Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

«Кости осла выдают за человеческие…» – Муртазали Гаджиев о конфликте вокруг парка Низами

В Дербенте обострился конфликт между главой города Хизри Абакаровым и директором  Дербентского музея-заповедника Али Ибрагимовым. В связи с этим, как стало известно РИА «Дербент», в городе возможны различные провокационные акции, в соцсетях нагнетается напряженная атмосфера. О том, как на самом деле обстоит ситуация с благоустройством парка имени Низами Гянджеви, с выявленными в парке объектами культурного наследия агентству рассказал руководитель Дербентской новостроечной археологической экспедиции, доктор исторических наук, профессор Муртазали Гаджиев.

– Муртазали Серажутдинович, что Вы можете сказать о действиях администрации Дербента по благоустройству и восстановлению парка Низами?

– Администрация действует в рамках Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Их подрядчик ООО «Мосстрой», ведущий земляные работы по проекту «Комплексное благоустройство парка им. Низами Гянджеви в г. Дербенте. Этап 1: строительство фонтана», заключил договор с Дагестанским федеральным исследовательским центром РАН, по которому мы ведем археологическое наблюдение за этими работами на площади около 5000 кв. м. Наши работы, проводящиеся на основании разрешительного документа, так называемого Открытого листа, выданного Министерством культуры РФ, предусматривают визуальные наблюдения, выявление объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, проведение зачисток и небольших раскопок.

В случае обнаружения таких объектов мы останавливаем строительно-земляные работы, что уже делали трижды, уведомляем об этом уполномоченный государственный орган – Агентство по охране культурного наследия РД, с которым работаем в тесном контакте. Сейчас готовим третье уведомление.

В ходе проводимых наблюдений выявлены надмогильные саркофагообразные памятники, датируемые XI-XII вв., относящиеся к сельджукской эпохе. Они сконцентрированы в западной части строительной площадки на территории около 70 х 20 м, где работа строительной техники полностью остановлена. Там наши сотрудники производят оконтуривание, зачистки обнаруженных объектов, затем они будут наноситься на план, фотографироваться, замеряться и т.д. Возможно, под выявленными саркофагами на глубине до 2 м находятся захоронения, связанные с ними. Вопрос о раскопках этих захоронений будет решаться после того, как нам станет ясна общая картина после проводимых зачисток.

В ходе наблюдений были выявлены и не находившиеся на своем первоначальном месте, перемещенные, перевернутые саркофаги, обнаруженные в том числе в больших траншеях ранее проложенных здесь ливнево-канализационных линий. Они были перевезены и сложены около северной городской стены, близ проводимых работ. В дальнейшем они будут зачищены, помыты, изучены и, возможно, выставлены на экспозиционной площадке.

Мы проводили производственные совещания со строителями, ознакомили их с законодательством в сфере охраны памятников, обращали их внимание на необходимость его соблюдения и на те меры, которые должны быть предприняты в тех или иных ситуациях.

– Это не первый случай подобных работ в Дербенте, когда при строительстве обнаруживаются археологические объекты.

– Да. Как Вы, очевидно, знаете, при строительстве ливневой системы на улице Мамедбекова в 2013 году были выявлены объекты культурного наследия. Работы тогда были нами остановлены, проведены масштабные раскопки, занявшие несколько месяцев, выявлен и изучен уникальный мусульманский культово-ритуальный комплекс VIII – начала XIII века, связанный с системой водоснабжения, с культовыми эпиграфическими памятниками. Нами тогда были приняты жесткие меры по сохранению этого объекта. Здесь был установлен временный пирамидальный навес из плексигласа. Сейчас администрация города, как мне известно, разрабатывает план музеефикации этого объекта, с использованием покрытия из триплекса.

Другой случай – раскопки на месте строительства административного здания в погранчасти в городе в 2014 года, где также были обнаружены весьма интересные объекты, выявлен ранее неизвестный некрополь Дербентского гарнизона 1722-1735 годов. Как Вы знаете, обнаруженные тогда погребения военнослужащих после их изучения антропологами были торжественно, с соблюдением ритуала, преданы земле на воинском кладбище Дербента.

– Кстати, фонтан в планах по благоустройству парка появился не сразу.

– Да, в первоначальном проекте благоустройства территориипарка Низами Гянджеви, разработанном архитектурным бюро Тимура Башкаева, не было фонтана. Но Сбербанк России сделал недавно такой подарок городу и первоначальный проект был пересмотрен с учетом строительства фонтана. Вся электроника, коммуникации его будут располагаться под собственно фонтаном и как раз в соответствии с этим и были предусмотрены определенные земляные работы на участке, где мы ведем сейчас наблюдения.
– Имеются ли там культурные слои?

– Культурных слоев там нет. Данная территория располагалась за пределами жилой части города (шахристана), к северу от стены. Судя по гравюре Адама Олеария, вся эта огромная территория, очевидно, тянулась вдоль северной городской стены почти до моря и представляла собой огромный городской некрополь, от которого в настоящее время сохранился небольшой участок – почитаемое кладбище Кырхляр. И все нынешние жилые и нежилые строения города, коммуникации, расположенные за северной городской стеной, по сути, возведены на территории этого средневекового кладбища.

В 2014 году, когда рыли котлован под спортивный комплекс на территории парка Низами (согласно соглашению между властями РД и АР, от которого затем отказались – РИА «Дербент») был обнаружен могильник, поставленный на учет как выявленный объект – «Мусульманский могильник X-XV вв.». Тогда совместными усилиями это строительство было остановлено. Его границы, площадь не известны, не определены. Те надмогильные памятники, которые сейчас зафиксированы нами, очевидно, являются частью этого обширного некрополя, хотя между этими двумя участками и есть территория, на которой не обнаружены надмогильные памятники.

– Но в настоящее время в соцсетях распространяют информацию о том, что на территории парка разрушаются древние погребения…

– Это неправда. Ни одного разрушенного погребения нет и не было. Мы не обнаружили человеческих останков, ни одной человеческой косточки. Кстати, в этих постах в соцсетях была приведена фотография одной кости, но она была обнаружена за пределами строительной площадки, где мы ведем наблюдения, в траншее старой канализационной системы и, главное … она не человеческая, а, по определению зоологов-сотрудников Прикаспийского института биологических ресурсов ДФИЦ РАН, принадлежит ослу или жеребенку. К большому сожалению, такое манипулирование общественным сознанием и такое формирование общественного мнения до хорошего не доводит.  Мы все любим наш Дербент и хотим, чтобы он был краше, лучше, благоустроенней, и решать его проблемы нужно спокойно, сообща, не нагнетая социальную атмосферу, ненужные страсти.

РИА "Дербент"

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Мэр Дербента обвинил директора музея Али Ибрагимова в дестабилизации ситуации в городе

Парк имени поэта Низами Гянджеви реконструируют в Дербенте в 2020 году

Энвер Кисриев и Муртазали Гаджиев о юбилее Дербента

Как Муртазали Гаджиев "омолодил" Дербент на 3000 лет

Прокуратура Волгоградской области требует проверить законность строительства "Парка Баку" близ Мамаева кургана

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия