Рыба, как известно, гниет с головы
Инцидент, связанный с убийством туристов из Москвы и Подмосковья 18 февраля в Кабардино-Балкарии, побудил члена Национального антитеррористического комитета (НАК), главу Кавказской комиссии и первого вице-спикера Совета Федерации РФ Александра Порфирьевича Торшина озвучить своё мнение на тему борьбы с терроризмом. «Как член НАК, посвящённый во все эти дела, в том числе экономическую ситуацию, выскажу вещь непопулярную и адресованную, прежде всего, руководителям северокавказских субъектов, где происходят регулярные теракты. Если вы допускаете такое на своей территории, то надо приостанавливать финансирование из федерального центра и повременить с выделением дотаций до тех пор, пока не будет наведён порядок. Тогда и можно будет говорить о восстановлении федерального финансирования», - сказал Торшин. Однако такой подход к решению имеющейся проблемы далеко не нов, его давно предлагали националисты, включая ДПНИ. Интересно, что роднит вице-спикера Совета Федерации с организациями, которых обвиняют в экстремизме?
Просто удивительно, как проблема, от которой в первую очередь страдает население северокавказского региона была поставлена этому населению в упрёк. Чего добивается Торшин такими высказываниями? Того, чтобы жители северокавказских республик, нередко просто выживающие в сложных условиях, страдая как от бандитского разгула, так и чиновничьего беспредела окончательно разочаровались в институтах Российского государства? Если руководители республик «допускают такое», то и ответственность должны нести именно они, а не субъекты, которые им доверил возглавить Президент РФ. А если они «утратили доверие» гаранта Конституции, то при чем тут сами республики?! Глава Кавказской комиссии решил ответственность с федеральных и региональных властей взвалить на население? Может он хочет, чтобы ситуация на Кавказе развивалась по «ливийскому» сценарию? Она и так близка к тому, чтобы народное возмущение стало неуправляемой стихией. Выстраивая вертикаль власти Кремль с одной стороны, по сути, упразднил федерализм, сделав глав субъектов не избираемыми, а назначаемыми, а с другой стороны эти субъекты отдал на откуп своим главам. В итоге мы получили сверхкоррупцию в северокавказских республиках, и федеральная власть закрывает глаза на всё что творит в них власть региональная при условии соблюдении лояльности второй перед первой. Кроме того, с каких пор терроризм стал проблемой отдельных регионов, разве это не угроза общегосударственного масштаба, с которой надо бороться на федеральном уровне? Или же для повышения эффективности надо сократить и так мизерные размеры заработной платы бюджетников и пенсий? А как быть с рядовыми милиционерами, которые десятками гибнут каждый месяц на Кавказе в борьбе религиозными экстремистами? Может быть их вдов и детей тоже лишить пособий?
Самая большая проблема Северного Кавказа в том, что он до сих пор дотационный. Дотации, которые во многом разворовываются госчиновниками, отсутствие рабочих мест и социального лифта и порождают питательную среду для деятельности экстремистских сил, а Торшин своими действиями только расширяет их возможности для закрепления в регионе. Другое дело, что золотым дождём не решить многочисленные проблемы на Кавказе. Для этого надо побороть коррупцию, реанимировать и диверсифицировать экономику региона, тогда питательная база сама исчезнет. Но как раз такой путь далеко не самый «популярный», так как в этом случае надо будет в первую очередь побороть коррупцию в федеральных органах, ведь рыба, как известно, гниет с головы.
Амиль Саркаров
ФЛНКА