Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Внешний фактор в истории

Фахраддин Абосзода о становлении власти в Баку

 

 

История происхождения и становления азербайджанской государственности хранит много тайн. Многие из них закрыты для обсуждения. Тема довольно острая, учитывая еще, что в Азербайджане в данный момент предвыборная гонка в самом разгаре. В этой связи у меня на наши вопросы по некоторым эпизодам этой самой истории отвечает известный талышский деятель Фахраддин Абосзода.

История становления азербайджанской государственности скрыта под мраком государственной тайны. Могли бы Вы пролить немного света на этот вопрос?

Несмотря на то, что до сих пор по истории Азербайджанской Республики написаны многочисленные книги, защищены десятки диссертаций. Увы, настоящая история этого государственного образования окутана толстым слоем тайн.

Те историки, которые пишут сегодня в Баку объемные монографии по истории АР, часто даже не сомневаются, что они весьма далеки от истины. Это относится не только к тем сознательно совершенным грубым искажениям и фальсификациям, которые имеют место в их исследованиях.

Дело в том, что все их работы написаны на основе так называемых «открытых» архивных источников. Вместе с тем, многочисленные документы по истории образования АР до сих пор находятся под грифом «секретности», которые закрыты для историков.

Я как-то ранее уже писал о том, что Азербайджанская Демократическая республика, провозглашенная в мае 1918 года, была больше «российской», чем Азербайджанская ССР, провозглашенная в 1920 году. Потому что, почти все отцы-основатели АДР были высокопоставленными офицерами царской военной охранки.

Как бы странно это ни звучало, именно по этой причине западные страны, вершители судеб мира в те годы, в первую очередь Великобритания в лице тогдашнего премьер-министра страны Дэвида Ллойда Джорджа, были категорически против образования государства под названием Азербайджан.

Вследствие этого, Азербайджан не был признан мировым сообществом в 1918-1920 годах, а Советский Азербайджан до 1921 года также не был субъектом международного права.

Только после заключения советско-английского торгового соглашения, в преамбуле которого Лондон признавал право Кремля вести самостоятельную политику в отношении стран, «составлявших часть бывшей Российской империи и ныне ставшим независимыми», где большевики договорились с Англией по поводу Каспийской нефти, что часть доходов от продажи нефти вплоть до 1940 года исправно получала Великобритания, Азербайджан приобрел статус официально признанного государственного образования.

Доказательством правдивости сказанного является то, что Конституция Азербайджанской Социалистической Советской Республики, принятая 19 мая 1921 года, объявляла республику только «свободным социалистическим обществом всех трудящихся Азербайджана», а не самостоятельным государством.

То есть, из ваших слов следует, что Азербайджан, как государство является проектом внешних сил?

Вся борьба в Азербайджане в первые годы своей независимости в начале 90-х годов прошлого столетия отчасти была связана с тем, что нефтяной гигант «British Petrolium» должен был «осесть» в Баку. Что и реализовал Гейдар Алиев сразу после прихода к власти, в сравнении с чем вопрос о Карабахе не имел существенного значения.

Еще одним доказательством является то, что нефтяная компания Аз. ССР «Азнефть» на самом деле была своеобразным филиалом сегоднящней «BP», которая ныне полностью контролирует добычу нефти в Азербайджане. Неслучайным является и то, что отчеты «Азнефта» до 1940 года до сих пор строго засекречены.

Фахраддин Абосзода

Почему эта информация не существует в широком доступе? С чем Вы это связываете?

Да потому, чтобы представители наших народов знали, что из себя представляет государство под названием Азербайджанская республика. Все это говорит о том, что в реальности она является обычным политическим проектом определенных внешних сил, который рассчитан на определенные годы.

В нынешних условиях, когда этносы вновь входят на мировую арену, становится ясным, что такие политические проекты уже потеряли все ресурсы для существования и должны исчезнуть из мировой карты.

Мы живем в великой эпохе слома прежнего мироустройства и создания нового. Хотя этим вовсе не хочу сказать, что сидя у себя дома, молясь в мечети, проведя безбедную жизнь, лезгины и талыши в один прекрасный день станут свободными и независимыми.

Потому мы и ведем свою борьбу за права и свободы наших народов в условиях кардинальных изменениий на политической карте мира. Только те народы будут достойны сохранения на этой Земле, которые своим усердием и трудом докажут, что достойны сохраниться перед лицом истории.

А судьба тех народов, которые не заявляют о себе во всеуслышание, не ведут борьбу за свое спасение, и в этот раз будет решена без их участия.

Беседовала Фарида Санджах

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

В постпредстве Дагестана при президенте РФ пройдет лекторий по родной истории

Презентация книги «История села Фий» состоится 18 октября в Москве

Может ли лезгин или талыш стать президентом Азербайджана?

Вышла в свет книга о Дербентско-Кубинском ханстве

Совет Федерации рассмотрел вопросы фальсификации истории народов России

Комментарии (8)
Комментарий #8, дата: 17 октябрь 2013 00:42

Иранские информационные агентства обвинили режим Ильхама Алиева в том, что он дискреминирует этнические меньшинства из-за политики пантюркизма, ставшей центральной во время правления действующего президента.

«Национальные меньшинства Азербайджана – талыши, лезгины, аварцы, таты и другие – ограничены в своих правах, несмотря на то, что Баку подписал конвенцию о защите нацменьшинств: вследствие официальной политики паназеризма уничтожаются их культура и язык», – заявляет вчера ИА «ФАРС».

 

«Азербайджан считается многонациональным государством, здесь живут пятая часть миллиона талышей, 450 тысяч лезгин, более 200 тысяч аварцев и десятки тысяч представителей других наций. Из-за пантюркистской политики режима Ильхама Алиева права указанных наций игнорируются. Имеет ли такое руководство столько достоинств, чтобы поддерживать и спонсировать все азербайджаноязычное население?» – добавляет иранское издание irannews.ir

Поводом для критики послужил прошедший 5 июля III съезд азербайджанцев мира, на котором Ильхам Алиев очертил основные проблемы, стоящие перед азербайджанцами в XXI веке.

Кроме обвидений в нарушении прав народов, иранские СМИ обвинили президента Азербайджана в том, что он делает такое заявление в условиях того, что на фоне миллиардов от продажи нефти половина населения страны проживает в бедности, а 20% находится в крайне бедственном состоянии.


Комментарий #7, дата: 17 октябрь 2013 00:39

Иранские информационные агентства обвинили режим Ильхама Алиева в том, что он дискреминирует этнические меньшинства из-за политики пантюркизма, ставшей центральной во время правления действующего президента.

«Национальные меньшинства Азербайджана – талыши, лезгины, аварцы, таты и другие – ограничены в своих правах, несмотря на то, что Баку подписал конвенцию о защите нацменьшинств: вследствие официальной политики паназеризма уничтожаются их культура и язык», – заявляет вчера ИА «ФАРС».

 

«Азербайджан считается многонациональным государством, здесь живут пятая часть миллиона талышей, 450 тысяч лезгин, более 200 тысяч аварцев и десятки тысяч представителей других наций. Из-за пантюркистской политики режима Ильхама Алиева права указанных наций игнорируются. Имеет ли такое руководство столько достоинств, чтобы поддерживать и спонсировать все азербайджаноязычное население?» – добавляет иранское издание irannews.ir

Поводом для критики послужил прошедший 5 июля III съезд азербайджанцев мира, на котором Ильхам Алиев очертил основные проблемы, стоящие перед азербайджанцами в XXI веке.

Кроме обвидений в нарушении прав народов, иранские СМИ обвинили президента Азербайджана в том, что он делает такое заявление в условиях того, что на фоне миллиардов от продажи нефти половина населения страны проживает в бедности, а 20% находится в крайне бедственном состоянии.


Комментарий #6, дата: 17 октябрь 2013 00:36

В Азербайджане, например, в первые же постсоветские годы побывал Альпарслан Тюркеш, в 40-х – доверенное лицо гестапо в Турции, лидер неофашистской пантюркистской «Партии национального действия» и ее боевого подразделения «Серые волки» («бозгурд»). Сразу после этого, в июне 1992 года, благословленный Тюркешем Народный фронт Азербайджана пришел к власти, а пост министра внутренних дел занимал глава азербайджанских «Серых волков» Искандер Гамидов. Уже тогда его выступление на восстановительном съезде азербайджанской пантюркистской партии «Мусават» показало, что современный пантюркизм и конкретно «серые волки» отнюдь не отказываются от своих мироустроительных планов. Гамидов заявил, что для создания общетюркского государства «Великий Туран» необходимо заняться не только Южным Азербайджаном, но и Китаем, Индией и Сибирью.

Тогдашний постсоветский азербайджанский силовик показал себя верным последователем Тюркеша, которому принадлежит высказывание в том же ключе: «Действуй, о турок! Нет у нас больше Румелии, Венгрии, Сирии, Ирака, Палестины, Египта, Алжира, Крыма и Кавказа. Действуй, как серый волк, пусть возродятся былые времена».


Комментарий #5, дата: 17 октябрь 2013 00:36

В Азербайджане, например, в первые же постсоветские годы побывал Альпарслан Тюркеш, в 40-х – доверенное лицо гестапо в Турции, лидер неофашистской пантюркистской «Партии национального действия» и ее боевого подразделения «Серые волки» («бозгурд»). Сразу после этого, в июне 1992 года, благословленный Тюркешем Народный фронт Азербайджана пришел к власти, а пост министра внутренних дел занимал глава азербайджанских «Серых волков» Искандер Гамидов. Уже тогда его выступление на восстановительном съезде азербайджанской пантюркистской партии «Мусават» показало, что современный пантюркизм и конкретно «серые волки» отнюдь не отказываются от своих мироустроительных планов. Гамидов заявил, что для создания общетюркского государства «Великий Туран» необходимо заняться не только Южным Азербайджаном, но и Китаем, Индией и Сибирью.

Тогдашний постсоветский азербайджанский силовик показал себя верным последователем Тюркеша, которому принадлежит высказывание в том же ключе: «Действуй, о турок! Нет у нас больше Румелии, Венгрии, Сирии, Ирака, Палестины, Египта, Алжира, Крыма и Кавказа. Действуй, как серый волк, пусть возродятся былые времена».


Комментарий #4, дата: 17 октябрь 2013 00:35

В начале 90-х годов дудаевский чеченский сепаратизм поднял знамя, на котором был изображен волк – легендарный священный для древнетюркских народов символ. Именно под этим символом шли первые вооруженные выступления сепаратистов в Чечено-Ингушетии, тогда заботливо поддержанные турецкими инструкторами. Однако по мере того как боевые действия затягивались и становились все более ожесточенными, влияние в сепаратистских формированиях завоевывали сначала чеченские сторонники шариата, а потом и просто иностранные ваххабитские эмиссары. А древний тотемный волк (по-чеченски – «борз») так же плохо совмещается с ваххабизмом, как чеченская независимость с всемирным халифатом. И что осталось в этом случае от заигрываний с пантюркизмом?

Добавим к этому, что в Турции, которая является естественным оплотом для всех пантюркистов, в последние десятилетия все более расшатывается светская основа государства, заложенная Мустафой Кемалем в 1920-е годы, и все больший вес приобретают партии, имеющие религиозную (исламскую) платформу. Поэтому та политическая основа, на которую стремится сейчас опереться президент Казахстана, становится все более шаткой. Так что, видимо, и тревожному ощущению этой шаткости нужно приписать резкость высказывания казахского лидера.

 

Однако вернемся еще раз к истории пантюркизма, которая началась гораздо раньше выступлений турецких идеологов в начале ХХ века.

 

Интересно, что пантюркизм как идеология впервые начал зарождаться в среде крымских татар. Считается, что первым выдвинул идею объединения всех тюркских народов крымско-татарский общественный деятель Исмаил Гаспринский в конце XIX века. Призывы Исмаила Гаспринского уже тогда с воодушевлением воспринимались крымско-татарскими, волжско-татарскими и азербайджанскими националистами.

Трудно усомниться в том, что этот пантюркистский идейный задел крымских татар сыграл свою роль в союзе крымско-татарского ультранационализма с немецким фашизмом. Как тут не вспомнить трагическую историю Крыма сороковых, когда тысячи мобилизованных крымских татар переходили на сторону гитлеровцев. И как не вспомнить ту особую жестокость, с которой эта ультранационалистическая часть крымских татар расправлялась с партизанами и пленными советскими солдатами.


Комментарий #3, дата: 17 октябрь 2013 00:33

В 1923 году вышла книга турецкого основоположника пантюркизма Зии Гек Альпа «Основы тюркизма», которая представляла геополитические планы пантюркизма в виде трех последовательных ступеней.

Первая ступень – установление тюркизма в самой Турции. На этой ступени утверждения идеологии пантюркизма предполагалось ограничение влияния религии на общество и власть (прежде всего, конечно, речь идет об исламской религии). Автором был выдвинут лозунг «от Мекки к Алтаю» (поскольку именно Алтай считается мифической прародиной тюркского суперэтноса). Сходная мысль содержится в известной формулировке «Коран для Турана».

Вторая ступень развития всемирного пантюркизма подразумевала в качестве программы-минимум так называемый огузианизм. Эта ступень предполагала объединение трех стран, населенных «потомками Огуза», легендарного родоначальника тюркских племен. Зия Гек Альп поднимал под таким объединением единство Турции и двух Азербайджанов – северного и южного.

Третья ступень строительства тюркского мира содержала программу-максимум, а именно включение всех тюркских народов – то есть турок, татар, башкир, алтайцев, тюркских народов Северного Кавказа и Закавказья, тюркских народов Средней Азии (узбеков, киргизов, казахов, туркмен и других), а также народов Восточного Туркестана (прежде всего уйгур) – в общее туранское федеративное государство.

Но и это не предел. Например, список стран известного пантураниста начала ХХ века Ахмета Агаева еще шире. Он включает в себя Балканы, Малую Азию, Крым, Кавказ, Дагестан, Астрахань, Поволжье, Казань, Уфу, Оренбург, Сибирь, Монголию, китайский и русский Туркестан, а также Бухару, Хиву, Хорасан, южный берег Каспия и, конечно, два Азербайджана.

 


Комментарий #2, дата: 13 сентябрь 2013 15:09

Продолжение

 

Другим мощным потоком, непрерывно пополнявшим ряды нефтепромышленных рабочих Баку, являлись выходцы из Южного Азербайджана: "этот бедняк, перейдя границу..., идет к цели своей мечты (на заработки...) голодный, оборванный, зарабатывая лишь по пути насущный хлеб". 17 Царское правительство, заинтересованное в укреплении и развитии выгодной сырьевой базы, каковой являлась нефтяная промышленность, покровительствовало нефтепромышленникам в найме дешевой рабочей силы: в 1887 г. предоставило отходникам из Южного Азербайджана право на жительство в пограничных районах России сроком на полгода, 14 декабря 1889 г. иранским подданным - жителям северо-западных пограничных местностей - был разрешен въезд в пределы России без консульской визы и без уплаты каких-либо сборов. Такой режим благоприятствовал относительно беспрепятственному переходу через границу персидских подданных. Однако не исключались и случаи переправки их через границу и обратно тайком, без всяких пропускных свидетельств. В этой связи следует отметить, что подавляющее большинство причин увольнения в "личных делах" именно персидских подданных было такими: "убежал неизвестно куда", "уволился самовольно, без ведома Конторы" и т.д.

http://www.hist.msu.ru/Labour/Article/krug.htm


Комментарий #1, дата: 13 сентябрь 2013 15:08

Убедительная просьба опубликовать этот материал про историю бакинских нефтепромыслов и об их этнонациональном составе на сайте. Много любопытного исторического материала:

 

Характерно, что в этой таблице ниже всего доля местных рабочих. Разумеется, местными жителями, т.е. выходцами из Баку или Бакинской губернии, были не только азербайджанцы, но и многие армяне и представители других национальностей (русские, персы, лезгины), но даже с учетом этого число местных рабочих - только 131 (или 7%). Доля местных азербайджанцев в "Товариществе" гораздо меньше их доли в Бакинской губернии вообще (около 48,3%) 12 и несколько меньше их доли среди рабочих нефтяной промышленности региона (12,5%). 13

   Основным контингентом рабочей силы в "Товариществе" были, очевидно, русские рабочие. Их доля много выше, чем доля русских в Бакинской губернии (около 23,5%) 14 и доля русских, занятых в нефтяной промышленности района в целом (24,7%). 15 Русские рабочие, занятые в "Товариществе", были, как правило, выходцами из Центрально-промышленного (13%), Центрально-черноземного (26%) регионов, а также Среднего и Нижнего Поволжья (49%). Выходцами из Поволжских губерний (на 88%) были и казанские татары. Почти все лезгины были из Дагестана (87%), а персы и иранские азербайджанцы - из Ирана (соответственно 94 и 96%). Упоминание о том, что именно эти регионы традиционно являются основными "поставщиками" рабочей силы для бакинских нефтепромыслов, неоднократно встречается в источниках: промыслы "... со второй половины августа начинают быстро пополняться рабочими как из Закавказья и Дагестана, так и с волжского района России...Такое движение рабочих создает на бакинской нефтяной промышленности положение, благодаря которому летом поденная плата чернорабочего доходит до рубля и выше, а в остальное время года спускается до 80 коп. в день русскому и 50-60 коп. персидскоподданному и кавказскому рабочему... Что же касается рабочих-мастеровых, то в них никогда... недостатка не ощущается". 16

  
http://www.hist.msu.ru/Labour/Article/krug.htm




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия