Государственный или родной?
Как реформы в сфере образования отразятся на самочувствии российских языков
09 11 2014, 22:34
Просмотров: 13 281
Комментарии: 0
Раздел: Актуальное / Главная лента / Рубрика - Главные новостиВ пятницу в Госдуме прошел «круглый стол» на тему «Этнокультурное развитие русского народа как фактор гармонизации межнациональных отношений», на котором вновь поднимался вопрос о придании русскому языку статуса родного языка с целью повышения роли русского языка, его более глубокого изучения и популяризации.
Однако на данный вопрос имеются разные точки зрения. Большая часть экспертов считает, что русский в качестве родного позволит снять противоречия и укрепить положение русского языка в республиках РФ.
Однако другие специалисты настаивают на том, что русскому языку в России ничего не может угрожать, он и так доминирует на всей территории страны, а придание ему дополнительного статуса приведет к тому, что утрата российскими народами своих родных языков лишь ускорится.
Депутат Михаил Старшиновследующим образом высказался по этой проблеме: «Люди задают законный вопрос: почему у всех национальностей нашей страны есть родной язык, и они изучают его в школе, а у русского нет. Ведь государственный язык в РФ — один для всех, а родной язык для каждого — свой».
Еще ранее эту тему поднимал глава думского комитета по делам национальностей Гаджимет Сафаралиев на летнем заседании Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям:
«…очень трудно бывает объяснять родителям и детям, когда одни дети выбирают родной язык, а другим говорят, что такого родного языка, как русский, нет. И в этом плане, я думаю, законодательно можно было бы исправить, это несложно, и придать русскому языку статус родного языка. Это повысило бы заодно и интерес к другим родным языкам также».
Каким образом, в результате таких изменений повысится интерес к другим родным языкам, Гаджимет Сафаралиев не уточнил. Сложно представить, что число желающих изучить родной нерусский язык вырастет, если появится альтернатива в качестве родного выбрать русский язык.
Но при этом уточнил, что из двух регионов – Татарстана и Северной Осетии получены отрицательные отзывы о праве выбора родного языка.
Гаджимет Сафаралиев
Для того, что бы разобраться в этом вопросе, обратимся к российскому законодательству.В статье 9 Закона РФ «О языках народов Российской Федерации» указывается, что «Граждане Российской Федерации имеют право свободного выбора языка образования в соответствии с законодательством об образовании».
Но вот статья 14 этого же закона уточняет данное положение: «В Российской Федерации гарантируется получение образования на государственном языке Российской Федерации, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования». То есть для остальных языков ничего не гарантируется. И мы это наблюдаем в реальной жизни, когда за пределами республик школы и даже отдельные классы, функционирующие на языках народов России (кроме русского), почти полностью отсутствуют.
Но дело в том, что не изучается и родной язык и литература в качестве отдельного предмета, так как и это не обязательно и всегда можно сослаться на то, что возможности, предоставляемые системой образования, этого не позволяют.
Мы много знаем примеров, чтобы лезгинский язык изучался в российской общеобразовательной школе за пределами Дагестана? Конечно, лезгины сами пассивны в этом вопросе, однако, если государство по-настоящему поддерживало бы родные языки народов РФ, то таких примеров было бы достаточно.
И это, разумеется, касается не только лезгинского языка, но и других языков. Теперь же в случае принятия изменений лезгинский язык будет заменяться русским в Махачкале, Дербенте и других городах и районах Дагестана.
На самом деле, укрепление роли русского языка в России происходит в рамках действующего законодательства. В том же Дагестане доля владеющих русским языком с 2002 по 2010 год выросла при имеющемся сокращении удельного веса и абсолютной численности русского населения, а доля владеющих языками народов Дагестана – сократилась при росте численности этих народов. То же самое происходит в других республиках, в некоторых из которых растет и численность, и удельный вес русских.
По правде говоря, сложно понять, если все обучение ведется на русском языке и его изучение является обязательным на всей территории страны, зачем дополнительно вводить изучение русского как родного?
Достаточно того, чтобы осуществлялся контроль за выполнением законов, среди которых есть и такое «одностороннее» положение: «Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации не должны осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации» (уже упомянутая статья 14 Закона РФ «О языках народов Российской Федерации»).
Зато нигде не указывается, что преподавание и изучение русского языка не должно наносить ущерб государственным языкам республик и, шире, языкам народов РФ. Согласно этой же статье «может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации», то есть и оно не является обязательным, несмотря на оглашенный государственный статус этих языков(в некоторых республиках государственные языки, как и русский язык, изучаются в общеобразовательных школах в обязательном порядке, в большинстве – нет).
Поэтому ущерб языкам народов РФ (включая государственные языки республик РФ) из-за неравноправного статуса наносится и он ощутим: владение этими языками и в количественных и качественных показателях лишь снижается, растет число монолингвов из числа представителей нерусских народов России, владеющих только русским языком и не знающих язык своей национальности.
Для того, чтобы качество владения русским языком улучшилось нужно не вводить нормы, ухудшающие положение остальных языков, а реформировать систему образования. В этом случае положительные тенденции затронут не только русский язык, но и все остальные предметы, которые изучаются в рамках школьного образования. Если язык изучается как государственный (это касается и русского языка и республиканских языков), то его не нужно дублировать как родной.
Имеющаяся степень деградации знаний русского языка у абитуриентов показывает, что ситуация с другими российскими языками обстоит гораздо хуже, а дополнительные реформы с выбором родного языка их «добьют» окончательно. Но, к сожалению, на федеральном уровне данная проблема игнорируется, что лишь закладывает новую почву для межнационального противостояния.
Иера Рамазанова
Корреспондентский корпус ФЛНКА
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.