Фахраддин Абосзода: Запад делает ставку на молодежь Азербайджана?
Как мы уже предполагали, относительная тишина февраля, которая характеризовалась нарастанием числа тлеющих очагов недовольства населения в различных районах Азербайджанской республики (практически в большинстве районных центров страны были зафиксированы в той или иной форме и активности акции недовольства) заменилась «аномальной жарой» начала весны.
В связи с запланированным на 10 марта в 15.00 группой молодёжных активистов очередным митингом, организованным в знак протеста против небоевых потерь в армии, в социальных сетях было разослано порядка 200 000 приглашений и участие в мирной акции подтвердили 22 000 человек.
Формальной причиной проведения данной акции служила смерть очередного солдата в армии в мирное время. По сообщениям некоторых независимых СМИ в Баку, после предыдущей аналогичной акции от 12 января, проведённой в знак протеста против солдатских смертей в армии, в рядах вооружённых сил АР погибло ещё 16 солдат. По этой причине молодые активисты приняли решение провести ещё одну акцию, чтобы привлечь внимание к этой проблеме. Однако, бакинская мэрия согласие на проведение акции не дала, а пресс-служба МВД сделала заявление о том, что несанксионированная акция протеста будет решительно пресечена.
Репрессивная машина Ильхама Алиева заранее была приведена в полную боевую готовность ещё задолго до этого. Накануне были арестованы трое активистов молодёжной организации NİDA Бахтияр Гулиев, Мохаммед Азизов и Шахин Новрузов, а в Гяндже – Махир Байрамлы – основной организатор данной акции. 10 лиц в гражданском, назвавшиеся сотрудниками МНБ не предъявив санкции и иных документов провели два обыска в домах вышеназванных молодёжных активистов. При этом, в первый раз они ничего не нашли, но во второй раз «неожиданно» обнаружили пакет с белым порошком и заявили, что это наркотики. А во дворе дома также «неожиданно» нашли бутылки с зажигательной смесью. Родители активиста утверждают, что всё это было подброшено работниками МНБ. При этом, они же привели с собой двух понятых, - сказал Turan один из членов семьи задержанного.
«Аресты этих молодых людей без санкций, без участия адвокатов являются грубым нарушением закона и свидетельствует о политическом характере этих арестов.
С большим беспокойством хотим заявить, что в последний период в канун массовых акций происходят аресты граждан по обвинению в сопротивлении полиции, нарушении общественного порядка, хранении наркотиков и др.» - говорится в Заявлении группы правозащитников из 15 человек.
Подбрасывание наркотиков политическим активистам является распространённой практикой в Азербайджане. Однако видимо спецслужбы в этот раз решили действовать «креативно», и применили «ноу-хау» принеся с собой «Коктейли Молотова», сообщает contact.az.
Далее, в субботу в 23.00 сотрудники полиции Бинагадинского района ворвались в AF Hotel в поселке Новханы и стали задерживать молодёжных активистов – участников тренинга, проводимого Бакинским офисом ОБСЕ.
Как сообщил Turan секретарь Азербайджанского европейского движения по связям с общественностью Парвиз Азимов, полиция обвинила участников мероприятия в том, что они являются оппозиционерами и готовятся к завтрашнему митингу в Баку. Интересно, что в тренинге для молодёжных лидеров участвуют представители , как оппозиционных так и правящей партии «Ени Азербайджан».
По сообщениям contact.az, полиция посадила участников тренинга – около 20 человек, включая представителей правящей партии, в машины с мигалками и повезла в Бинагадинское управлении полиции. При этом, едва не задержали и иностранных тренеров, которых отпустили в последний момент.
Только после вмешательства руководства Бакинского офиса ОБСЕ, связавшегося с МВД, молодых людей вернули в отель.
Около 00.20 представители ОБСЕ дали гарантии безопасности участникам мероприятия и обещали благополучного вернуть их домой.
Были предприняты и другие меры в целях запугивания молодежи. Многочисленные силы полиции и люди в штатском заранее взяли под наблюдение центр Баку в связи с намеченной акцией протеста против солдатских смертей.
Но, несмотря на все эти меры, акция протеста всё же состоялась и отличалась относительной многочисленностью. Количество участников акции достигло 3-х тысяч человек. Число участников возросло за счёт родственников погибших и новых групп молодёжи, которая присоединились к митингующим. Полиция была не в состоянии их остановить, и ограничивался призывами через мегафоны к протестующим и требовала от них расходиться. Однако молодёжь скандирвала лозунги «В отставку!», «Полиция, не мучай свой народ!», «Не уйдём!», «Армия – не морг!».
Полиция начала задерживать отдельных участников акции, которых сажали в машины и увозили в неизвестном направлении. Однако, несмотря на сотни полицейских, их сил явно было недостаточно, чтобы предотвратить акцию. Полиция применила водомёты и слезоточивый газ, были слышны выстрелы.
Еще одной особенностью акции стало то, что в ней участвуют значительное число людей старшего поколения, в основном женщин с портретами своих погибших сыновей и родственников.
В итоге, по меньшей мере, 60 человек были задержаны в ходе акции протеста. Среди них: журналистка Хадиджа Исмайлова, молодёжные активисты Тургут Гамбар, Абульфаз Гурбанлы, Бейим Гасанли, Кенан Гасымлы, Руслан Асад, Рауф Мамедли, Аяз Халилзаде, Агабаба Мамедов, Осман Ахмедов, Орхан Бабаев и др. По информации бакинских СМИ, их избивали и травили газом уже в автобусах.
Полиция также задержала нескольких солдатских родителей, которых демонстративным образом волокли по асфальту.
Акция длилась в целом около часа. Полиция оцепила и не пропускала никого к Площади фонтанов. Кордоны были выставлено со стороны книжного пассажа. Тем не менее, люди пробились на площадь, не испугавших полицейских дубинок и угроз.
Накануне в Стамбуле и Берлине прошли акции в поддержку намеченной на 10 марта в Баку акции молодёжи «Конец солдатским смертям». Акция в Стамбуле началась в 15.00 местного времени на площади Таксим зачтением одним из организаторов мероприятия резолюции акции, в которой требовалось привлечение внимания и турецких СМИ к проводимой завтра акции. Далее участники провозгласили лозунги, типа «Пусть не умирают наши солдаты, а армия не превращается в морг!» . В акции участвовало более 70 человек и продолжалась она более 30 минут. На одной из центральных площадей Берлина также прошла подобная акция, которая проходила под теми же лозунгами в поддержку акции в Баку. Участники акции заявили, что они протестуют против солдатских смертей вне боевых действий. 10 марта перед зданием ООН в Нью-Йорке состоялся такая же акция с участием эмигрантов и азербайджанских студентов. Ее участники также потребовали освобождения политзаключенных, прекратить репрессии оппозиции.
Официальная позиция правительства была обнародована пресс-службой Минобороны. «Мы в курсе, что сегодня группа молодёжи попыталась провести акцию. Правоохранительные органы воспрепятствовали этой незаконной попытке» -заявил АПА руководитель пресс-службы Минобороны Эльдар Сабироглу.
Он обвинил участников акции протеста в желании использовать в своих целях слёзы матерей погибших военнослужащих: «Использовать слезы матерей и сестёр в личных целях бессовестно. Сегодня об армии говорят, всё что придёт в голову. Армию нельзя унижать!»
Э. Сабироглу заявил, что Минобороны проводит по каждому факту смерти серьёзное расследование и наказывает виновных: «Нас нельзя назвать равнодушными к нашим солдатам. Государство и президент проявляют серьёзную заботу об армии. Это государство уже не то, что было 15-20 лет назад. Армия уже 20 лет в окопах и воюет. Такой армией надо гордиться. Однако, некоторые силы с помощью лжи хотят посеять рознь между обществом и армией. Мы осуждаем это».
В заключение Э. Сабироглу задал вопрос: «Что заработали те, кто хотел организовать эту акцию? Я считаю, что намерения тех, кто выводит молодёжь на улицы, совершенно другие».
Но самую дущераздирающую оценку этой акции и вообще состоянием армии давала одна женщина, участница акции. В интервью сайту Haqqin.az она говорила: «Самое печальное и грустное, самое страшное и ужасное в том, что я боюсь! Да, я боюсь за сына. Я боюсь даже признаться себе, от чего мне так страшно. Я не политик, не гражданский активист, я - обычная женщина, которая, отправив сына на службу, хочет получить его живым и невредимым, окрепшим в трудностях армейской жизни. Почему в советские годы, отправляя наших сыновей на службу в Советской Армии, мы устраивали пышные проводы, гулянья, радовались, что они вернутся настоящими мужчинами? И не помню я, чтобы с армии приходили «грузы 200».
«Почему же, служба в родной азербайджанской армии, оборачивается для многих семей трагедией?, - задаётся она вопросом. - Почему такое количество наших детей погибают в армии вне боевых действий? Каждую солдатскую смерть я воспринимаю, как личное горе. И не могу без сострадания наблюдать за разворачивающимися в последние годы событиями в связи с солдатскими смертями в армии и оставаться безучастной».
«Вот поэтому я сегодня вместе со многими женщинами пришла на митинг протеста, организованный против солдатских смертей. Я пришла туда поддержать женщин, потерявших своих детей, я пришла туда, чтобы мой голос был услышан. Мы хотели, чтобы нас услышали. Мы не должны бояться отдавать своих детей в армию», - говорит она.
«Меня волнует вопрос, а если бы и их дети служили в армии, такое же отношение к армейской жизни демонстрировалось бы ими? Ведь отпрыски чиновников в основной своей массе не служат в армии, их вовремя отправляют на учёбу за рубеж, а если по необходимости, для дальнейшего продвижения по службе, нужно отметиться в армии, то они отсиживаются в тылу» - говорила в заключении простая женщина - мать.
Читая этот крик души простой матери, невольно приходится согласится с аналитиком З. Кулиевым в том, что «если обществу в ближайшей перспективе угрожает хаос, то эта угроза исходит не столько от оппозиции, народа или внешних сил, а от властных структур, постепенно превращающихся в главный дестабилизирующий и криминогенный фактор в стране. Вызревающий в условиях правового беспредела кризис системы власти может стать одновременно и кризисом авторитарной стратегии стабильности в Азербайджане. Пропагандируемая режимом «великая стабильность», фактически уже повисла в воздухе, поскольку утратила правовую, экономическую, а отчасти и политическую основу. Она поддерживается лишь инерцией застоя, полицейским «кнутом» и нефтедолларовыми инъекциями. У такой «застойной стабильности» нет устойчивой перспективы».
Традиционная заплесневелая оппозиция хоть и поддержала проведение акции протеста, но по неизвестным нам причинам, почему-то не стала в ней участвовать и руководить ею. Председатель партии ПНФА Али Керимли на своей странице в социальной сети Facebook оценил эту акцию протеста молодежи как «серьезнейший удар по власти». По его мнению, новый этап борьбы только начинается. Власть уже использовала большинство своих возможностей, чтобы напугать народ, и не получила результатов. Народ не побоялся ни арестов в преддверии митинга, ни шоу с обвинениями активистов в попытке госпереворота, ни использования против мирного шествия резиновых пуль и водометов. Тысячи протестующих вышли сегодня на акцию протеста. Полиция показала свою беспомощность в попытке предотвращения митинга.
«Власть во время акции допустила очередную грубейшую ошибку. Применение силы, протаскивание по земле солдатских матерей и отцов показало античеловеческую сущность власти. Народ Азербайджана не простит эту безнравственность. Власть должна понять, что уже нельзя править с применением только силы. Существует стадия, когда и насилие уже не действует и не дает результата. Азербайджанская общественность стремительно вступает на эту ступень», - пишет А. Керимли.
Разумеется, можно бесконечно говорить такие слова в поддержку участников акции и обвинять власти во всех грехах. При этом давно же доказано, что никакое слово не может заменить конкретного практического действия! Вот почему в Азербайджане сегодня многие ломают голову, чтобы понять хоть какую-ту логику в действиях традиционной оппозиции, которая, видимо, мечтает вступать в самый последний момент народного протеста в роли спасителя на белом коне! Или же ответ на данный вопрос приходится искать в отношении США и Запада в целом к данной оппозиции, вернее, в их глубоком разочаровании в ней. В таком случае прав Э. Фатуллаев, согласно мнению которого: «По большому счету, новая доктрина американцев по Азербайджану, озвученная устами тогдашнего американского посла Энн Дерси о последней надежде американцев, связанной именно с будущим поколением - с активной, пассионарной и креативной молодежью, нашла отражение в концепции NDI, фактически отказавшейся от прежних программ по финансированию политических партий и проведения тренингов для них в пользу работы с активной и подающей большие надежды молодежью… Итак, американцы, разуверившись в нынешнем поколении азербайджанской оппозиции, которая предстала в глазах вашингтонских наставников ренегатской, неразборчивой в своих внешних связях и пристрастиях, ненадежной, к тому же растерявшей за годы всю ресурсную базу, сделали ставку на молодежь».
Но, что бы ни говорили о причинах проводимой акции протеста, ясно одно: капли, в конце концов, превращаются в озеро, а непрекращающийся дождь рано или поздно становится потоком. Горячое начало весны в очередной раз свидетельствует о том, что бесславное правление Алиевых в Азербайджанской республике постепенно, но стремительно приближается к своему логическому концу.
Дайджест