Марат Баламирзоев о Самурском лесе
Ученый предупреждает о возможной катастрофе
21 ноября на сайте федеральной газеты «Настоящее время» была опубликована статья заведующего лабораторией почвенных и растительных ресурсов Прикаспийского института биологических ресурсовДНЦ РАН Марата Баламирзоева. В ней он дал квалифицированную оценку шансов Самурского леса на выживание в случае выкачки из него грунтовых вод.
Статья получила широкое распространение в сети Интернет и привлекла внимание общества. Мы решили связаться с ученым, чтобы задать ему вопросы о возможных последствиях. Ниже предлагаем вниманию наших читателей текст беседы, состоявшейся с Маратом Баламирзоевым.
Каков основной вред от выкачки грунтовых вод?
Самурский лес имеет грунтовое питание. Выкачка грунтовых вод может повлечь за собой понижение уровня воды, что увеличит ее минерализацию. По этой причине начнётся постепенное ухудшение почвенно-геологических условий, и лес будет высыхать.
Также усугубляющим фактором является то, что почти 70% речного стока уходит в сторону Азербайджана. При этом, мы не знаем, насколько может хватить запасов подземных вод, они ведь могут со временем иссякнуть.
Марат Баламирзоев
Сейчас мы наблюдаем высыхание дубов из-за того, что резко сократился сток воды в сторону Самурского леса. Это и является причиной понижения уровня воды и в реке Самур, и, следовательно грунтовых вод Самурского леса.
Я как почвовед, пронаблюдав ситуацию непосредственно на месте, понимаю, что нарушен гидрологический режим этой территории из-за нехватки речного стока. Летом возле селения Биль-Биль река вообще пересыхает.
Действительно ли в случае выкачки грунтовых вод дельте Самура грозит засоление?
Под уровнем грунтовых вод находятся также морские отложения древнего Каспия. А речной сток Самура опресняет почву, благодаря чему поддерживается естественный баланс минерализации почвы.
Из этого следует, что если уровень грунтовых вод опустится, что неминуемо в случае ее добычи на поверхность, то за этим последует повышение минерализации почвы Самурского леса и деревья просто высохнут. На солончаках лес расти не может.
Еще не до конца изучены объемы грунтовых вод Самурского леса. А ведь этой водой хотят снабжать не только Дербент, но и Избербаш. Представляете, сколько кубометров воды на это нужно?
Самурский лес – это последний в России крупный массив реликтовых лиановых лесов. Здесь произрастают более тысячи видов растений, обитает около 450 позвоночных и десятки тысяч видов беспозвоночных животных, более сотни из них находятся под угрозой исчезновения и занесены в Красные книги России и Дагестана.
Помимо высыхания леса существует и иная проблема. Жители зоны дельты реки Самур, где и находится Самурский лес, пользуются колодезной водой. Если уровень грунтовых вод опустится, то ведь и колодцы опустеют. И как тогда дальше жить самурцам?
В летний период там ощущается нехватка поливной воды. А лес играет водоохранную, регулирующую роль. Если со временем лес исчезнет, то наступит засоление и будет опустынивание территории.
Уже сейчас идет процесс остепнения почвы, засоления, вымирают дубовые деревья. То есть лес и сейчас находится в критическом состоянии, а при этом ему хотят нанести еще более тяжелый удар.
Необходимо при принятии каких-то решений, имеющих отношение к лесу, советоваться с учеными, гидрогеологами. Нельзя просто так, своевольно закладывать шахты. Еще можно понять пять шахт, но они ведь хотят их десятками установить. Из-за такого равнодушного отношения наши потомки могут получить после нас полупустынные солончаки.
Мы предлагаем увеличить объем водозабора в Самур-Дербентский канал. Необходимо распределить воду реки 50 на 50 между Дагестаном и Азербайджаном. За счет освободившихся объемов воды снабжать Дербент и Избербаш.
Помимо этого воду можно добывать из артезианских источников, расположенных в зоне самих городов Дербента и Избербаша. Непонятно, почему им нужна именно самурская вода.
Неужели нельзя обеспечить нужды жителей Дербента и Избербаша водами более полноводных рек Терек и Сулак?
Такой вопрос тоже существует, а именно – довести канал Октябрьской революции, идущий от реки Сулак до Махачкалы, до Избербаша и снабжать город за счет него. А в случае с Дербентом можно использовать водные ресурсы реки Уллу-чай. Там где мало леса, и водозабор реки не скажется так сильно на экологии местности.
Также почему-то забыли о реке Гюльгери-вац. Ее ресурсы также можно использовать для снабжения Дербента. Учитывая то, что имея много иных вариантов снабжения водой городов Дербент и Избербаш, взоры обратились именно к Самуру, на мысль приходит мнение, что имеют место обыкновенные коммерческие интересы. В дальнейшем мы также намерены проводить исследования реки.
Беседовал Ильяс Букаров
Корреспондентский корпус ФЛНКА
Возможно Вам будут интересны:
В «самурском» вопросе необходимо как можно быстрее навести порядок
МИД России готов оказывать содействие в решении вопросов по спасению Самурского леса
На пути решения «самурской» проблемы
Г.К.Сафаралиев: «Самурский лес – важная часть нашего самосознания!» (Депутатский запрос)