Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Не гаснет звезда ученого: к 100-летию Ахеда Агаева

В жизни каждого человека бывает множество знакомств, встреч. Не все из них запоминаются. Но бывают такие, которые не проходят бесследно. Образ встретившегося человека, его мудрые мысли, высказывания, советы проходят в воспоминаниях раз за разом. Одним из таких людей, оставившим след в моей памяти, является Ахед Гаджимурадович Агаев.

В год 100-летия  профессора, доктора философских наук, литературоведа, критика, прозаика, ученого, участника Великой Отечественной войны и общественного деятеля Ахеда  Гаджимурадовича  Агаева  будет  сказано много слов на юбилейных мероприятиях и  напечатано немало статей. А я -  библиотекарь - хочу поделиться  воспоминаниями  о нем, как  о читателе библиотеки им. А.С.Пушкина (ныне НБ РД им. Р. Гамзатова).

Имя этого замечательного человека хорошо знакомо жителям не только в нашей республике, но и за ее пределами. Думаю, что образы таких людей  из старшего поколения  должны стать примерами для патриотического и трудового воспитания детей и молодежи. Благородство и скромность, образованность и интеллект притягивали к нему людей разных национальностей и профессий.  Он воспоминал, что, учась еще в старших классах,  думал, что его девизом станет «учиться, не пить, не курить».

Он вел себя ровно со всеми, проявлял глубокую порядочность, душевную чистоту. Он умел быть другом для старших и младших.  Ведь мне было тогда 22 года, я только переехала из села.  Я получила от него полный хурджин мудрых наставлений. Он вел со мной интересные, познавательные беседы на разные темы. Был знаком с моей матерью Шахмурадовой Сабигат, уроженкой села Кака Ахтынского района.

Молодые годы он посвятил профессии военного летчика-истребителя.  На примере своего поколения он пережил грозовые 40-е годы.
В его судьбе отразились события и людское величие ХХ и ХХI веков. Любовь к родному краю, ответственность, патриотизм — эта большая, могучая, благодарная сила текла в венах ученого из села Ахты Ахтынского района.

Он стал моим наставником и в учебе. Когда узнал, что у меня только среднее специальное образование, подчеркнул, что женщины должны быть образованными и с широким кругозором, потому что на их хрупких плечах лежит большой груз - воспитание достойных детей  на лучших традициях народа. Поэтому они должны быть культурными и грамотными людьми во всех  отношениях.

Его книги востребованы временем и не теряют актуальность.

Ахед  Гаджимурадович преподавал нам самый трудный предмет - философию.  Суровый  на вид, но «добрый внутри» философ заранее нас предупредил, чтобы мы не писали шпаргалки, что не даст нам их использовать,  «отвечайте как можете,  а я оценю ваши ответы и  узнаю, на какую оценку вы способны ». Преподаватель научил нас самостоятельно мыслить и  во время экзамена корректировал наш умственный процесс. И все получили положительные оценки.

Он был организованным и ответственным читателем. Тогда наша библиотека находилась в здании, где сейчас располагается Дом поэзии. Не хватало мест и книг в читальных залах. Стояли большие очереди. Один раз зашел возмущенный народный поэт Дагестана Нурудин Юсупов и сказал, что стоял за контрольным листом больше часа, чтобы посетить отдел. Мы ему говорим: зашли бы, мы вас знаем уже давно, а он «как я мог обойти Ахеда Гаджимурадовича, который стоял в очереди впереди меня».

По  рассказам  ученого, он был читателем многих крупных библиотек нашей страны и Ближнего Зарубежья. Хорошо знал правила пользования библиотеками. Хотя он достиг высоких рангов  и званий, и мы знали его в лицо как постоянного читателя, ученый не позволял  себе нарушать библиотечные  правила. Ежегодно продлевал  читательский билет (а он выдавался на пять лет бесплатно),  стоял в фойе,  в одной очереди со студентами, и брал контрольный лист. Только после этого посещал отдел.

Во время его посещения отдела читатели узнавали преподавателя: вставали и приветствовали, часто обращались к нему с тем  или иным вопросом. Несмотря на свою занятость, он всегда был готов помочь им практическими советами в тех и иных вопросах. Он говорил, что счастлив, когда видел своих молодых коллег, подопечных, постоянно работающих над собой. Мечтал, чтобы его аспиранты шли вперед, а не топтались на месте.

Особенно запомнились  годы, когда он по крупицам собирал материал о Нажмудине Самурском.  Он пролистывал  всю периодическую  печать  начала 20-х годов  ХХ века. Подшивки  ветхие. Старая бумага крошилась. Перед  уходом он их ставил на место и вытирал стол салфеткой (брал ее с собой). Хотя это мелочи,  но они говорят об аккуратности читателя. За 50 лет моей работы в отделе краеведческой и национальной литературы он  был самым прилежным и порядочным читателем.

Итогом этой скрупулезной работы стала книга «Нажмудин Самурский», которая увидела свет в 1990 году в серии «Дагестан: время, судьбы». Большой популярностью пользуется его книга «Магомед Ярагский» (1996), где дан философский портрет духовного вождя горцев Дагестана и Ширвана в ХIХ века. Его книги часто запрашивают по межбиблиотечному абонементу.

Отдел  он  посещал по  выходным дням. Сидя в читальном зале, он также интересовался запросами читателей. Тогда читателей бывало много. Здесь писали рефераты, курсовые, дипломные работы, а также собирали материалы для научных работ.

В разные годы в библиотеке проводили научно-практические конференции, встречи, презентации книг, литературные вечера, оформлялись книжные выставки,  посвященные жизни и творчеству человека с большой буквы Ахеда Гаджимурадовича Агаева.  В отделе хранятся почти все книги юбиляра. Его издания востребованы временем и не теряют актуальность. 
Они не лежат «мертвым грузом», пользуются большим спросом. От того, что их  часто листают, они стали ветхими, да и время прошло немалое. В  юбилейный год можно и нужно было бы их переиздать.

Некоторые книги уже не подлежат к выдаче. Это было бы хорошим подарком для библиотек ,любителям лезгинской национальной прозы (в том числе и для русскоязычного читателя).. Его книги программные. Изучают его литературное творчество в  школах Южного Дагестана, а также в вузах республики.

Работая в отделе, писатель слышал, что часто спрашивают представители всех национальностей Дагестана литературу о Сулеймане Стальском.  И в минуты отдыха в теплой обстановке за чашкой чая он поделился со мной воспоминаниями о том,  как  он  попал в опалу у Хрущева из-за  стихотворения  С.Стальского «…Мулла Рамазан продавал гнилую кукурузу».  Этого многие  не знали. Книга была составлена Агаевым еще в далеком  1960 году.

В 1962 году Никите Хрущеву в Ставрополе был поднесен красиво оформленный однотомник сочинений С.Стальского. Первый секретарь ЦК КПСС решил полистать его и наткнулся на стихотворение «Слово о Рамазане, торговавшем в голодный год гнилой кукурузой». Он назвал  поэта «антикукурузником» и потребовал  исключить поэта из партии, а также наказать составителя А.Агаева.

С. Стальского не пришлось посмертно  исключать из партии, в  которой он не состоял. А.Агаев  был наказан  «за недобросовестность» в составлении книги, а тюрьмы избежал благодаря известным советским поэтам и писателям.  Весь тираж был пущен под нож. Сохранился только сигнальный экземпляр, отправленный составителю А.Агаеву. Он рассказывал, как он берег эту книгу до лучших времен. Литературовед с грустью отмечал, «что время быстро пролетело».

Рассказал также, что за долгие годы, работая над творчеством поэта, он убедился в том, как тяжело перенес С. Стальский беззаконие 30-х годов, особенно аресты Н.Самурского, Г.Гаджибекова, М.Далгата, К.Мамедбекова и других.  Что поэт получил «социальный заказ» - сложить гневные стихи против них. Но великий ашуг не предал своих друзей и остался «верным своему народу» как «совести своей».

Далее он продолжал, что из благотворительных побуждений академик Международной академии информатизации Шихсефи Сефиханович  Сефиханов оказал финансовую помощь в  переиздании запрещенного  однотомника «без изменений и дополнений с моим ведением».   Даря книгу мне, а в моем лице библиотеке, Ахед Гаджимурадович сказал: «Я знаю, что библиотека ее будет беречь и хранить на вечные времена, а я ее хранил только 30 лет». Сейчас книга «Сулейман Стальский: сочинения» изданная в Москве в 2000 году  с символическим изображением штампа «изъятая книга», занимает достойное  место в фонде отдела краеведческой и национальной литературы НБ РД им.Р.Гамзатова.

Знаменательно, что в этом году мы отмечаем 155-летие Сулеймана Стальского и 100-летие Ахеда Агаева. Это говорит о том, что продолжается и поныне переплетение творческого наследия С.Стальского и исследовательской судьбы А.Агаева.

В народе говорят: «Человек живет столько, сколько о нем помнят». Ахед-муаллим навсегда останется в памяти  тех, кто с ним работал, дружил, знал и ценил его творчество. Он с честью и достоинством прошел данный ему земной путь, оставив после себя достойных детей и добрую память.

Сакинат Мусаева, главный библиотекарь отдела краеведческой и национальной литературы
НБ РД им.Р.Гамзатова

Лезги Газет

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Владимир Путин поделился воспоминаниями о Расуле Гамзатове

В Сулейман-Стальском районе проходят мероприятия, посвященные 100-летию со дня рождения Абуталиба Абилова

В Дагестане проводится акция памяти «Лица Победы»

Шарвили – олицетворение духа народа

Абдулатипов объявил в Дагестане 2013 годом Расула Гамзатова

Комментарии (1)
Эсед
Комментарий #1, дата: 05 март 2024 08:58

Великий человек!




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия