Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

«Нужна мотивация учить родной язык»

Эксперты в Государственной Думе попытались найти рецепты по улучшению ситуации с языками народов России

16 декабря в Государственной Думе РФ состоялся круглый стол на тему «Законодательное обеспечение сохранения, развития и изучения языков народов Российской Федерации: состояние и перспективы».

В рамках обсуждений был рассмотрен широкий круг вопросов, связанных с реализацией Стратегии государственной национальной политики» РФ в части сохранения и развития языков народов России.

В круглом столе приняли участие депутаты Государственной Думы РФ, представители Администрации Президента России, Федерального агентства по делам национальностей, Министерства просвещения РФ, других официальных органов, СМИ, руководители и активисты национально-культурных автономий и иных общественных организаций.

Отметим, что в мероприятии участвовал председатель исполкома Федеральной лезгинской НКА Гусен Шахпазов.

Не школой единой

Председатель Комитета Госдумы РФ по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов (также являющийся руководителем Федеральной национально-культурной автономии татар РФ), открывая заседание, подчеркнул, что как государству, так и экспертному сообществу необходимо использовать комплексный подход при анализе проблем родных языков. Поясняя свой тезис, он отметил, что очень много за последние годы говорилось об образовании, в первую очередь школьном, при этом меньшее внимание уделялось другим аспектам – детским садам, языковой среде, популяризации родных языков и т.д.

Это заявление задало тон последовавшему обсуждению, выявившему ряд серьезных вопросов, связанных с жизнью родных языков вне школьных стен.

Выступившая с докладом замминистра просвещения Татьяна Синюгина указала на то, что за последние годы популярность изучения родных языков в школах России существенно снизилась. В связи с этим, как заявила Синюгина, министерство просвещения РФ в сотрудничестве с регионами будет претворять в жизнь программу по популяризации родных языков, формированию и привлечению новых профессиональных кадров, созданию для них новых стимулов и т.д.

По словам чиновницы, проблемам развития и сохранения родных языков в системе образования нашей страны долгое время не уделялось нужное внимание.

«К 2016, 2017 году мы пришли к тому, что у нас и недостаточное количество учебников, и недостаточное количество подготовленных специалистов.

Мы столкнулись с тем, что по ряду позиций мы, по сути, утратили действительную, реальную оценку ситуации, которая происходит с изучением родных языков в системе образования», - добавила Синюгина.

Она также отметила, что министерство просвещения собирается обратить особое внимание на систему средних специальных учебных заведений, которые обеспечивали страну качественными кадрами – воспитателями, учителями начальных классов, в том числе по родным языкам:

«Эта система в большинстве субъектов, которые ранее имели очень хорошие позиции в этом вопросе, сегодня утрачены. Мы понимаем, что нам с субъектами необходимо работать над восстановлением этой системы. А для этого мы договорились с нашими коллегами из субъектов Российской Федерации, что в каждом субъекте появится чёткий план действий».

Помимо прочего, Синюгина рассказала о том, что министерством просвещения активно дорабатывается концепция развития родных языков.

Еще один важный аспект, на который обратила внимание замминистра – это то, что отныне экспертиза учебников по родным языкам и литературам будет проводиться только на федеральном уровне, а не силами регионов, как было ранее.

Спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству, экс-министр культуры РФ Михаил Швыдкой в своем выступлении подчеркнул принципиальную важность мотивации как изучающих родной язык, так и преподавателей.

«Если мы будем заниматься искусственным сохранением языка, не понимая, какая мотивация для его изучения должна быть, это окажется очень серьезной проблемой... Люди, которые изучают родной язык, должны понимать, что с этим родным языком они смогут реализоваться в определенных сферах жизни. Это очень важно понимать. Мне кажется, что очень важно посмотреть на мотивацию изучения. Это не может быть только устремленная в прошлое мотивация: я продолжаю свой язык, я носитель языка и своего народа, моя семья говорит на этом языке», - резюмировал Швыдкой.

Почти все родные языки уязвимы

Директор Института языкознания РАН, именитый лингвист Андрей Кибрик в своем выступлении указал на то, что за прошедшие десятилетия произошел «языковой сдвиг», то есть прервалась межпоколенческая передача языка.

«Молодые родители уже с детьми говорят на русском, английском, испанском языке. И это глобальный процесс, Россию он также затрагивает. Именно таким образом исчезают языки. По оценкам нашего Института, за последние 150 лет в России исчезло 15 языков, причем это происходит с большим ускорением – из них половина за постсоветское время. Еще около 18-20 языков находятся на грани исчезновения.

За исключением 4-5 титульных языков республик, все прочие являются уязвимыми», - привел данные ученый.

Кибрик заявил о том, что единственным действенным способом сохранения родных языков как в России, так и во всем мире является восстановление межпоколенческой передачи и усвоение языков раннем (до 5 лет) детстве.

Одним из удачных примеров действенной методики передачи языка из поколения в поколение Кибрик назвал метод «языковых гнезд», когда дедушки и бабушки проводят время с детьми дошкольного возраста, общаясь с ними исключительно на родном языке.

Отметим, что Андрей Кибрик является сыном не менее знаменитого лингвиста Александра Кибрика, который сделал очень многое для изучения дагестанских языков. В сферу наибольших его интересов входили такие языки лезгинской группы, как арчинский, будухский и другие, хиналугский язык.

К сожалению, данные уникальные языки в ближайшей исторической перспективе может постичь печальная участь, если уже при жизни нашего поколения не принять срочные меры по сохранению и увеличению числа носителей.
В ходе круглого стола выступали также представители региональных органов власти, эксперты, преподаватели, языковые активисты из Башкортостана, Бурятии, Дагестана, Адыгеи, Карелии, Амурской области и других регионов.

Ценят, но не говорят

Известный ученый-социолог, лауреат Премии Президента Российской Федерации за вклад в укрепление единства российской нации Леокадия Дробижева в своем выступлении рассказала о последних социологических исследованиях в сфере национальной политики.

По ее утверждению, последние соцопросы показывают, что вопросы сохранения языка и культуры с каждым годом становятся все более важными. Язык - главный индикатор национального самосознания, и 80 процентов населения хотело бы, чтобы их дети владели родным языком.

Она добавила, что важнейшим, на ее взгляд, фактором является язык общественного поля, среды. То есть если на улице, в общественных местах, учреждениях, транспорте и т.д. не звучит родной язык, то вероятность продолжения его жизни резко снижается.

Директор созданного в начале 2019 года Института развития языков родных языков народов РФ Лариса Маршева рассказала о проводимых научным учреждением исследованиях и особо подчеркнула потребность в кадровом обеспечении и популяризации родных языков.

Живое и активное обсуждение с большим количеством информации и важных предложений оставило приятное впечатление у всех участников. Отрадно, что эксперты старались взглянуть на проблему комплексно, учитывая не только вопросы школьного образования, но и жизнь языка в общественной среде, семье, информационном пространстве и т.д.

Одним из важных итогов круглого стола стало постулирование необходимости создания и принятия отдельной федеральной программы по языкам коренных народов. В ней должны найти отражение наиболее актуальные предложения по улучшению ситуации с сохранением и развитием бесценного достояния нашей большой страны – родных языков.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

В ожидании позитивных перемен

Многое сделано, еще больше в планах

Новые функции НКА

Круглый стол в ФЛНКА

Выездное заседание Совета Федерации

Комментарии (3)
Комментарий #3, дата: 18 декабрь 2019 00:48

Есть стих "Прощание" написанный М.Ю. Лермонтовым и этот стих про лезгина прошу опубликовать и дать огласку.

Мне удивляет тот факт почему нам в школе не преподовали этот стих по русской литературе, хотя понятно - лезгинофобы вели анти ЛЕЗГИНСКУЮ пропоганду, но теперь хоть можно, что бы в школах преподовали и этот вопрос должен поднять Энрик Муслимов на уровне министерства! 


Комментарий #2, дата: 17 декабрь 2019 17:38

......чтобы в идеале знал свой родной(Лезги)язык все рычаги надо подключить с рождения до окончания школы.

......если не овладеешь своим родным языком отказать прием в детсад,школу, на работу,учебы любой вуз или колледж и какие то даже курсы.

......где ареал компактного проживания нации вести сходы,собрание,штабы,пятиминутки,свадьбы,день рождения,баннеры,агитплакаты на своем языке

......и все это гос. поддержкой и помошью правительства

......и закон статья №.... в РФ обязательно знать свой родной язык      


Комментарий #1, дата: 17 декабрь 2019 12:19

Мотивация очень простая - при поступлении в ВУЗ сдавать экзамен - диктант на родном языке, а в городах России в электронном виде и для проверки результатов отправлять в республику где он является выходцем этническим. 




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2019 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия