Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Ярые игры в патриотизм

Защищая русский язык, депутаты забыли об остальных языках народов России

 

На последнем заседании Патриотической платформы партии «Единой России» на тему «Единая страна – единое образовательное пространство» был поднят вопрос об образовательных стандартах, касающийся изучения русского языка в общеобразовательных школах. Однако существующей проблеме обеспечения качественного преподавания русского языка был придан чрезмерный политический окрас координатором Патриотической платформы Ириной Яровой и другими выступавшими. К сожалению, звучали и абсурдные заявления, которые носили популистский характер и не имели ничего общего с действительностью.

Падение качества образования, в особенности уровня владения литературным русским языком уже давно вызывает озабоченность на всех уровнях власти и у широкой общественности.

Председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая в  своем выступлении привела цифры, согласно которым в российской школе русский язык изучается в объеме 866 часов, а иностранные — 939 часов. По ее мнению это является причиной имеющихся негативных тенденций. Серьезную озабоченность у нее вызвали планы ввести обязательную сдачу ЕГЭ по иностранному языку и второй обязательный иностранный язык в школе.

Такой подход Министерства образования ей представился как угроза национальной безопасности страны и идентичности ее граждан. Такие однозначные выводы без серьезного исследования не могут не вызывать подозрений. В конце концов, при рассмотрении данного вопроса надо учитывать все имеющиеся условия и факторы. 

В частности, в последние годы все больше детей мигрантов поступает учиться в российские школы. Конечно же, их уровень владения русским языком не может не повлиять на общероссийские показатели. Но об этом не было сказано ни слова. 

Еще один момент – уровень подготовки по другим предметам школьного цикла. Специалисты и эксперты  свидетельствуют что, главная причина снижения качества образования кроется в неэффективной методике преподавания в общеобразовательной школе. И этот фактор касается не только русского языка.

Третий момент связан с тем, что дети в школу уже приходят со знанием разговорного русского языка, а многие умеют читать на русском и даже писать. Причем это касается не только русского населения, но и большинства детей других российских национальностей, даже в республиках. Разумеется, для изучения иностранного языка требуется гораздо больше времени, так как его школьники в большинстве случаев начинают осваивать с нуля.

Кроме того, нашлось много недовольных такими заявлениями Ирины Яровой из числа педагогов иностранных языков. Некоторые из них стали самостоятельно подсчитывать часы, выделенные на русский и иностранный языки. В частности, на сайте «Учительской газеты» привели цифры, которые говорят, что на изучение русского языка (без русской литературы) дается больше времени.

Да и вообще, зачем противопоставлять русский и иностранные языки, знание которых является насущной необходимостью для жителей нашей страны?

Но Ирина Яровая именно этим и занимается, задавая риторический вопрос: «А зачем мы тогда тестируем мигрантов на знание русского языка – иностранный язык они уже знают?». Как будто в российских школах изучается в качестве иностранных не западноевропейские, а таджикский, узбекский и другие родные языки основной массы трудовых мигрантов. 

Еще более провокационным является ее вопрос: «Какую идентичность мы хотим сохранить?». У нас разве иностранные языки вытесняют русский язык? Или мы возвращаемся в дореволюционные реалии, когда часть населения (из высших сословий) предпочитала французский язык русскому?

Но искусственно раздуваемые антагонизм и мнимые угрозы русскому языку со стороны иностранных заслоняют другую проблему, уже реальную – положение родных языков народов России, которым не нашлось места и в системе ЕГЭ. Вот об этом забыли и Яровая, и остальные участники заседания. 

Поднимая вопрос о придании русскому языку помимо государственного еще и статуса родного языка, член комитета Госдумы по обороне Виктор Водолацкий апеллировал к событиям, происходящим «в Новороссии, когда за право иметь русский язык как родной люди это право защищают с оружием в руках, а мы здесь на уровне законодательном в течение года не можем согласовать эту поправку в закон».

На самом деле Виктор Водолацкий сказал нелепость, так как на востоке Украины жители требовали придания русскому языку статуса государственного или официального. Зато эта же проблема касается государственных языков республик и других российских языков, не имеющих такого статуса, так как ни один из них как полноценный официальный язык нигде в России не функционирует.

Откровенно популистским было сообщение известного музыканта Юрии Лозы на фейсбуке, которое разместили на сайте «Эха Москвы» в Санкт-Петербурге, выступившего в поддержку Ирины Яровой:

«Разве это правильно, что народ родной язык стал забывать, а мы тратим столько времени на бесполезную зубрёжку чужого? Иностранный язык нельзя выучить без постоянной разговорной практики, а русский, живя в России, мы используем каждый день и час. Но наш язык напрямую завязан на нашу культуру, историю и традиции, а иностранный заточен на чужую ментальность. Так почему бы нашим детям не уделить больше внимания собственным корням?»

Первое, что приходит в голову после прочтения этого пассажа: как можно забыть язык, на котором в России общаются все? Почему Юрий Лоза решил, что родной язык у жителей России это только русский язык и почему культура, история и традиции народов России связаны только с ним? Или он считает, что кроме русских в России никто не живет? 

С последним его призывом можно согласиться, если вырвать его из контекста – наверно стоит больше внимания уделить собственным корням. Но этот призыв должен касаться в первую очередь не русского языка, а других российских языков, которые действительно в отличие от русского языка стремительно забывают их носители. И не в последнюю очередь в этом роль играет российская система образования.

Иера Рамазанова

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Русский акцент национальных языков

Государственный или родной?

В Дагестан позовут работать 50 учителей русского языка

Население Восточной Финляндии требует ввести в школах изучение русского языка вместо шведского

В Сулейман-Стальском районе принимаются меры по повышению качества изучения родного языка в школах

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2020 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия