Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

«Даже плохие зубы надо использовать»

Позиция Эльдара Зейналова в связи с арестами лезгин


Эльдар Зейналов,

директор Правозащитного центра Азербайджана

 

Редакция сайта ФЛНКА обратилась директору Правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов, чтобы он высказал свое мнение о произошедших задержаниях родственников руководителей ФЛНКА и в целом о ситуации с правами человека и национальных меньшинств в Азербайджанской Республике.

Как правозащитники в Азербайджане восприняли факт задержания родственников руководителей ФЛНКА и навешивания им ярлыков наркоторговцев?

В прессе это нашло некоторое отражение, но это были перепечатки Ваших (ФЛНКА) заявлений.

В последнее время борьба с наркоторговлей стала делом не только соответствующего управления МВД, но и всего МНБ, который возглавляется бывшим начальником этого управления. Идет негласное соревнование между двумя ведомствами по количеству арестов и конфискаций. При этом мало кого удивляет, когда сообщения о наркотиках касаются приграничных районов, где этим на самом деле занимается местное население.

Я посещаю наши тюрьмы, и вижу, что там количество осужденных по соответствующим статьям УК в среднем составляет 20-25%, что намного выше, чем в среднем по стране. В основном это не дилеры, а потребители и дилеры в одном лице.

Несколько лет назад за распространение наркотиков была арестована группа молодежи, в том числе сынки двух прокуроров. За употребление наркотиков арестовывался сын видного журналиста-оппозиционера, и т.д. То есть проблема касается и бедных, и богатых, и сторонников власти, и их противников.

Часто могут убить человека за понюшку наркоты, и потому наркоманы и наркодилеры вызывают к себе негативное отношение. Единственное, в чем правозащитники не согласны с правительством, это в том, что нельзя наркозависимых, не совершивших иных проступков, рассматривать как преступников, а не больных.

Но что можно сказать насчет тех арестованных, которые никакого отношения к наркотикам не имеют?

На практике достаточно сложно отделить действительных наркоманов от тех, кому навесили ярлык. Правозащитники поэтому обычно реагируют на аресты обвиненных в незаконном обороте наркотиков активных оппозиционеров, оппозиционных журналистов, известных религиозных деятелей.

Особенно в случаях, когда при поиске наркотиков во время обыска конфискуют компьютеры, документы, или когда экспертиза показывает, что человек не принимал наркотики.

Например, в деле руководителя Талышского Культурного Центра Хилала Мамедова человека сначала арестовали за наркотики, потом через неделю обвинили в шпионаже, причем главный свидетель обвинения, который уже сидел в тюрьме лет 5, вдруг "вспомнил" о шпионаже Мамедова, и почти сразу же был освобожден.

Как правило, в таких случаях адвокаты арестованных собирают пресс-конференции или дают интервью в местной прессе, в которых обосновывают свои подозрения о политической мотивации ареста. Да и вообще, защита арестованных в таких случаях активно обжалует законность ареста, требует экспертиз, фиксирует случаи незаконного давления на подсудимого – старается, если не для наших судов, так хотя бы для Европейского.

Почему в таком случае, за исключением Эльнура Меликова, никто в азербайджанском медиапространстве не отреагировал на случившиеся аресты по средневековому признаку родственной связи и не выступил с соответствующим заявлением?

К сожалению, арестованные родственники руководителей ФЛНКА ничем особенным себя ни в политике, ни в общественной жизни до сих пор не проявляли и практически неизвестны общественности. Да и их семьи и адвокаты не постарались сообщить местным правозащитникам и журналистам об обстоятельствах ареста, выдвинутых обвинениях, доказательствах политической мотивации.

Едва ли Вы со мною не согласитесь, что те люди, о которых Вы пишете, ведут себя несколько странно. Будучи осведомленными о наличии здесь СМИ и правозащитников, они ни разу не вышли на них напрямую, и поставили правозащитников в положение, когда надо реагировать на информацию из вторых рук, причем еще из-за рубежа.

Доступа к подследственным без разрешения прокуратуры получить нельзя, официальный запрос даст тот же результат, что и известные из прессы (от Вас) обвинения в наркоторговле. Как в таком случае поступить?

Остается ждать судебного процесса, который при таком обвинении будет открытым и даст нам необходимую информацию (раз уж это не сделали родственники и адвокаты). При любом раскладе, на основании одного только недоверия к выдвинутому обвинению арестованных не освободят, т.к. даже европейские структуры при таких обстоятельствах требуют от властей быстрого и справедливого суда.

В истории политических преследований были случаи арестов родственников политических деятелей, которые до ареста тоже не были известны широкой общественности. Но при этом выяснялось, что они, например, помогали скрыться при побеге или давали деньги на оппозиционную деятельность. И все понимали, что арестован не просто родственник такого-то, а человек, который помогал такому-то в его оппозиционной деятельности.

Могу привести в качестве примера двух братьев арестованного талышского лидера Альакрама Гумматова, помогавших ему прятаться после побега из тюрьмы. Их правозащитники защищали всем миром, в том числе и те люди, которые не любили Гумматова за попытку самочинно провозгласить талышскую автономию в 1993 г.

Защищали правозащитники и сыновей другого талышского лидера – Новрузали Мамедова, которые активно участвовали в пресс-конференциях об аресте и деятельности комитета защиты прав отца.

Почему в целом правозащитники с неохотой говорят о действиях азербайджанских властей, направленных против активистов из числа коренных народов Вашей страны? Неужели национальная тема настолько табуирована властью, что никто не рискует ее поднимать?

Табуирована, но не для правозащитников. Я уже привел примеры арестованных талышских активистов, которых правозащитники защищали и защищают. И не только правозащитники: того же Х.Мамедова, например, защищают и журналистские организации, и лидеры оппозиционных партий, даже пантюркистских.

Это происходит потому, что он сам, его родственники и адвокаты убедили общественность, что он арестован исключительно за мирное выражение своих взглядов, которые вполне укладываются в рамки европейской демократии, и не покушается на государственность страны.

Совсем по-иному ведут себя арестованные из северной зоны (не только лезгины, но и аварцы). Очень редко обращаются к правозащитникам, не держат контакт с прессой, не обращаются в Евросуд.

В результате, об этих арестах очень трудно сложить правильное мнение, основанное на фактах и правовых нормах. И много легче при такой "защите" арестованных укрепиться в подозрении, что "дыма без огня не бывает".

Приведу цитату, которую можно принять за такого рода намек: "Знаменательно, что эти задержания проведены накануне визита в Баку президента России Владимира Путина, отмечается в заявлении ФЛНКА". Если Бабаева и Саркарова арестовали как родственников лидеров ФЛНКА, и их единственной целью было посещение родственников или могил предков, то причем тут мимолетный и вполне дружественный визит Путина?

Чем арест гражданина России должен был обрадовать Путина? А может быть, в преддверии визита Путина и перед президентскими выборами готовились какие-то акции ФЛНКА в Баку и Огузе? И это всего одна фраза в "защиту" на фоне информационного вакуума...

Возвращаясь к инциденту, выскажите, пожалуйста, свои соображения о том, что это была за акция такая со стороны азербайджанских властей? Чем руководствовались люди, ее спланировавшие, какие цели они преследовали и кем, скорее всего, являются?

На сегодня за неимением информации трудно судить, было ли это специальной акцией либо обычными арестами за наркоторговлю. Может быть, одновременно по тем же обвинениям были арестованы и 10 других лезгин и 20 азербайджанцев, которым не повезло быть родственниками лидеров ФЛНКА и потому о них никто не знает? Подождем, пока ситуация прояснится...

Какова Ваша позиция по этому поводу?

Я считаю, что одно только родство с кем-то не гарантирует (хотя и не исключает), что человека арестовали именно в этой связи.

У нас, например, у одного из лидеров оппозиции арестовали двоюродного брата, работавшего в банке. Вместе с ним арестовали еще несколько сотрудников банка. Все вместе обвиняются в мошенничестве и присвоении крупной суммы денег. Оппозиция на основании родственной связи объявила его политзаключенным, но у правозащитников мнение на этот счет разнится и в целом более осторожное.

Могу привести с десяток примеров такого же рода, когда наши политики делали себе рекламу на арестах за тривиальную уголовщину.

Так что буду ждать дальнейшей информации. Здесь необходимы действия в правовой плоскости и загрузка адвокатов повседневной работой по кропотливому поиску свидетелей и доказательств, подаче ходатайств и жалоб, документированию процессуальных нарушений. По прохождению всех инстанций можно обратиться с жалобой в ЕСПЧ - в этом могут помочь и российские правозащитники.

У официального Баку нет опасений того, что могут резко обостриться межгосударственные отношения с Россией?

По-моему, этих опасений у Баку уже давно нет. Если отношения не обострились, например, после де факто депортации имевших российское гражданство жителей двух приграничных сел (после делимитации российско-азербайджанской границы), то арест трех лезгин, один из которых и вовсе гражданин Азербайджана, тем более ничего в этих отношениях не изменит.

Экономика и военный нейтралитет значат в большой политике много больше. К тому же и Азербайджан, и Россия уже давно в вопросе прав человека стремятся вернуться к временам до Хельсинкского Акта 1975 г., выступая за "невмешательство во внутренние дела" в вопросе прав человека.

Это доказывает и реакция России на арест Бабаева: "Посольство России считает, что ситуация с Бабаевым будет развиваться в процессуально-правовом поле. Посольство находится в тесном контакте с компетентными органами Азербайджана и адвокатом Бабаева для обеспечения прав российского гражданина".

Будет ли все-таки какая-то реакция со стороны правозащитного сообщества Азербайджана на данные события?

Поживем-увидим! Но опыт показывает, что защита местными правозащитниками иностранцев (я о Дж. Бабаеве и Т. Саркарове) редко когда бывает активней действий властей страны его гражданства. Что касается Э. Мамедова, то он сейчас находится в наиболее уязвимом положении, как гражданин Азербайджана. За ним не стоит посольство РФ, и даже не ясно, есть ли у него подходящий адвокат.

Наличие подходящего (т.е. активного, не работающего на другую сторону, поддерживающего связи с прессой и правозащитниками) адвоката на этом начальном этапе уголовного дела особенно важно, в том числе и для информирования правозащитного сообщества.

Мы знаем, что подобные случаи, к сожалению, не единичны. Но теперь полицейский произвол совершается более открыто и принимает особо циничные формы. Как противостоять этому процессу?

Как-то в разговоре с сотрудником представительства ОБСЕ, я посетовал на малую эффективность нашей судебной системы. На это международный чиновник ответил: "Даже плохие зубы надо использовать, чтобы они не выпали за ненадобностью".

Нарушители прав человека (зло)действуют в тех рамках, которые им дозволяет поведение жертв. Настоящей находкой для них бывают люди, которые вместо "действий в процессуально-правовом поле" переключаются на кампании в СМИ и разного рода декларации в надежде на "батюшку-царя". Когда все суды пройдены и подходит время жаловаться в ООН или ЕСПЧ, оказывается, что даже очевидные нарушения недостаточно хорошо задокументированы, а жалобы должным образом не поднимались в суде.

Беседовала Иера Рамазанова

.

ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Мир наблюдает, а Азербайджан молчит…

Национальный акцент: В Баку задержали родственников руководителей автономии российских лезгин

Газета "Черновик": В Азербайджане задержаны родные руководителей ФЛНКА

ИА REGNUM: Дагестанские общественники заявили об аресте их родственников в Баку перед визитом Путина

Встреча с европейскими экспертами по национальным меньшинствам

Комментарии (17)
Комментарий #17, дата: 28 август 2013 15:06

pishet zdes chelovek pro tolerantnij azerbaijan, tak i mi etogo hotim. no gde ????? ja ne znaju jazika, net radio, ludei vignali iz domov, detishek v shkolu ne puskali 1 sentjabrja. za vsu svou zizn videla 5 minut peredachu pro lezgin v kusarah i to 1 raz/ gde spisok dagestanez geroev karabaha ???? gde nashi parni invalidi karabaha ???? broshenni, brosheni vse geroi i invalidi karabaha , a deti siroti ??? a deti invalidi ??? a pogublennoe obrazovanie i medizina ??? chto dala svoboda azerb narodu ? vlast kotoraja podsmatrivaet v zelochku spalni zurnalistov ????? vlast kotorjaj voruet dengi i derzit ih v ofshorah ?? vlast kotoraja vigonjaet ludei iz domov ??? vlast kotoraja veteranu karabaha prisudila isk na summu 8000 dolarov bez zakonnih na to osnovanij, vlast kotoraja brala po 100 baksov u pilotov vertoletnogo otrjada chtobi dat im knizku VETERANa KARABAHA ????? mnogo eze mozno pisat . tolko opustivshiesja ludi budut govorit o TOLERANTNOm AZerbaijane, ja ne drug FLNKA sovsem, no teper kogda oni v bede ja budu s nimi. FLNKa spali 10 let , KOGDA oni stali chto to delat to kak ispugalis vlasti/ ESLi vlast boitsja starogo cheloveka to eto ne vlast a tak mishura / VLAST NE LIGITIMNA poetomu ona i boitsja svoei teni. SHIZOFRENIJA na lizo u VLASTI. ARIf PASHAEVICH MI s VAMI / NARODAM VSEM NUZEN SADVAL i BIRILIK A VLASTJAM DUBAI CHEMODAN i davai dosvidanija /. TAm mi osvobodimsja ot TIRANOV i FASHISTOV vo vlasti/  ved na udar lezgini mogut otvetit v 10 huze , ne nado delat iz lezgin vragov, s lezginami druzat umnie ludi, EST shah glup to pust idet voinoi na lezgin . udachi vsem 


Комментарий #16, дата: 26 август 2013 15:39

 

САМЫЙ  ЛУЧШЫЙ ДРУГ,БРАТ,КУМ,ДИТЯ РУССКОЙ  ЭЛИТЫ  _  ЭТО ЧЁРНОЕ  ЗОЛОТО !!! И НЕ  ВАЖНО  ГДЕ  ОНО РОЖДАЕТСЯ  _  В ЭЛИСТЕ  ИЛИ  БАКУ . ДАЙ  МНЕ НЕФТЬ И  БУДЬ  МНЕ  БРАТОМ . ЧЕРНЫЕ  БАБКИ  ЗАТУМАНИЛИ РАССУДОК  РУССКОЙ  ЭЛИТЫ . ЭТО  ИХ  НАРКОТИЧЕСКАЯ  ЗАВИСИМОСТЬ !!!


Комментарий #15, дата: 26 август 2013 13:39

Цитата: rik
Горбатого исправит могила. ЦЕНЗУРА только удар по зубам.Другого языка это племя не понимает.Началось с переименования ЛЕЗГИ МЕЧЕТИ.Цель одна уничтожить лезгинский и другие нетюрков оказавшихся в составе ЦЕНЗУРА а дальше экспансия на ЮЖДАГ.Вот цель создания этого фашистского государства.Сочуствую Арифу Керимову и Амилю Саркарову.Но другого пути нет.Нельзя сворачивать с взятого курса ни на йоту.Они не остановятся не перед чем.Перед нами подлейший и гнуснейший враг.Против таких надо действовать также подло и вероломно.ЛЮБЫМИ МЕТОДАМИ.

Слушай ты пороноик, несостоявшийся!! Я лезгинка и азербайджанцы мне не враги, мне стыдно за таких дебилов как ты!!! Где фашистсое гос-во?! тебе сон приснился?!! Азербайджан вполне толерантная страна!! А такие, рассисты, неполноценные, неудачники вроде тебя должны быть в подвале нашего КГБ! Позорище.... 


Комментарий #14, дата: 26 август 2013 13:34

Я лезгинка,  родилась и выросла в Азербайджане! И знаете что, тошнит меня от вашей националистической истерии! Я гражданка Азербайджана, я Лезгинка, но еще ни разу за свои 25 лет не подвергалась давлению со стороны Азербайджанцев и никогда мои права не ущемлялись! Наооборот, это Лезгины враждебно настроены против Азербайджанцев, а это я считаю комплексом неполноценности!! Такие, рассистские , организации вроде ФЛНКА, нацелены на то, чтобы подрывать стабильность у нас в стране! Кремлевские 6-ки ничего более!! Никто не подвергается гонениям, бред полнейший! Плод вашего недозревшего воображения! 

А насчет, враждебно настронных садвалистов, которые являются угрозой для гос интересов, нужно сажать! Так, что вы лучше прекратите свою пропаганду у нас в стране ФЛНКА!!


Комментарий #13, дата: 24 август 2013 17:02

Цитата: Эльдар Зейналов
Эльдар Зейналов
Спасибо, что зашли на сайт и ответили на наши записи. Надеемся, что Вы окажете посильную помощь и поддержку ребятам, которые по сути стали заложниками политических игрищ.


Комментарий #12, дата: 23 август 2013 23:46

Извините, господа, я сюда заглядываю очень редко.

 

Tahar, к сожалению, это так. По своему опыту знаю, что очень часто доказать свою "неверблюдность" гражданам удается лишь в Страсбурге. 

 

Zaman, с 2008 г. действительно утекло много времени. В прошлом году и в начале этого произошло два массовых бунта, оба в районах с лезгинским населением, но все это не вызвало никакой нестабильности ни на месте, ни в Азербайджане в целом. Кого-то наказали, кого-то арестовали, и все успокоилось. Ни в какое сравнение не идет, например, с событиями в Пирале в 1994-м.

 

Rik, история с Лезги Миски пока еще не завершена, находится на нулевом варинте: мечеть не переименовали, но и табличку на нее снова повесить не разрешают. Кажется, чем не повод подать в суд? Но община мечети этого не делает...

 

Почему я выступаю за использование "плохих зубов"? Потому что в бедах вроде притеснения религиозной общины, депортаций, арестов последней инстанцией является Страсбург, Евросуд. А для этого надо пройти все судебные инстанции на местном уровне. И раз уж мы обращаемся за правдой к европейцам, то надо учитывать их менталитет. Там, где лезгин схватится за кинжал, европеец обращается в суд. И когда европейцу рассказывают что-то страшное про нарушения прав человека в стране и при этом не подают в суд, то европеец этого не понимает и начинает подозревать какой-то подвох. Ведь на него бы подали в суд даже если бы он случайно прислонился к женщине в лифте, а тут людей выселили из их села, или мечеть переименовывают, или пытают при аресте - а люди не судятся, как будто их это не касается.

 

И для меня, правозащитника, это проблема не меньшая, чем само нарушение прав. Как будто какой-то молчаливый сговор между жертвой и палачом, где первая провоцирует второго. 


Комментарий #11, дата: 22 август 2013 18:57

 Зейналов, в ответах на вопросы журналиста переигрывает на свой лад заявления ФЛНКА:"Если Бабаева и Саркарова арестовали как родственников лидеров ФЛНКА, и их единственной целью было посещение родственников или могил предков, то причем тут мимолетный и вполне дружественный визит Путина? Чем арест гражданина России должен был обрадовать Путина? А может быть, в преддверии визита Путина и перед президентскими выборами готовились какие-то акции ФЛНКА в Баку и Огузе?". 

  Хотя в 2008 году Зейналов заявлял- "Поэтому, когда обвиняют азербайджанское правительство в пророссийской ориентации, это глупость. Если Азербайджан не будет дружить с Россией, здесь такое начнется, что завтра можно будет с идеей единого Азербайджана распрощаться. Поднимутся всюду и все. То есть на почве социального недовольства всегда можно подбросить националистические идеи, особенно если это будет подкреплено деньгами и оружием. Стоит только пролиться первой крови, и уже дальше пойдет процесс необратимый". 

 Понятно, что 2008 года много воды утекло, но президенты же остались те же самые. И разве арест граждан России накануне визита уже в 2013 году Президента РФ по стандартной уголовной статье для борьбы с инокомыслием  это дружеский шаг? Или он считает, что три родственника руководства ФЛНКА случайно попали на нары по одной и той же статье? 


Комментарий #10, дата: 22 август 2013 17:12

Цитата: Абил
"Клин клином вышибают". Готова ли ФЛНКА действовать по такому принципу? Думаю, что нет.  К таким действиям нужно  было заранее подготовиться, до того , как начали выселять Храхцев из своих домов. Это очередное испытание для ФЛНКА ,Арифа Пашаевича и всего лезгинского народа. Цель одна: 1) выкачать деньги с ФЛНКА, 2) свести на нет деятельность ФЛНКА,заодно приучить всех остальных.3) демонстративный "сиктыр" в адрес России.

 

Это недальновидная политика.. То что сделано азерской стороной это в первую очередь подпортило имидж им самим. Уверен наступит такой момент, когда они сами будут не рады этим арестам и всячески будут отнекиваться от этого. По поводу денег- ФЛНКА не коммерческая организация. По поводу "приучить"- приучивают со времен гейдара, ну и каков результ???Закручивание гаек приводит к обратному результату. По поводу свести на нет деятельность ФЛНКА - ФЛНКА выполняет функции в рамках Российского и международного законодательства и на этом все сказано


Комментарий #9, дата: 22 август 2013 14:37

"Клин клином вышибают". Готова ли ФЛНКА действовать по такому принципу? Думаю, что нет.  К таким действиям нужно  было заранее подготовиться, до того , как начали выселять Храхцев из своих домов. Это очередное испытание для ФЛНКА ,Арифа Пашаевича и всего лезгинского народа. Цель одна: 1) выкачать деньги с ФЛНКА, 2) свести на нет деятельность ФЛНКА,заодно приучить всех остальных.3) демонстративный "сиктыр" в адрес России.


Комментарий #8, дата: 22 август 2013 12:36

Цитата: Aktau-Makhachkala
более глупых ответов я не слышал ни откого

Согласен, видимо боится что и у него случайно найдут нужное количество героина





Назад 1 2 Вперед

Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия