Атака на Умаханова и «призраки 90-х»
В Дагестане слабеют старые кланы, и меняется характер политической борьбы
Сайгидпаша Умаханов
Сегодня кавказские и дагестанские СМИ сообщили о том, что в Хасавюрте задержаны двое жителей Чечни, которых подозревают в подготовке покушения на мэра города Сайгидпашу Умаханова.Причем эту новость передали и такие влиятельные федеральные СМИ, как газета "Известия". Как пишет газета, у задержанных по подозрению в подготовке покушения на Умаханова обнаружили девятимиллиметровую снайперскую винтовку ВСК-94 со спиленными номерами и 26 патронов к ней, а также 100 тыс. рублей.
Кто заказал Умаханова?
Не верить данной информации, учитывая авторитетность источников информации, нельзя. Хотя и сам Сайгидпаша Умаханов заявил «Кавказскому узлу», что силовики ему о готовящемся покушении не сообщали, а о задержании подозреваемых он узнал из СМИ.
Как сообщает пресса, это не первая попытка покушения на жизнь влиятельного аварского политика. В 2012 году против него был организован взрыв на дороге, когда он возвращался с работы домой.
Со слов самого Умаханова, три месяца назад за ним следил снайпер. «Он каждое утро выезжал в Хасавюрт. Мы знали, что он постоянно следит за мной. Этого парня уничтожили при спецоперации, он был одним из «лесных», - поведал Умаханов «Кавказскому узлу».
Данная история с очередным несостоявшимся покушением на главу Хасавюрта вновь напомнила Дагестану и всей России, что война кланов в Стране гор еще не прекратилась. Просто из более видимой и вызывающей фазы она перешла в скрытую и незаметную обывателям.
Напомним, что Сайгидпаша Умаханов – один из тяжеловесов дагестанской политики, сформировавшийся как лидер в лихие 90-е годы, в годы практически полного хаоса и безвластия на Кавказе.
Умаханов смог собрать вокруг себя команду сильных личностей, и, опираясь на аварские мобилизационные ресурсы, смог на рекордно длительное время возглавить один из самых напряженных в этнополитическом и даже военном отношении городов Дагестана – Хасавюрт.
Причем в Хасавюрте очень сильные позиции не только аварцев, но и кумыков и чеченцев. Можно себе представить, напряжением каких сил Умаханову удавалось сохранять позиции в этом городе, разрываемом притяжением Махачкалы и Грозного, и ставшем настоящим полем битвы между боевиками и силовиками.
Оппоненты Умаханова
Аналитики приписывают Умаханову много недругов и влиятельных конкурентов. Так, «Кавказский узел» приводит его собственные слова о том, что «и в лесу, и не только в лесу есть недовольные», которые его «давно заказали».
При этом у Умаханова есть и влиятельные противники в более высоких властных кабинетах. Напомним, что в апреле 2010 года в Хасавюрте силовиками были проведены обыски в квартале, где проживает глава города Сайгидпаша Умаханов и его родственники.
Дагестанская газета «Черновик» сообщала также, что обыски проводились и в родном для мэра селе Буртунай, Казбековского района. И связаны они были с подозрением родственников Сайгидпаши Умаханова в убийстве главы Хасавюртовского района, влиятельного кумыкского политика Алимсолтана Алхаматова.

Алимсултан Алхаматов
Сам Умаханов в интервью газете «Новое дело» заявил сразу после обысков, что «это была провокация, направленная не только против главы города, но и в целом против горожан» и что «скорее всего, профинансирована эта акция была из Москвы».Аналитики называют среди политических оппонентов Умаханова и самого влиятельного политика на Кавказе – главу Чечни Рамзана Кадырова. Напомним, что именно в Хасавюрте случилась несколько лет назад провокация, когда силовики задержали сестру Рамзана Кадырова – Зулай.

Рамзан Кадыров
Кроме того, как утверждается, чеченская элита не прочь, чтобы Хасавюрт после аварского политического долгожителя Умаханова возглавил чеченец. Как-никак чеченцы составляют в Хасавюрте одну из самых влиятельных общин. Некоторые эксперты даже утверждали, что Хасавюрт мог бы возглавить самый легендарный выходец из этого города, многократный олимпийский чемпион и обладатель мировых титулов – чеченский борец Бувайсар Сайтиев.

Бувайсар Сайтиев
Ослабление клановЕсли же на фоне нового покушения на главу Хасавюрта коснуться бесконечной войны кланов в Дагестане, то стоит отметить, что в последние год-полтора произошло значительное ослабление практически всех влиятельных прежде кланов.
Так, досрочная отставка главы Дагестана Магомедсалама Магомедова заметно ослабила в республике позиции его политической группы, которую аналитики называют «левашинской».
Последовавший затем арест самого влиятельного дагестанского политика – мэра Махачкалы Саида Амирова также существенно ослабил в республике позиции его финансово-политической группы.

Магомедсалам Магомедов
Причем группа Амирова настолько потеряла свои позиции, что сейчас в республике идет война за его наследие в виде самых прибыльных активов. Тектонические процессы передела сфер влияния после его ареста могут привести к появлению новых групп и кланов в республике.Неожиданная гибель аварского политика Гаджи Махачева также сильно подорвала позиции его команды. Напомним, что Махачев являлся односельчанином Сайгидпаши Умаханова, и входил прежде с ним в так называемый «Северный альянс», объединявший аварских политиков против команды Магомедали Магомедова.

Гаджи Махачев
Под удар попал и другой растущий аварский политик – выходец из Цумадинского района, борец Сагид Муртазалиев, возглавляющий Пенсионный Фонд Дагестана. Напомним, что в прошлом году в возглавляемом им ведомстве произошли обыски и выемка документации. В данное время Сагид Муртазалиев находится в бессрочном отпуске за пределами России.
Сагид Муртазалиев
Ослабли в республике и позиции кумыкских групп влияния. Напомним, что в апреле 2013 года в Дагестане был убит один из самых влиятельных неформальных лидеров кумыкского народа Юсуп Аджиев.Некоторое время назад был арестован еще один влиятельный кумыкский политик – вице-премьер дагестанского правительства Магомедгусен Насрутдинов. Таким образом, ослабли не только политические позиции кумыков, но и контроль их лидеров за газовой сферой республики.

Магомедгусен Насрутдинов
Потеряли свои позиции и лакские политики. Так, возглавлявший до Сагида Муртазалиева Пенсионный Фонд Дагестана Амучи Амутинов на сегодняшний день остался вообще без сильных политических рычагов влияния. 
Амучи Амутинов
А другая лакская группа влияния – семья Ильясовы также потеряла свои позиции. Сиражутдин Ильясов был отправлен в отставку с поста главы Нацбанка Дагестана, а его сын потерял кресло министра имущественных отношений Дагестана в команде Абдулатипова.
Сиражутдин Ильясов
Изменение характера борьбыСтоит отметить, что резкое ослабление практически всех кланов Дагестана произошло на фоне усиления контроля федерального центра за этой, самой сложной на Кавказе республикой.
Если в прежние годы, кланы воевали друг с другом используя самые брутальные методы – покушения, ликвидации, войну компроматов, силовой передел финансовых сфер влияния, рейдерские захваты, то сейчас времена изменились.
Сегодня самым большим фактором силы за спиной того или иного дагестанского политика является лояльность, политическое доверие и прямая поддержка из Кремля. То есть, политическая конкуренция в Дагестане под влиянием Кремля становится более системной и цивилизованной.
Всех, кому не удалось вписаться в новую схему системных отношений с федеральным центром, или не удалось избавиться от старых методов борьбы и брутальных привычек, сформировавшихся в 90-е годы, выкидывает на периферию дагестанской политической жизни.
Таким образом, мы сегодня можем наблюдать, надеемся, последнюю фазу ослабления и ухода со сцены политических лидеров, рожденных 90-ми годами. А также формирование нового поколения дагестанских лидеров.
Каким будет это поколение, и кто станет самыми яркими его представителями – пока говорить рано. Но очень хочется надеяться, что они будут свободны от влияния «призраков 90-х»…
Фарида Санджах
Региональное представительство ФЛНКА
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.