Рождение бинациональной власти
Дагестан в советские годы прошел долгий путь к формированию клановой системы
История советского и постсоветского руководства в Дагестане представляет довольно интересный материал для анализа. Поскольку она дает понимание того, как менялось отношение Кремля к нашей многонациональной республике, а также того, как в те годы формировалась сегодняшняя клановая узко-национальная система управления Дагестаном.
Правление пламенных революционеров
Отметим, что на момент Октябрьской революции в Дагестане сформировался довольно крепкий актив партийных работников ВКП(б), скрепленный опытными революционными кадрами. Среди этих идейных партийцев-революционеров было немало дагестанцев.
Оттого в первые десятилетия после революции во главе Дагестана чередовались, как местные кадры из числа старых большевиков, так и из числа других народов России и Северного Кавказа.
Для партии большевиков, во главу угла ставящих идеологический фактор, а также революционный опыт человека, а не его национальность, это была вполне естественная ситуация. Оттого среди руководителей Дагестана той поры были и русские, и евреи, и азербайджанец, и даже осетин.
Для наглядности стоит привести имена фактических глав Дагестана первых десятилетий советской власти, а также их национальности:
* 1919 год - Уллубий Буйнакский, кумык
* 1919 - 1920 годы - Джелаледдин Коркмасов, кумык
* 1920 год - Борис Шеболдаев, русский
* 1920 - 1921 годы - Александр Хавенсон, еврей
* 1921 год - Георгий Полешко, русский
* 1921- 1923 годы - Ибрагим Алиев, азербайджанец
* 1923 - 1924 годы - Мартемьян Рютин, русский
* 1924
год - Мусса Кундухов, осетин
* 1924
- 1927 годы - Магомед Далгат, даргинец
* 1927
- 1928 годы - Моисей Грановский, еврей
* 1928
- 1931 годы - Александр Муравьёв, русский
* 1931
- 1934 годы - Арон Цехер, еврей
* 1934
- 1937 годы - Нажмудин Самурский, лезгин
Как
видно из приведенного списка, это было время не только чередования
руководителей разной национальности у руля республики, но и довольно частой их
ротации. Это был крайне неустойчивый и нестабильный период, поэтому ни о каком
формировании клановой или узко-национальной системы узурпации власти и речи
быть не могло. Впрочем, учитывая высокую степень идеологизации тогдашнего
общества, достигающую порой уровня самопожертвования, вряд ли подобные мысли всерьез
завладеть умами партийных работников тех лет.
Отстранение
и возвращение дагестанцев
После
смещения лезгина Нажмудина Самурского в Дагестане начинается новый этап: этнические
дагестанцы в течение длительного времени (период с 1937 по 1948 годы) не находятся
во главе республики. В эти годы фактическими главами Дагестана являлись:
* 1937
- 1939 годы - Максим Сорокин, русский
* 1939
- 1942 годы - Николай Линкун, еврей
* 1942
- 1948 годы - Азиз Алиев, азербайджанец.
У
руля власти в Дагестане, сменяя друг друга, в эти годы находились русский,
еврей и азербайджанец. В 1948 году Дагестан снова возглавил этнический
дагестанец, уроженец аварского Гунибского района Абдурахман Даниялов, который
руководил республикой до 1967 года.
Абдурахман
Даниялов смог пробиться на вершину политического олимпа в республике в жесткой
конкурентной борьбе с другими группировками во власти, которые до этого
проводили в Дагестане политику с оглядкой на Баку.
Он
в свою очередь сделал ставку на коренных дагестанцев и стал основоположником
так называемого «дагестанского национализма» в республике, когда на смену
азербайджанцам и ассоциированным с ними группами во власти, он начал продвигать
на должности аварцев, даргинцев и лакцев.
По
сути, он был первым коренным дагестанцем, возглавившим республику после долгой
ротации на этой должности «варягов» (евреи, азербайджанцы, осетины и т.д.), а
после него твердо установилось т.н. «аваро-даргинское» правление с некоторым участием
лакцев, лезгин и кумыков.
Абдурахман Даниялов
Формирование
этноклановой системы властиВ принципе разделение власти в Дагестане между аварцами и даргинцами было заложено тем фактом, что Абдурахман Даниялов долго готовил выходца из даргинского Левашинского района Магомедсалама Умаханова как своего преемника и рассчитывал на продолжение им своей политики.
С большой вероятностью именно Даниялов в 1956 году привел Умаханова к должности председателя Совета Министров Дагестанской АССР, на которой он находился вплоть до 1967 года, когда он занял кресло первого секретаря Дагестанского областного комитета КПСС, освободившееся после ухода Даниялова.
Необходимо отметить важный момент - именно с Даниялова начались периоды длительного управления республикой одним человеком. Так, сам Абдурахман Даниялов возглавлял Дагестан 19 лет (с 1948 по 1967 годы), пришедший ему на смену Магомедсалам Умаханов - 16 лет (с 1967 по 1983 годы). В сумме 35 лет.
Этих 35 лет, собственно, и хватило для сотворения клановой системы Дагестана, интегрированной с республиканским властным аппаратом и во многом сформировавшей современный общественно-политический облик Страны гор.
Магомед Юсупов
Следом
за Умахановым Дагестан вполне предсказуемо возглавил аварец Магомед Юсупов,
который являлся уроженцем того же Гунибского района, что и Абдурахман Даниялов.Таким образом, заложенная Данияловым и продолженная Умахановым схема политической эстафеты по передаче первого поста в республике между аварцами и даргинцами продолжала работать не только в плане сохранения очередности народов, находящихся у руля Дагестана, но даже в плане сохранения у этого руля только выходцев из двух районов – аварского Гунибского и даргинского Левашинского.
Что интересно, эта традиция рокировок аварцев и даргинцев у руля Дагестана сохранилась и после развала Советского Союза. Поскольку, после аварца Магомеда Юсупова Дагестан на долгие годы возглавил снова выходец из Левашинского района – Магомедали Магомедов.
Магомедов руководил Дагестаном 16 лет с 1990 по 2006 годы. При нем система закрепления ключевых постов в республике за двумя крупнейшими народами и распределения оставшихся постов между более мелкими народами, была доведена до логического завершения.
Бесперебойность работы данной системы аваро-даргинской ротации обеспечила приход к власти после Магомедали Магомедова аварца Муху Алиева (2006-2010 годы), а после него снова даргинца – Магомедсалама Магомедова (2010-2013 годы), а после него снова аварца – Рамазана Абдулатипова.
Последний, кстати, придя к власти позиционировал себя как человек вне клановой системы. Однако буквально с первого же дня у руля Дагестана принялся за формирование своего собственного «тляратинского» клана.
Кроме того, в данный момент одну из ключевых должностей в Дагестане занимает Абдусамад Гамидов - представитель «мекегинского» клана, ставшего наиболее могущественным в республике после ареста Саида Амирова и упадка «левашинского» клана.
Именно симбиоз аварского «тляратинского» и даргинского «мекегинского» кланов и является современным воплощением заложенной еще Абдурахманом Данияловым бинациональной системы власти в Дагестане.
В завершение нельзя не отметить, что с приходом Абдулатипова к власти началась целенаправленная кампания по созданию культа Даниялова, которого действующий глава Дагестана считает своим духовным наставником.
Основанием для этого часто называется тот факт, что он, якобы, согласно распространенному мифу, спас Дагестан и дагестанцев от депортации. По сути же, мы имеем дело с публичным оправданием и возвеличиванием правителя, создавшего современную клановую систему в республике и поставившим под вопрос национальное согласие в Дагестане.
Фарида Санджах
Корреспондентский корпус ФЛНКА
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.