Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Каталония – Шотландия 2.0?

Противостояние с Мадридом дает Барселоне больше возможностей

Рост центробежных тенденций в Европе продолжает набирать обороты. Поражение сторонников отделения от Великобритании в Референдуме за независимость Шотландии ничуть не снизило градус кипения в других частях Старого света. Во всяком случае, каталонцы все так же уверенно требуют проведения у себя референдума. Очевидно, что обстоятельства пока не позволяют его проводить, однако сама постановка вопроса и широкая народная поддержка референдума вынуждает Мадрид считаться с каталонскими властями и перейти к переговорам, в ходе которых Барселона может существенно расширить свою автономию.

Совсем недавно отгремели события, происходившие вокруг референдума в Шотландии. После длительной информационной кампании за и против независимости региона, шотландцы предпочли стабильность и выбрали будущее в составе Соединенного Королевства.

При явке 84.59% от 4 283 392 граждан, составляющих электорат референдума, 2 001 926 (55.3%) высказались против отделения, а 1 617 989 (44.7%) – за. Примечательно, что весь 2014 год тенденция к росту сепаратистских настроений только росла.

Так, если в начале января за отделение высказывались всего 28 процентов шотландцев, то в начале июля эта цифра доросла до 41%. Но так или иначе, число сторонников сохранения целостности Великобритании неизменно преобладало над их оппонентами.

Опасная для Лондона динамика продолжала расти, однако власти проявляли поразительное спокойствие, если не брать в учет призывы проголосовать на референдуме против отсоединения. Всё изменилось в первых числах сентября, когда стали доступны новые данные по опросу населения. Тогда число сторонников отделения составило 51% опрошенных, впервые превысив количество сторонников сохранения единого государства.

Британское правительство резко отреагировало на столь пугающие цифры. Кабинет министров Соединенного Королевства пообещал Шотландии больше свободы в обмен на отказ от независимости. Министр финансов Джордж Осборн заверил, что «В ближайшие несколько дней вы увидите план действий, предоставляющий больше полномочий Шотландии».

Ранее он же заявлял о том, что в случае провозглашения независимости Шотландия будет лишена права пользоваться Фунтом стерлингов в качестве национальной валюты, что было воспринято шотландской общественностью как шантаж.

Над резиденцией главы британского парламента был поднят флаг Шотландии. А сам премьер совершил незапланированные визиты в шотландские Эдинбург и Абердин. Кэмерон гарантировал шотландцам рост финансирования, новые полномочия по контролю над здравоохранением и увеличение автономии местного парламента.

Уже после обнародования результатов референдума на своей страничке в Facebook он подтвердил свои ранее озвученные намерения, пообещав Шотландии значительное расширение полномочий.

«Именно для тех, кто в Шотландии относится весьма скептически к конституционным обещаниям, дайте мне возможность заявить следующее: главная цель поставлена перед действующим на сегодня правительством, а примет ее уже следующий парламент», – передает слова главы британского правительства новостное издание Lenta.ru.

В очереди на отделение в благополучной Европе стоит другой регион, уже на юге Старого света – Каталония. История этого испанского региона имеет много сходств с Шотландией. Длительное время оба региона испытывали большое культурное, языковое и политическое влияние со стороны большого соседа, а потом и вовсе были включены в их состав. Долгое время вопрос самоопределения властей был снят с повестки и актуализировался лишь в конце 20 века.

Однако, в 21 веке, когда регионы в полной мере решили вопрос актуализации отделения от метрополии, сходства между ними заканчиваются. Так, если британское правительство разрешило Шотландии самостоятельно провести независимое голосование, то согласно испанскому законодательству, подобный вопрос не может решаться на уровне самого региона и должен решаться на общегосударственном уровне.

Статья 92 Конституции Испании:

1. Особо важные политические решения могут быть вынесены на всенародный консультативный референдум.
2. Референдум назначается Королем по предложению председателя Правительства, предварительно одобренному Конгрессом депутатов.
3. Органический закон определяет условия и порядок проведения различных видов референдума, предусматриваемых настоящей Конституцией.

Из изложенного следует, что вопрос предоставления независимости Каталонии должен быть рассмотрен на уровне всенародного референдума всего Королевства, а не только в самой области Каталония. К тому же, вопрос проведения референдума должен быть поднят Правительством, получить одобрение Генеральных кортесов, и затем в случае одобрения монархом вступает в силу.

Пренебрегая этой длительной процедурой, 26 сентября официальный печатный орган правительства Каталонии опубликовал декрет о назначении членов избирательной комиссии для проведения референдума. Вслед за этим Правительство Испании заявило, что этот декрет нарушает решение Конституционного Суда Королевства, и оно оспорит его законность в судебном порядке.

Как и следовало ожидать, 29 сентября Конституционный суд Испании признал незаконным референдум о независимости Каталонии, что автоматически означает приостановку действия указа властей автономии о проведении референдума в Каталонии 9 ноября и закона об опросах.

Правительство автономии заявило, что подчинится этому решению, чтобы действовать в рамках закона, но представило в высший конституционный орган аргументы в защиту своей позиции. Однако через несколько дней было принято решение о назначении членов избирательной комиссии для подготовки опроса 9 ноября, что означает отказ от соблюдения решения Конституционного суда Испании.

 

 

Это намерение подтвердил также Глава Каталонии Артур Мас и представители четырех парламентских групп, поддерживающих независимость от Испании, которые намерены провести референдум 9 ноября, несмотря на решение Конституционного суда.

Теперь остается неясным, будет ли Каталония подчиняться органам власти Испании. В случае отказа от подчинения юридически можно будет говорить уже о восстании. В то же время, немаловажным фактором является то, что Мадрид держит под контролем силовые структуры в Каталонии, о чем свидетельствует недавний разгон демонстрантов перед зданием представительства испанского правительства в Каталонии. Ранее более 100 человек установили там палатки, протестуя против решения Конституционного суда (КС) о приостановке действия указа о проведении 9 ноября опроса населения о суверенитете Каталонии.
Теперь неясно, как дальше будут развиваться события. В условиях, когда Испания сохраняет контроль над силовыми структурами в регионе, автономным властям вряд ли удастся реализовать план проведения референдума 9 ноября.

Однако, тем не менее, на днях премьер-министр Испании Мариано Рахой опубликовал в прессе открытое письмо на испанском и каталанском языках, где выразил готовность «наводить мосты» для диалога с руководством региона и предоставить Каталонии ещё большие автономные права.

Безусловно, это был призыв к началу диалога между властями королевства и автономного сообщества. У обеих сторон на руках имеются козыри. У властей Испании – позиция международного сообщества, силовые ресурсы и верховенство испанского законодательства. Однако, аргумент Каталонии также неслаб – большая часть населения выступает за отделение от Испании. Если в Шотландии лоялисты одержали победу с незначительным перевесом, то в Каталонии подобного деления общества нет.

Таким образом, ситуация такова, что стороны вынуждены прийти к согласию друг с другом. Велика вероятность того, что Испанское правительство пойдёт на переговоры с каталонскими властями и стороны придут к консенсусу. Таким образом, можно ожидать, что Каталония останется в составе Королевства, однако на более широких правах.

Скорее всего, речь будет идти о приобретении Парламентом Каталонии больших прав распоряжаться бюджетом и налоговыми сборами. Безусловно, если такое решение и не удовлетворит каталонцев полностью, то все же будет для них относительно неплохим решением, так как одним из основных аргументов сторонников отделения является тот факт, что Каталония не может самостоятельно распоряжаться своим экономическим потенциалом.

Очевидно, чем дольше продержатся на своей позиции каталонские власти, тем больше прав регион сможет получить от испанского правительства. Нетрудно догадаться, что если бы из-за запрета испанского законодательства, парламент автономного сообщества так и не принял решения о проведении референдума, то премьер-министр Испании не выступил бы с предложением расширить автономию Каталонии.

В этой связи уместно вспомнить поговорку «молчаливое дитя остается некормленым». Вступив в конфронтацию с испанскими властями, каталонцы, по крайней мере, создали предмет дискуссии и теперь сторонам есть что обсуждать. Ранее же этот вопрос вовсе не стоял на повестке.

Каталонский пример показывает, что для защиты национальных интересов представляется не лишенным смысла ненасильственное противостояние с вышестоящим уровнем власти, чтобы тем самым вынудить его обратить серьезное внимание на имеющиеся проблемы.

Магомед Абдуллаев

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Королева, сохрани Британию!

Каталонии запретили проводить референдум о независимости

Шон Коннери поддерживает выход Шотландии из состава Великобритании

Шотландия может стать независимым государством в 2016 году

Каталония провозгласила себя суверенным субъектом

Комментарии (2)
Комментарий #2, дата: 16 октябрь 2014 07:28
Даже в такой обеспеченной демократической и свободной стране как Великобритания, люди стремятся к независимости нации.

Комментарий #1, дата: 16 октябрь 2014 01:23

Каталония - вперед к независимости!!! Никаких сомнений - только вперед!




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия