«Крестные отцы» Дагестана
О невиданном масштабе чисток в республике и тех, к кому еще могут постучаться
То, что происходит в Дагестане, уже заслужило множество эпитетов - "публичная порка", "большая чистка", "разгром дагестанской элиты" и многие другие.
Формально она именуется как "работа по декриминализации Республики Дагестан". Федеральные СМИ уже в унисон говорят, что новейшая история России не знает подобных прецедентов, чтобы арестам подвергались сразу премьер-министр, его заместители и министры с портфелями. В одном ряду с последними арестами идет, конечно, и задержание мэра Махачкалы Мусы Мусаева.
Кадровые перемены
После того, как премьера и членов правительства Дагестана задержали и этапировали в Москву, врио главы Дагестана Владимир Васильев подписал указ об отставке всего правительства. Новым главой правительства Дагестан назначен министр экономики Татарстана Артем Здунов. Вчера он официально занял премьерское кресло после того, как его кандидатура была утверждена Народным Собранием РД. Вице-премьером был назначен Анатолий Карибов. Видимо, он один из немногих членов старого правительства, который оказался чист перед законом и сохранил доверие федеральной власти.
Оперативные меры
Вчера стало известно о том, что дагестанским чиновникам всех уровней - от глав сельских администраций до членов правительства - запрещено покидать пределы страны. Мера продолжится до окончания работы федеральной межведомственной комиссии по декриминализации республики. Их данные переданы в Погранслужбу. Причем ограничение касается всех, а не только тех, в отношении которых проводится следствие. Правда, в некоторых СМИ позже появилась информация, что подобных указаний не было.
Стало известно и о том, что обыски стали проводиться практически во всех офисах госструктур Дагестана. Они сопровождаются выемкой документов. Также в Дагестане заменены все сотрудники ДПС на постах. Вместо них выставлены сотрудники правоохранительных органов, прикомандированные из других регионов страны. Это явный признак отсутствия доверия к внутренней правоохранительной системе Дагестана в целом, а не к отдельным лицам в руководстве служб.
В последних событиях поражает всё - и молниеносность, и масштаб происходящего. Поразительна быстрота, с которой производятся оперативные действия, происходят отставки и назначения новых лиц, особенно на фоне того, как часто в публичном поле Дагестана звучали своеобразные претензии к затянувшемуся формированию нового кабинета министров.
Все проводимые операции требуют высокопрофессиональной, хорошо скоординированной работы и свидетельствуют о серьезности происходящего, отметая подозрения в том, что в республике производится лишь косметический ремонт. Таковыми можно было назвать те изменения, которые наблюдались в начале правления Абдулатипова. После ареста бывшего мэра Махачкалы Саида Амирова часть жителей республики была в ожидании скорого наведения порядка, разгрома криминальных групп и кланов. Но последующие его меры показали, что Абдулатипов скорее проводил передел рычагов влияния и финансовых потоков в свою сторону. Он тут же занялся формированием своего клана, ключевыми участниками которого и стали фигуранты заведенных уголовных дел.
Мы не случайно назвали материал от понедельника "Жертвы политики Абдулатипова". Не стоит забывать, что все задержанные, конечно, долго шли к политическому Олимпу Дагестана, но именно при Абдулатипове заняли те позиции, на которых они оказались при арестах.
Именно при нем существовавшее в республике сращивание мафиозно-клановых структур с органами государственной и муниципальной власти приняло особенно уродливые формы, когда чуть ли не каждый в республике знал, за сколько была куплена та или иная высокая должность. При нем стали устраиваться массовые культурные мероприятия с зачастую сомнительным содержанием, основной целью которых была имитация деятельности и, как считают многие эксперты, отмывание средств. При нем был дан зеленый свет на оголтелый, ничем не прикрытый беспредел, и чиновники откликнулись на это.
Эксперты об Абдулатипове
В самом начале, после назначения Абдулатипова и.о. президента Дагестана, у Федеральной лезгинской национально-культурной автономии сложились с ним вполне хорошие отношения. Новоиспеченный глава региона заявлял, что рассчитывает на поддержку лезгинского народа. Но вскоре стало видно, что его мало интересует мнение не только лезгинского, но и всех остальных народов. В свое время Абдулатипов назвал московских активистов Автономии "кучкой бездельников", чем практически сразу разрушил весь конструктив в коммуникации с лезгинской общественностью.
Окончательный раскол между Автономией и главой Дагестана произошел после проведения праздничных мероприятий, посвященных юбилею города Дербента. Эксперты сошлись во мнении, что юбилей был провален непосредственно по вине Абдулатипова. Не будем углубляться в экономическую и инфраструктурную составляющие этого провала – об этом неоднократно говорилось ранее.
В данном случае важно напомнить, насколько республиканская общественность была возмущена тем, что при формировании программы мероприятий был намеренно «забыт» южнодагестанский культурный компонент. Обоснованные претензии по этому поводу, высказанные общественниками, были восприняты Абдулатиповым как личная обида, а все несогласные с его политикой занесены в «черный список».
Позже он и вовсе стал напрямую препятствовать деятельности ФЛНКА в Дагестане. По имеющейся информации, он лично запрещал главам муниципальных районов Дагестана и членам правительства любые связи с ФЛНКА и участие в ее деятельности в РД.
Обнаружилась и откровенная некомпетентность Абдулатипова. Эксперты по Кавказу и Дагестану отмечали неспособность бывшего главы республики решать насущные проблемы Дагестана. Одним из самых острых критиков бывшего главы республики стал известный дагестанский экономист Маир Пашаев. Он опубликовал аналитический доклад, в котором обосновал, что руководство Дагестана, представленное командой Абдулатипова, в буквальном смысле этого слова не имеет тех знаний, навыков и способностей, которые требуются от руководства республики. Оно и неудивительно, так как отбирались эти люди чаще всего по иным критериям.
Эксперты и аналитики, говоря о социальных трансформациях в Дагестане за последние годы, приходят к неутешительным выводам. При Абдулатипове руководящая верхушка полностью потеряла связь с народом, его жизнью, и по сути составила отдельную касту. Чиновники напрочь лишились чувства реальности, стали проводниками воли Абдулатипова, который заставил их поверить в свое величие и непогрешимость, таким образом создав ощущение, что такое положение вещей сохранится навсегда. Социологи и политологи однозначно характеризуют период Абдулатипова как эру чиновничьего беспредела и формирования пропасти между республиканской властью и населением.
Что касается одного из арестованных - Раюдина Юсуфова, то с 2008 по 2010 годы он был руководителем Агентства (с 2009 года - министерства) по управлению государственной собственностью Дагестана, затем занимал должность начальника контрольно-финансового управления президента Дагестана. При Абдулатипове, в 2013 году он был назначен министром экономики и территориального развития. С декабря 2014 года он совместил этот пост с должностью вице-премьера республики. На этих должностях Юсуфов прослыл одним из основных проводников воли Рамазана Абдулатипова. В частности, за годы, пока Юсуфов руководил министерством, важнейший вопрос вынужденных переселенцев из селений Храх-Уба и Урьян-Уба так и не был решен - жители до сих пор находятся в ожидании компенсаций.
Не будем также забывать, что именно Юсуфов чуть ли не больше всех ратовал за добычу грунтовых вод в Самурском лиановом лесу, что однозначно оценивалось экспертами экологами и гидрогеологами как угроза самому существованию уникального природного комплекса.
У разбитого корыта
И вот наступил 2018 год, и мы видим, что не только у жителей Дагестана, но и у Кремля, который должен одновременно присматривать за 85 субъектами федерации, окончательно лопнуло терпение.
Правоохранители очень точно оценили ситуацию, сложившуюся в руководстве Дагестана - организованная преступная группировка. Сформирована эта команда была при бывшем главе республики Рамазане Абдулатипове, несмотря на то, что многие ее члены были у рычагов управления и до него. Ему посчастливилось уйти из республики до начала чисток, но он безусловно несет ответственность за систему, которую выстроил. И кто знает, какие показания дадут арестованные чиновники, совсем недавно решавшие судьбы целой республики, вертевшие миллионами (если не миллиардами), а теперь оказавшиеся за решеткой. Наверняка они уже сообщили, кто, как и когда отдавал им соответствующие поручения.
Становится больно в душе от того, что дагестанцы, всегда славившиеся своей независимостью, гордостью, прямотой, были доведены за годы правления Р.Абдулатипова до такого состояния. Многие вовсе позабыли идеалы горской чести, порядочности, верности своему слову, все те морально-этические нормы и принципы, которыми восхищался любой, кто когда-либо в прошлом имел дело с жителями Страны гор…
Что ждет дальше Дагестан? Поживем – увидим…
Кадровые перемены
После того, как премьера и членов правительства Дагестана задержали и этапировали в Москву, врио главы Дагестана Владимир Васильев подписал указ об отставке всего правительства. Новым главой правительства Дагестан назначен министр экономики Татарстана Артем Здунов. Вчера он официально занял премьерское кресло после того, как его кандидатура была утверждена Народным Собранием РД. Вице-премьером был назначен Анатолий Карибов. Видимо, он один из немногих членов старого правительства, который оказался чист перед законом и сохранил доверие федеральной власти.
Оперативные меры
Вчера стало известно о том, что дагестанским чиновникам всех уровней - от глав сельских администраций до членов правительства - запрещено покидать пределы страны. Мера продолжится до окончания работы федеральной межведомственной комиссии по декриминализации республики. Их данные переданы в Погранслужбу. Причем ограничение касается всех, а не только тех, в отношении которых проводится следствие. Правда, в некоторых СМИ позже появилась информация, что подобных указаний не было.
Стало известно и о том, что обыски стали проводиться практически во всех офисах госструктур Дагестана. Они сопровождаются выемкой документов. Также в Дагестане заменены все сотрудники ДПС на постах. Вместо них выставлены сотрудники правоохранительных органов, прикомандированные из других регионов страны. Это явный признак отсутствия доверия к внутренней правоохранительной системе Дагестана в целом, а не к отдельным лицам в руководстве служб.
В последних событиях поражает всё - и молниеносность, и масштаб происходящего. Поразительна быстрота, с которой производятся оперативные действия, происходят отставки и назначения новых лиц, особенно на фоне того, как часто в публичном поле Дагестана звучали своеобразные претензии к затянувшемуся формированию нового кабинета министров.
Все проводимые операции требуют высокопрофессиональной, хорошо скоординированной работы и свидетельствуют о серьезности происходящего, отметая подозрения в том, что в республике производится лишь косметический ремонт. Таковыми можно было назвать те изменения, которые наблюдались в начале правления Абдулатипова. После ареста бывшего мэра Махачкалы Саида Амирова часть жителей республики была в ожидании скорого наведения порядка, разгрома криминальных групп и кланов. Но последующие его меры показали, что Абдулатипов скорее проводил передел рычагов влияния и финансовых потоков в свою сторону. Он тут же занялся формированием своего клана, ключевыми участниками которого и стали фигуранты заведенных уголовных дел.
Мы не случайно назвали материал от понедельника "Жертвы политики Абдулатипова". Не стоит забывать, что все задержанные, конечно, долго шли к политическому Олимпу Дагестана, но именно при Абдулатипове заняли те позиции, на которых они оказались при арестах.
Именно при нем существовавшее в республике сращивание мафиозно-клановых структур с органами государственной и муниципальной власти приняло особенно уродливые формы, когда чуть ли не каждый в республике знал, за сколько была куплена та или иная высокая должность. При нем стали устраиваться массовые культурные мероприятия с зачастую сомнительным содержанием, основной целью которых была имитация деятельности и, как считают многие эксперты, отмывание средств. При нем был дан зеленый свет на оголтелый, ничем не прикрытый беспредел, и чиновники откликнулись на это.
Эксперты об Абдулатипове
В самом начале, после назначения Абдулатипова и.о. президента Дагестана, у Федеральной лезгинской национально-культурной автономии сложились с ним вполне хорошие отношения. Новоиспеченный глава региона заявлял, что рассчитывает на поддержку лезгинского народа. Но вскоре стало видно, что его мало интересует мнение не только лезгинского, но и всех остальных народов. В свое время Абдулатипов назвал московских активистов Автономии "кучкой бездельников", чем практически сразу разрушил весь конструктив в коммуникации с лезгинской общественностью.
Окончательный раскол между Автономией и главой Дагестана произошел после проведения праздничных мероприятий, посвященных юбилею города Дербента. Эксперты сошлись во мнении, что юбилей был провален непосредственно по вине Абдулатипова. Не будем углубляться в экономическую и инфраструктурную составляющие этого провала – об этом неоднократно говорилось ранее.
В данном случае важно напомнить, насколько республиканская общественность была возмущена тем, что при формировании программы мероприятий был намеренно «забыт» южнодагестанский культурный компонент. Обоснованные претензии по этому поводу, высказанные общественниками, были восприняты Абдулатиповым как личная обида, а все несогласные с его политикой занесены в «черный список».
Позже он и вовсе стал напрямую препятствовать деятельности ФЛНКА в Дагестане. По имеющейся информации, он лично запрещал главам муниципальных районов Дагестана и членам правительства любые связи с ФЛНКА и участие в ее деятельности в РД.
Обнаружилась и откровенная некомпетентность Абдулатипова. Эксперты по Кавказу и Дагестану отмечали неспособность бывшего главы республики решать насущные проблемы Дагестана. Одним из самых острых критиков бывшего главы республики стал известный дагестанский экономист Маир Пашаев. Он опубликовал аналитический доклад, в котором обосновал, что руководство Дагестана, представленное командой Абдулатипова, в буквальном смысле этого слова не имеет тех знаний, навыков и способностей, которые требуются от руководства республики. Оно и неудивительно, так как отбирались эти люди чаще всего по иным критериям.
Эксперты и аналитики, говоря о социальных трансформациях в Дагестане за последние годы, приходят к неутешительным выводам. При Абдулатипове руководящая верхушка полностью потеряла связь с народом, его жизнью, и по сути составила отдельную касту. Чиновники напрочь лишились чувства реальности, стали проводниками воли Абдулатипова, который заставил их поверить в свое величие и непогрешимость, таким образом создав ощущение, что такое положение вещей сохранится навсегда. Социологи и политологи однозначно характеризуют период Абдулатипова как эру чиновничьего беспредела и формирования пропасти между республиканской властью и населением.
Что касается одного из арестованных - Раюдина Юсуфова, то с 2008 по 2010 годы он был руководителем Агентства (с 2009 года - министерства) по управлению государственной собственностью Дагестана, затем занимал должность начальника контрольно-финансового управления президента Дагестана. При Абдулатипове, в 2013 году он был назначен министром экономики и территориального развития. С декабря 2014 года он совместил этот пост с должностью вице-премьера республики. На этих должностях Юсуфов прослыл одним из основных проводников воли Рамазана Абдулатипова. В частности, за годы, пока Юсуфов руководил министерством, важнейший вопрос вынужденных переселенцев из селений Храх-Уба и Урьян-Уба так и не был решен - жители до сих пор находятся в ожидании компенсаций.
Не будем также забывать, что именно Юсуфов чуть ли не больше всех ратовал за добычу грунтовых вод в Самурском лиановом лесу, что однозначно оценивалось экспертами экологами и гидрогеологами как угроза самому существованию уникального природного комплекса.
У разбитого корыта
И вот наступил 2018 год, и мы видим, что не только у жителей Дагестана, но и у Кремля, который должен одновременно присматривать за 85 субъектами федерации, окончательно лопнуло терпение.
Правоохранители очень точно оценили ситуацию, сложившуюся в руководстве Дагестана - организованная преступная группировка. Сформирована эта команда была при бывшем главе республики Рамазане Абдулатипове, несмотря на то, что многие ее члены были у рычагов управления и до него. Ему посчастливилось уйти из республики до начала чисток, но он безусловно несет ответственность за систему, которую выстроил. И кто знает, какие показания дадут арестованные чиновники, совсем недавно решавшие судьбы целой республики, вертевшие миллионами (если не миллиардами), а теперь оказавшиеся за решеткой. Наверняка они уже сообщили, кто, как и когда отдавал им соответствующие поручения.
Становится больно в душе от того, что дагестанцы, всегда славившиеся своей независимостью, гордостью, прямотой, были доведены за годы правления Р.Абдулатипова до такого состояния. Многие вовсе позабыли идеалы горской чести, порядочности, верности своему слову, все те морально-этические нормы и принципы, которыми восхищался любой, кто когда-либо в прошлом имел дело с жителями Страны гор…
Что ждет дальше Дагестан? Поживем – увидим…
Корреспондентский корпус ФЛНКА
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.
Возможно Вам будут интересны:
Карибов сохранил должность в правительстве Дагестана
Артур Сибеков стал восьмым вице-премьером правительства Дагестана
При формировании нового правительства Дагестана сменились три министра
И.о. премьер-министра Дагестана назначен лезгин Анатолий Карибов
Абдулатипов подписал указ об отставке и.о. вице-премьера Дагестана Липатова