Ярые игры в патриотизм
Защищая русский язык, депутаты забыли об остальных языках народов России
01 02 2015, 18:57
Просмотров: 9 824
Комментарии: 0
Раздел: Актуальное / Главная лента / Рубрика - Главные новостиНа последнем заседании Патриотической платформы партии «Единой России» на тему «Единая страна – единое образовательное пространство» был поднят вопрос об образовательных стандартах, касающийся изучения русского языка в общеобразовательных школах. Однако существующей проблеме обеспечения качественного преподавания русского языка был придан чрезмерный политический окрас координатором Патриотической платформы Ириной Яровой и другими выступавшими. К сожалению, звучали и абсурдные заявления, которые носили популистский характер и не имели ничего общего с действительностью.
Падение качества образования, в особенности уровня владения
литературным русским языком уже давно вызывает озабоченность на всех уровнях
власти и у широкой общественности.
Председатель комитета Госдумы по безопасности и
противодействию коррупции Ирина Яровая в
своем выступлении привела цифры, согласно которым в российской школе
русский язык изучается в объеме 866 часов, а иностранные — 939 часов. По ее
мнению это является причиной имеющихся негативных тенденций. Серьезную
озабоченность у нее вызвали планы ввести обязательную сдачу ЕГЭ по иностранному
языку и второй обязательный иностранный язык в школе.
Такой подход Министерства образования ей представился как
угроза национальной безопасности страны и идентичности ее граждан. Такие
однозначные выводы без серьезного исследования не могут не вызывать подозрений.
В конце концов, при рассмотрении данного вопроса надо учитывать все имеющиеся
условия и факторы.
В частности, в последние годы все больше детей мигрантов
поступает учиться в российские школы. Конечно же, их уровень владения русским
языком не может не повлиять на общероссийские показатели. Но об этом не было
сказано ни слова.
Еще один момент – уровень подготовки по другим предметам
школьного цикла. Специалисты и эксперты
свидетельствуют что, главная причина снижения качества образования
кроется в неэффективной методике преподавания в общеобразовательной школе. И
этот фактор касается не только русского языка.
Третий момент связан с тем, что дети в школу уже приходят со
знанием разговорного русского языка, а многие умеют читать на русском и даже
писать. Причем это касается не только русского населения, но и большинства
детей других российских национальностей, даже в республиках. Разумеется, для
изучения иностранного языка требуется гораздо больше времени, так как его
школьники в большинстве случаев начинают осваивать с нуля.
Кроме того, нашлось много недовольных такими заявлениями Ирины
Яровой из числа педагогов иностранных языков. Некоторые из них стали
самостоятельно подсчитывать часы, выделенные на русский и иностранный языки. В
частности, на сайте «Учительской газеты» привели цифры, которые говорят, что на
изучение русского языка (без русской литературы) дается больше времени.
Да и вообще, зачем противопоставлять русский и иностранные
языки, знание которых является насущной необходимостью для жителей нашей
страны?
Но Ирина Яровая именно этим и занимается, задавая
риторический вопрос: «А зачем мы тогда тестируем мигрантов на знание русского
языка – иностранный язык они уже знают?». Как будто в российских школах изучается
в качестве иностранных не западноевропейские, а таджикский, узбекский и другие
родные языки основной массы трудовых мигрантов.
Еще более провокационным является ее вопрос: «Какую
идентичность мы хотим сохранить?». У нас разве иностранные языки вытесняют
русский язык? Или мы возвращаемся в дореволюционные реалии, когда часть
населения (из высших сословий) предпочитала французский язык русскому?
Но искусственно раздуваемые антагонизм и мнимые угрозы
русскому языку со стороны иностранных заслоняют другую проблему, уже реальную –
положение родных языков народов России, которым не нашлось места и в системе
ЕГЭ. Вот об этом забыли и Яровая, и остальные участники заседания.
Поднимая вопрос о придании русскому языку помимо государственного
еще и статуса родного языка, член комитета Госдумы по обороне Виктор Водолацкий
апеллировал к событиям, происходящим «в Новороссии, когда за право иметь
русский язык как родной люди это право защищают с оружием в руках, а мы здесь
на уровне законодательном в течение года не можем согласовать эту поправку в
закон».
На самом деле Виктор Водолацкий сказал нелепость, так как на
востоке Украины жители требовали придания русскому языку статуса
государственного или официального. Зато эта же проблема касается
государственных языков республик и других российских языков, не имеющих такого
статуса, так как ни один из них как полноценный официальный язык нигде в России
не функционирует.
Откровенно популистским было сообщение известного музыканта Юрии Лозы на
фейсбуке, которое разместили на сайте «Эха Москвы» в Санкт-Петербурге,
выступившего в поддержку Ирины Яровой:
«Разве это правильно, что народ родной язык стал забывать, а
мы тратим столько времени на бесполезную зубрёжку чужого? Иностранный язык
нельзя выучить без постоянной разговорной практики, а русский, живя в России,
мы используем каждый день и час. Но наш язык напрямую завязан на нашу культуру,
историю и традиции, а иностранный заточен на чужую ментальность. Так почему бы
нашим детям не уделить больше внимания собственным корням?»
Первое, что приходит в голову после прочтения этого пассажа:
как можно забыть язык, на котором в России общаются все? Почему Юрий Лоза
решил, что родной язык у жителей России это только русский язык и почему
культура, история и традиции народов России связаны только с ним? Или он
считает, что кроме русских в России никто не живет?
С последним его призывом можно согласиться, если вырвать его из контекста – наверно стоит больше внимания уделить собственным корням. Но этот призыв должен касаться в первую очередь не русского языка, а других российских языков, которые действительно в отличие от русского языка стремительно забывают их носители. И не в последнюю очередь в этом роль играет российская система образования.
Иера Рамазанова
Корреспондентский корпус ФЛНКА
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.
Возможно Вам будут интересны:
Русский акцент национальных языков
В Дагестан позовут работать 50 учителей русского языка
Население Восточной Финляндии требует ввести в школах изучение русского языка вместо шведского
В Сулейман-Стальском районе принимаются меры по повышению качества изучения родного языка в школах