Мюнхенская речь Медведева
Основные тезисы и оценки российского послания на конференции по безопасности
На днях состоялось выступление премьер-министра России Дмитрия Медведева на конференции по безопасности в Мюнхене. В своей речи он озвучил самые разные актуальные моменты европейской и глобальной геополитики, но ярче всего как российскому, так и мировому сообществу, запомнилось «Мы скатились во времена новой холодной войны».
В немецком Мюнхене с 12 по 14 февраля проходила международная конференция по безопасности. Уже можно подвести предварительные итоги встречи. На конференции выступили такие фигуры как глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер, госсекретарь США Джон Керри, председатель Европарламента Мартин Шульц, президент Украины Петр Порошенко, генсек НАТО Йенс Столтенберг, представители арабских монархий и многие другие.
Одним из ключевых спикеров конференции стал также российский премьер-министр Дмитрий Медведев. Организаторы приглашали на конференцию президента Владимира Путина, но он, сославшись на напряженный рабочий график, отказался.
Начиная свою речь, Медведев сразу коснулся темы холодной войны – всем сразу стало понятно, что прозвучит мало оптимистичного в адрес отношений России и Запада. Процитировав отрывок из речи Путина на мюнхенской конференции в 2007 году, Медведев отметил, что реальность оказалась еще более серьезной, чем озвученные им девять лет назад предостережения.
По его словам, интеграция России с Западом сошла на нет, а глобальная безопасность оказалась перед новыми вызовами. «Единой Большой Европы как не было, так и нет… Обострились конфликты в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Наступил миграционный коллапс. Отношения Евросоюза и России испорчены. На Украине – гражданская война» - отметил российский премьер.
Перечислив конкретные моменты провала в отношениях между Россией и Западом, деградацию механизмов и институтов поддержки двусторонних контактов, Медведев подвел сказанное к знаменателю: «Мы скатились, по сути, во времена новой холодной войны». Именно эта фраза стала краеугольным камнем его речи в глазах международного сообщества.
Прозвучала она столь резко, что многие восприняли ее чуть ли не как официальное признание Россией возобновления холодной войны. Известный своей умеренностью в отношениях с Россией Франк-Вальтер Штайнмайер спустя час поспешил поправить: «российский премьер-министр не провозглашал новой холодной войны, он хотел лишь предостеречь от неё».
После негативной оценки отношений России с Западом, Медведев огласил пять тезисов о безопасности. Начал он с проблем экономического характера. Медведев возмущенно указал на то, что Международный валютный фонд переделал фундаментальные правила кредитования стран с просроченной суверенной задолженностью, когда речь пошла о долге Украины перед Россией.
Премьер-министр сказал, что крайне нестабильным остаётся энергетический рынок, от волатильности которого страдают и импортёры, и экспортёры. Особый упор он сделал на критике политики наложения экономических санкций против России, отметив, что удар они наносят как по объекту санкций, так и по их инициатору, имея в виду потери, которые понёс бизнес как в России, так и на Западе.
В своем втором тезисе Медведев укорил Евросоюз за политику создания т.н. пояса друзей по своему периметру в Восточной Европе и Северной Африке, в результате чего эти регионы стали горячими точками. Далее он рассказал о том, что Украина не выполняет условия Минских соглашений, указав на конкретные факты несоблюдения киевскими властями достигнутых договоренностей.
Касаясь сирийской проблемы, Медведев указал не необходимость недопущения раскола Сирии по конфессиональному принципу. «Ещё одной Ливии, Йемена и Афганистана миру не потянуть. Последствия такого сценария будут катастрофой для всего Ближнего Востока» - отметил он в своей речи.
В третьем тезисе он озвучил свои опасения по поводу угрозы распространения терроризма в самых разных регионах, если не нормализовать ситуацию в Сирии. Для предотвращения такого сценария Медведев призвал западных партнеров объединить усилия в борьбе с терроризмом.
В четвертом тезисе Медведев коснулся охватившего Европу и Россию миграционного кризиса, отметив, что привели к нему неумелые попытки посадить западные образцы демократии в неподготовленную социальную среду, из-за чего возникли очаги нестабильности, на ниве которых взросло и ИГ. Миграционный кризис грозит разрушить европейскую идентичность, подчеркнул Медведев. В качестве методов решения этой проблемы он решил способствовать нормализации ситуации в конфликтных зонах, в том числе в Сирии, которую покидают миллионы жителей.
И наконец, в заключительном пятом тезисе Медведев призвал вместо того, чтобы думать о сдерживании России, переориентироваться на борьбу с реальными угрозами. Указывая на необходимость сближения позиций, премьер-министр привел в пример встречу патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска. «Вчера мы видели яркий пример религиозного порядка — о том, как начинается движение друг к другу. На Кубе состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла и Папы Франциска. А ведь до этого две христианские церкви не общались столетиями!» — заметил Медведев. Завершая свою речь, Медведев призвал выстроить новые механизмы взаимодействия, которые позволили бы гарантировать глобальную безопасность в будущем.
Далее глава российского правительства ответил на вопрос из зала, касавшийся сирийской проблемы, в частности, ситуации в городе Алеппо, ставшей главной точкой на карте боевых действий в Сирии. Отвечая на него, премьер указал на то, что без влияния извне, ситуация в Сирии была бы мирной, как и шесть лет назад.
Еще рано делать выводы по поводу того, как восприняли речь Медведева западные политики, но СМИ, за некоторыми исключениями, которые, как правило, проецируют их мнение касательно геополитических аспектов, продемонстрировали полное нежелание понимать суть сказанных слов. Вряд ли это можно назвать хорошим сигналом. Общий взгляд западных СМИ на речь Медведева можно уместить в одном предложений: «Это был повтор речи Путина в 2007 году, Россия снова обвиняет во всех грехах Запад и говорит о холодной войне».
Перед своим выступлением на конференции, Медведев провел встречу с представителями деловых кругов России и Германии, основной темой на которой стали европейские санкции и российские контрсанкции. Также на полях конференции состоялась встреча Медведева с президентом Финляндии Саули Ниинистё, в ходе которой они обсудили проблему миграции. Со своим французским коллегой Мануэлем Вальсом Медведев обсудил вопросы общего характера. Были переговоры с президентом Словакии, премьер-министром Баварии Хорстом Зеехофером. Также глава правительства дал интервью авторитетному немецкому экономическому изданию Handelsblatt.
Магомед Абдуллаев
Корреспондентский корпус ФЛНКА
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.