Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Дагестан: покинутая история. Репортаж КАВПОЛИТа из заброшенных горных сел

 

Многие достопримечательности Дагестана с их многолетней историей остаются неизвестными даже местным жителям. А некоторые, возможно, спрятаны от людских глаз намерено. Корреспондент КАВПОЛИТа прикоснулся к старине в селах-призраках Кахиб и Гоор. И побывал в древнем храме, которому «реставраторы» нанесли не меньше вреда, чем пастухи, которые разводят внутри костры, и туристы, оставляющие на стенах свои послания.  

Крутые скалы

Села Кахиб и Гоор находятся в Шамильском районе. Добираться до них из Махачкалы – примерно два с половиной часа. Асфальт заканчивается в паре километров от Кахиба.

Кстати говоря, Кахиб – это не только сам аул. Так называется территория, включающая в себя еще три села и девять хуторов. Топоним «Кахиб» происходит от грузинского слова «кахи» – горная местность.
Старым Кахибом принято называть опустевшее селение Бакдаб. Местные жители покинули его и переселились на более равнинную территорию соседней горы.
Новый Бакдаб – это узкие улочки, современные дома, каменистая почва и чистый воздух с запахом кизяка. Здесь нас встречает экскурсовод, заслуженный работник культуры Ирайганат Магомедсаидова.

 

В местной школе она преподает предмет «Культура и традиции народов Дагестана». Так что экскурсия в заброшенный Бакдаб обещает быть не только интересной, но и познавательной. Да и погода не подвела. Несмотря на конец октября, денек выдался теплый.
Старый Бакдаб находится на отвесной скале, напротив новообразованного поселения. Разделяет старый и новый Бакдаб ущелье, по дну которого течет небольшая речка.

 

 

 

Из нового села видны старинные домики из скалистого камня. Некоторые из них расположены прямо на краю обрыва. Идти до старого аула примерно 20 минут по узким тропинкам.
Переходим речку и поднимаемся к развалинам старого Бакдаба. Целых домов практически не осталось – одни стены без крыш.

 

 

Кровлю и двери имеют только несколько домов, которые жители нового Бакдаба используют для хозяйственных нужд.

Ирайганат Магомедсаидова рассказывает, что переселение началось еще в 1954 году. Люди решили переехать из-за частых оползней. Огромные камни-валуны постоянно угрожали жизни и безопасности людей. В последний раз упавший на село камень убил 12 человек сразу. В 1974 году село полностью опустело.

«Раньше село располагалось вообще в другом месте, – говорит экскурсовод и ведет нас за собой узкой тропе. – Но там оно подвергалось многочисленным набегам, разорениям и однажды было сожжено дотла».

«Люди переселились на вот эти крутые скалы, – показывает Ирайганат на старый аул. – Дома строили прямо на скалах. Башни построены в VIII-X веках. Старожилы говорят, что у этих башен есть потайные ходы».

По дороге обращаем вниманию на дикую грушу. Таких маленьких груш – 3-4 сантиметра в диаметре – на базаре не встретить.
Чуть ли не на каждом шагу встречаются и маленькие дикие сливы – желтые и красные. Своим размером они напоминают больше вишню, но очень вкусные.

Кажется, здесь все маленькое, даже скот.
Где крыша дома твоего?
Вот и старый Бакдаб. На окраине села прямо в скалу втиснуты старинные надгробия – это памятники святым.

 

 

 

Ощущение что попал в прошлое – эти развалины, языческий орнамент на некоторых камнях, заросли и орлы, которые пролетают так близко над головой.
В старом ауле две башни – одна полуразрушена. На уцелевшую башню нам удалось забраться. Отсюда открывается вид на всю долину и близлежащие села.

 

 

Дома здесь расположены в сантиметрах от обрыва, прямо над ущельем. Ирайганат рассказывает, что свадьбы в селе играли прямо на крышах домов.

«Крыши не сохранились, – говорит Ирайганат. – Когда началось переселение, государство не оказывало помощь, люди все своими силами делали. Поэтому забирали все необходимое с собой.
Посреди каждого дома стояли толстые бревна, которые служили опорой для крыш. Жители села использовали эти бревна как строительный материал. Если бы не это, то крыши простояли бы еще долгие годы.

Некоторые сельчане забирали с собой и камни с арабскими надписями и другими изображениями – чтобы сохранить на память. А один старик, когда переселился, каждый день на себе переносил камни своего дома, построил из них забор».

В старом селе есть мечеть. На ее стенах с внутренней стороны вытесаны языческие рисунки, они считались амулетами. Например, изображение лабиринта служило для того, чтобы запутать и лишить магической силы злых духов, если они попытаются проникнуть в дом.

Мы немного побродили по селу и двинулись в обратный путь. Здесь очень красиво, чувствуется какая-то особая атмосфера. Восторг вызывают даже крохотные комнатки домов, немыслимые для современного человека.

Из Бакдаба видно еще одно заброшенное село – Гоор. Расстояние между ними – минут 15 на машине. Ирайганат говорит, что в селе есть Девичья скала, оттуда девушки бросались из-за несчастной любви.

 

 

Обрывы здесь действительно очень крутые. Из-за тяжелых условий люди и переселились вниз.
В селе неплохо сохранились три башни. Но от домов, как и в Бакдабе, остались одни стены.
С каждым годом они разрушаются все больше и больше. Когда-нибудь время сотрет эти памятники старины. И увидеть своими глазами, в каких условиях жили горцы, будет уже невозможно.

 

 

Стертая старина

Во всем Шамильском районе нет газа, а в некоторых селах проблемы с водой.
«Очень тяжелая жизнь в горах у людей. Многие отсюда переселились в города. Некоторые целыми селами», – говорит, провожая нас, Ирайганат.Наш водитель оказался родом из этих мест, и на обратном пути он решил показать нам место, о существовании которого никто из нас не знал.

Мы выехали из Гоора и примерно через 30 минут водитель Магомедарип остановил машину у калитки в сад и повел нас за собой. С краю сада течет речка, через нее перекинут старинный каменный мост.
Только здесь Магомедарип нам сообщил, что направляемся мы в старинную грузинскую церковь Датуна, добраться до которой можно вверх по устью реки.

Расположен храм внутри глубокого скального каньона в ущелье Хатан-Бугеб-ккал (в переводе с аварского означает «Воскресное ущелье»). Примерно 10 минут пути по речным камням – и мы на месте.
Перед нами небольшое, четырехугольное, бескупольное здание, построенное из аккуратных блоков золотисто-бежевого песчаника – предположительно, в конце X – начале XI века. Заброшена церковь еще в XIII веке.

Крыша покрыта черепицей. Храм имеет три входа – центральный с севера, и еще два с запада и востока. Окна у церкви щелевидные. В 1920-х годах здесь можно было еще увидеть фрески на стенах.
Храм окружен скалами и как будто специально скрыт от всех. Возможно, поэтому он сохранился до сегодняшних дней.

Место здесь очень живописное. Вокруг растут кустарниковые растения, рядом журчит речка. Справа, на высоте примерно десяти метров, в скале виднеется пещера.

В 2009 году церковь начали реставрировать. Только, похоже, делают это не реставраторы.
Крыша храма покрыта черепицей кораллового цвета, а серый цемент, который использовали при реставрации, никак не вписывается в композицию желто-бежевого камня – это бросается в глаза.

Благодаря таким «реставрационным» работам церковь стала выглядеть, как относительно новое здание – лет сто, не больше. Церковь теперь, скорее, напоминает пражские домики со знаменитыми красными черепичными крышами.

Ожидания, с которыми мы пробирались к храму по мокрому илу и шатким камушкам, не оправдались. Фотографии в интернете, сделанные до реставрации, пожалуй, лучше передают старину Датунского храма.

Сама церковь сегодня находится в запустении. Школьники и невежественные туристы оставляют на стенах «послания предкам». А пастухи разводят костры и пасут скот.

 

 

 

 

Кавказская политика

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Власти Дагестана планируют начать выдачу субсидии для организации гостевых домов

Гоган

Высоко в горах Хала

Подъем в Старый Хкем

В Гунибском районе Дагестана проходит спецоперация, сообщают местные жители

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия