестана на округа и введение в республике института полпредов президента Дагестана - идея, абсолютно не нужная с практической точки зрения. Эти инициативы мало того, что будут затратными, они несут внутри себя угрозы для внутренней стабильности Дагестана».
"Прежде чем приступить к созданию территориальных округов, необходимо было изучить, насколько это будет эффективно с политической, экономической, социальной и этнической точек зрения", - заявлял по этому поводу известный общественный деятель Дагестана Сулейман Уладиев.
При этом определяющей, по мнению эксперта, является этническая сторона вопроса: «Действующая система административно-территориального разделения республики устоялась. Это такая конструкция, в основе которой лежит в том числе этнический принцип. Изменение границ этих территорий может осложнить итак напряженные межэтнические отношения».
Входящий в близкое окружение Рамазана Абдулатипова дагестанский журналист Марко Шахбанов, наоборот, посчитал, что создание округов в Дагестане позволит развивать республику равномерно.
По мнению журналиста, это решение главы позволило бы создать стимул для развития вновь созданных территориальных центров и, таким образом, разгрузить слишком густонаселенную Махачкалу, где проживает половина жителей республики.
"Положение походит на переработанные документы о полпредах президента РФ. Может быть, на первый взгляд и кажется, что у представителей нет реальных полномочий, но они вправе созывать координационные советы, участвовать в заседаниях муниципальных органов, информировать об обстоятельствах по отставке глав.
Президент будет в первую очередь беседовать с полпредами, а не с муниципалами. Если к положению добавить две-три разъяснительные бумаги, то все может встать на свои места", — сообщал по этому поводу член экспертного совета при Совете по правам человека при президенте РФ Расул Кадиев.
При этом, наиболее политически значимая фигура на Северном Кавказе - Александр Хлопонин, который на тот момент как раз-таки был полпредом Президента России в СКФО, предельно скептически оценил инициативу Рамазана Абдулатипова.
«Я очень скептически отношусь к такого рода разделениям. Считаю, что настало время не разделять, а «собирать камни», - заявил Хлопонин, напомнив, что в свое время был участником объединительных процессов Таймыра, Эвенкии и Красноярского края.
«Кроме плюсов в этом деле (объединении) я ничего не видел», - отметил Хлопонин. «Поэтому, конечно, (этот вопрос) нужно изучать, но я сторонник объединений, а не разъединений», - подчеркнул он.
Дагестан не знает полпредов
В итоге, по прошествии почти двух с половиной лет с момента разделения Дагестана на 4 округа, мы видим, что все произошло в полном соответствии со скептическими прогнозами самого Хлопоина и дагестанских экспертов.
Как и о многих других инициативах Рамазана Абдулатипова, о назначенных и широко разрекламированных им полномочных представителях никто сегодня уже и не вспоминает, включая и саму власть.
Сегодня мало какой житель Дагестана сможет сказать, в каком округе он живет и кто является полномочным представителем в округе его проживания. Что касается Южного округа, то в него кроме районов, населенных народами лезгинской группы, были включены и даргинские районы.
Тем не менее, и первым и вторым полпредом Абдулатипова в Южном округе были назначены лезгины – Мусафенди Велимурадов, а после его перевода в Махачкалу – Али Хазбулатов.
В целом, оба полномочных представителя в Южном округе, как, впрочем, и полномочные представители Абдулатипова в других округах Дагестана, ничем особенным себя за весь период существования данного окружного разделения не проявили.
Вся их роль свелась к редким посещениям подведомственных районов и сопровождении самого Рамазана Абдулатипова в его поездках по этим же подведомственным им районам.
Система так и не заработала
Об этом и предупреждал дагестанские власти и известный знаток Дагестана, кавказовед Константин Казенин. С его слов, он как-то в одном из созданных Абдулатиповым округов Дагестана поинтересовался, какую роль сыграл полпред в этом округе в решении вызревшей в одном крупном селе острой проблеме между жителями.
«Мне ответили — никакую. Он даже вряд ли про это знает», - рассказывает Казенин. «А чем тогда занимаются полпреды, если они не занимаются вот этим?», - вопрошает эксперт по данному поводу.
«На мой взгляд, Дагестан - это как раз регион, в котором подобного (деления на округа) нельзя было делать ни в коем случае. Потому что это регион с очень большим внутренним разнообразием; там не только этнические, не только конфессиональные внутренние различия, а вообще разнообразие укладов жизни.
Из-за этого разнообразия залог успеха региональной власти — именно прямой контакт с муниципалами с разных территорий. Только так можно понять и почувствовать, что там вообще происходит, и выработать какие-то решения.
А если есть такая бюрократическая прокладка между региональной властью и муниципалитетами — это значит, что сигналы с мест до региональной власти будут доходить не лучше, а хуже.
Это же понятно, что полпред не будет заинтересован доводить все проблемы своей территории до республиканского руководства. Ведь наличие проблем всегда будет минусом в его работе.
Это бюрократическая логика. Чиновник никогда не заинтересован докладывать руководству о проблемах в каких-то делах, за которые он отвечает. Мы же видим на том примере с бюджетом села, что полноценно этот институт не заработал», - сообщил Казенин по этому поводу.
Фарида Санджах
Корреспондентский корпус ФЛНКА
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.
Возможно Вам будут интересны:
Абдулатипов создал Совет доверенных лиц для работы с жителями Дагестана
В Дагестане создано Министерство по чрезвычайным ситуациям
Президент РД назначил четырех новых министров
Рамазан Абдулатипов утвержден на пост Президента Дагестана
Рамазан Абдулатипов подписал указ о создании "Корпорации развития Дагестана"