Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Огонь по хуситам в Йемене

О противостоянии между Саудовской Аравией и Ираном на Аравийском полуострове

Уже прошла неделя с начала военной операции коалиции арабских государств во главе с Саудовской Аравией на территории соседнего Йемена. В ночь на 26 марта началась атака саудовской авиации по позициями хуситов в этой стране. Согласно официальной позиции Королевства, цель операции заключается в защите законного правительства Йемена, свергнутого хуситскими повстанцами.

Были нанесены авиаудары по аэродрому, правительственным учреждениям и жилым кварталам Саны. Акцию Саудовской Аравии в Йемене поддержали Лига арабских государств (ЛАГ) и страны Совета сотрудничества государств Персидского залива. В боевой операции по защите официальной власти Йемена принимают участие войска еще девяти стран, в том числе Кувейта, Бахрейна, ОАЭ и Катара, Египта, Иордании, Марокко, Судана и Пакистана.

Племенное движение хуситов, поддерживаемое Ираном в сфере финансов и вооружений, захватили столицу Йемена, город Сана, вынудив президента Абду Раббу Мансур Хади вместе с дипмиссиями арабских государств покинуть страну.

Международная реакция на происходящие события оказалась неоднозначной. США вполне ожидаемо поддержали своего главного союзника в регионе – Королевство Саудовская Аравия и признали легитимность изгнанного йеменского главы государства.

Напротив, глава дипломатии ЕС Федерика Могерини не одобрила военную операцию, которую проводит коалиция во главе с Эр-Риядом. «Резкое ухудшение и без того хрупкой ситуации в Йемене создает риск серьезных последствий для региона.  Я убеждена, что военные действия не являются решением» - заявила политик.

В свою очередь министр иностранных дел России Сергей Лавров назвал поддержку бежавшего президента Йемена Абд Раббу Мансура Хади со стороны Соединённых Штатов проявлением двойных стандартов. Глава МИД РФ оценил ситуацию через призму событий годовалой давности в Украине, тогда США не оказал поддержку свергнутому президенту Украины Виктору Януковичу.

Саудовская Аравия длительное время не вмешивалась в события, идущие в охваченной гражданской войной соседней арабской стране. Однако, после захвата шиитским движением стратегических городов – главного порта Аден и столицы Сана, Эр-Рияд предпринял решительные меры. Тому имеется несколько причин.

Безусловно, являясь ведущей страной Аравийского полуострова и претендуя на лидерство в Ближнем Востоке, Саудовская Аравия не может не отслеживать общественно-политические процессы в регионе. Поддержка суннитских правительств и противодействие шиитским силам как в Аравии так и во всем Ближнем Востоке является одним из основных внешнеполитических направлений королевства.

Напомним, во время массовых протестов в Бахрейне, начавшихся в феврале 2011 года, на остров были введены саудовские войска. Тогда тысячи бахрейнцев, представленных в основном местными шиитами, проводили акции протеста против суннитского правительства. Во избежание свержения суннитского правительства в страну вошли 1000 военнослужащих из Саудовской Аравии и 500 полицейских из ОАЭ.

Безусловно, в Йемене преследуются те же цели – хуситы представляют из себя военизированную группировку шиитов-зейдитов и свержение ими суннитского правительства неприемлемо для стран Залива. Однако, помимо религиозно-политического аспекта существуют и экономические факторы.

Необходимо учитывать, что экспортные поставки нефти из Персидского залива в страны Европы проходят мимо йеменских берегов. Танкеры следуют по кратчайшему пути, ведущему по маршруту Персидский залив – Аравийское море – Аденский залив – Красное море – Суэцкий канал – Средиземное море. Узкий пролив Баб-эль-Мандеб, соединяющий Аденский залив с Красным морем, является в данном случае зоной риска для стабильных поставок углеводородов.

Маршрут и так подвержен определенным рискам вследствие активности сомалийских пиратов. Йеменские же повстанцы географически гораздо ближе них к жизненно важным для стран Залива путям сырьевых поставок, что создает немалые риски для последних. К тому же этим рычагом может воспользоваться Иран, через поддерживаемых ими повстанцев.

 Карта активности сомалийских пиратов

Помимо этого, подавляя хуситское движение, Саудовская Аравия решает и вопрос своей внутренней безопасности. Если большая часть границы между КСА и Йеменом проходит по пустыне и представляет для себя совершенно непривлекательную для вторжения территорию, то на западной части граница проходит по территории, где имеются и инфраструктура и многолюдные города, к тому же населенные шиитами-исмаиллитами.

Этот фактор потенциально может создать дополнительные проблемы королевству. В случае успеха хуситов, лояльность подданных королевства из числа упомянутых шиитов может снизиться. В свою очередь хуситы могут воспользоваться этим и проникнуть на территорию КСА. К тому же, такой прецедент уже имелся в прошлом. Так, в ноябре 2009 года хуситские боевики совершили вооруженное нападение на саудовских пограничников, захватило часть территории королевства – деревню Джебель-Дукхан.

В то же время, как указывает американское частное разведывательное агентство Stratfor, существуют факторы, из-за которых хуситы не могут себе позволить войти в открытую вражду с саудитами. Среди указанных факторов агентство указывает нужду в финансовой поддержке. Так или иначе, любые силы в Йемене, хуситы это или другие группировки, претендующие на власть в стране, должны думать о том, что не смогут поддерживать жизнеспособность страны без помощи извне.

Без долгосрочной финансовой поддержки Йемен не сможет обеспечить население питьевой водой, что выльется в гуманитарную катастрофу, что вынуждает любой режим, осуществляющий власть в Йемене, поддерживать определенный уровень взаимоотношений с Саудовской Аравией.

Суждение американского агентства поддерживается и данными йеменской газеты Yemen Times. Йемен не имеет финансовых средств для развития и поддержки системы опреснения соленой воды. 90% производимой пресной воды используется для нужд малых фермерских хозяйств, в то время как аграрный сектор в целом дает только 6% ВВП страны. В 1990 году объем использования воды в Йемене составлял 2,799 мил. куб. м. в год, в 2010 году эта цифра достигла  3,970 млн. куб.м. 

Согласно докладу Qahtan Yehya Al-Asbahi, возобновляемые водные ресурсы Йемена составляют объем до двух с половиной миллион кубических метров. По данным агентства Yemen water, Йемен входит в пятерку стран мира с самыми скудными запасами воды.

Город Таиз в Йемене В столице Сане жители, как правило, получают государственную воду один раз в девять дней, в то время как в Таизе (йеменский город с населением свыше 600 тыс.чел.) они получают его через каждые 45 дней. Некоторые жители и вовсе ничего не получают и вынуждены покупать воду в скважинах, находящихся за городской чертой. Бывают случаи, когда сельским жителям приходится идти в другую деревню, чтобы принести несколько десятков литров воды из расположенных далеко от их домов скважин.

Вернёмся к Stratfor. В своем материале издание далее указывает, что сфокусировавшись на Аль-Каиде, Арабской весне и влиянии ИГ на Аравийском полуострове, Саудовская Аравия упустила развитие процессов в Йемене. Также издание указывает, что нельзя сказать, что СА совсем не оказывало внимания на события в Йемене, но она не ожидала, что Иран при помощи движения, которое к тому же исповедует другое течение шиизма, теологически близкое к суннизму, мог получить на южных границах королевства почву.

В то время как хуситы должны искать все больше помощи у Ирана, они знают, что Тегеран не может в полной мере заменить им Саудовскую Аравию. К тому же, от Ирана до Йемена 1950 километров, а Саудовская Аравия по ту сторону государственной границы. К тому же, если хуситы заинтересованы в международном признании, то кооперация с Ираном вряд ли им это даст, в отличие от взаимодействия с Саудовской Аравией.

Выбор силового решения хуситской проблемы был принят, потому что она не столь сложна для Эр-Рияда, чтобы пускать в ход дипломатические рычаги урегулирования ситуации.

О предыстории движения хуситов, о котором мало кто в мире прежде знал, предоставляет интересные сведения американское издание Foreign Affairs:

«…на улицах Саны бойцы скандируют «Смерть Америке, смерть Израилю, проклятия в адрес евреев и победа ислама». Ирония этого слогана заключается в том, что на ранних этапах своего движения, хуситы получали поддержку от Израиля на десятилетия раньше иранской поддержки. После свержения последнего имама Йемена Мухаммада аль-Бадра в 1962 году, он вел борьбу с новыми республиканскими властями в горах на севере страны против египетских солдат численностью 70 000 человек, прибывших поддержать республику. Бадр испытывал проблему с вооружением и снабжением в целом. Помощь пришла откуда не ждали. Ночью, во время собрания лидеров северных племен, среди которых был и шейх Хасан аль-Хуси, израильские ВВС сбросили с парашютами амуницию, медицинские и денежные средства. В общей сложности израильтяне совершили 14 подобных вылетов. Интерес Израиля заключался в том, чтобы поддержать воюющих с египетскими войсками йеменских монархистов».

Карта сфер влияния между группировками в Йемене

Очевидно, что нынешняя военная операция в Йемене является отдельным театром боевых действий в ходе длительного противостояния между шиитским Ираном и суннитской Саудовской Аравией. На протяжении долгих лет противостояние между двумя региональными державами проявляется во внутренних конфликтах третьих стран, где имеются разногласия между суннитами и шиитами – в Сирии, Ливане, Ираке, Бахрейне, Йемене.

Примечательно, что исторически Ближний Восток сотрясало противостояние между Османской и Персидской империями – двумя наиболее могущественными силами, претендовавшими на лидерство в регионе. После потери Турцией своих ближневосточных владений, она потеряла стратегический интерес к делам в регионе в целом, оставаясь при этом сильным игроком.

Конфликты Саудовской Аравии и Ирана в других странах

Теперь ситуацию в регионе формируют те, кто сохранил здесь свои стратегические интересы и способны их отстаивать разными средствами. Также можно предположить, что в нынешней ситуации Саудовская Аравия переняла у Османского халифата роль защитника позиций суннизма, а роль отстаивающего шиитские позиции вместе с персидской государственностью перешла по наследству Исламской Республике Иран.

Очевидно, ни одна из сторон не уступит другой добровольно. А учитывая, что богатые углеводородные ресурсы делают и КСА и ИРИ могущественными игроками с большим запасом прочности, противостояние может даже ужесточиться. Вероятно, мир может наступить в случае, если стороны разделят регион на свои сферы влияния и перестанут предпринимать попытки расширения своего присутствия в чужой сфере. Однако любое проявление дисбаланса между силами - что вполне ожидаемо в таком нестабильном регионе как Ближний Восток - является искушением нарушить договоренности.

Ильяс Букаров

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Российское генконсульство пострадало при бомбежках Йемена

Арабские страны договорились о создании единых ВС

Лавров сравнил реакцию США на бегство глав Украины и Йемена

Саудовская Аравия и союзники начали военную операцию в Йемене

Число погибших при терактах в Йемене возросло до 137

Комментарии (2)
Комментарий #2, дата: 07 апрель 2015 22:02

Цитата: пириви
Да поможет Аллах нашим братьям СУННИТАМ!!!Еретики-рафидиты обнаглели вконец причем не только на ближнем востоке но и поближе(((

 

Вместо того, чтобы все возлагать на Аллаха, сами бы помогли братьям-сунитам.


Комментарий #1, дата: 02 апрель 2015 18:37

Да поможет Аллах нашим братьям СУННИТАМ!!!Еретики-рафидиты обнаглели вконец причем не только на ближнем востоке но и поближе(((




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия