Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Шарвили – олицетворение духа народа

В субботу, 29 июня, народный герой Шарвили в Южном Дагестане вновь собирает на праздник представителей всех народов республики.

Это «звонкий гимн и гордая песнь о надежном народном заступнике и защитнике», «величальное повествование о герое и героике» - так охарактеризовал лезгинский героический народный эпос «Шарвили» доктор философских наук, профессор Ахед Агаев.

В этом широкомасштабном эпическом произведении народного творчества, воспевающем высокие идеалы, отражено движение духа целого народа и отдельных личностей, по выражению А. Агаева, «через эпическую героику к реальному героизму». При этом проявляется готовность героя к великим жертвам во имя народа, Отчизны и справедливости.

При внимательном чтении эпоса нельзя не заметить, что этот «гимн о народном заступнике» охватывает 2000-летний период истории народа: языческие времена, христианскую и мусульманскую эпохи. Народ, подвергавшийся постоянным иноземным нашествиям, во все времена мечтал иметь бесстрашного и бессмертного героя, защитника Отечества. И народ его породил в своем художественном сознании. Это эпический герой Шарвили, олицетворяющий силу духа народа. Он сражался с римскими завоевателями, защищал Отечество от полчищ Тамерлана и Надир-шаха.

Примечательно, что тема Шарвили присутствует в произведениях устного народного творчества лезгин периода Великой Отечественной войны. Как рассказали мне старожилы селения Ахты, во время войны аксакалы поднимались на гору «Келез хев» и призывали на помощь Шарвили. Рассказывают еще и о том, как оплакивали погибших героев войны, получая с фронта «похоронки»: отпевали песней «Плач матери Шарвили». Плач заканчивается словами, выражающими веру и надежду народа: «Ты бессмертен, Шарвили. Разобьем врага».

Ахтынцы уверены, что богатырь Шарвили - реальная историческая личность, родился и жил в Ахтах. Они берегут как святые места руины его дома и пещеру на левом берегу Самура, в которой народный герой излечивал свои раны, полученные в сражениях с иноземными захватчиками. Гора «Келез хев» признается священной. Они верят, дух легендарного героя живет с ними и в трудную минуту придет на помощь, только пожелай и позови трижды.

Глубоко символично, что идею празднования эпоса «Шарвили» организатор этого мероприятия Имам Яралиев подсказал в конце 90-х годов прошлого века, когда международные бандформирования вторглись в Дагестан. Первый грандиозный праздник состоялся в 2000 году в Ахтах после разгрома вооруженных банд.

По эпосу «Шарвили» написаны книги, научные статьи и диссертации, в Лезгинском театре поставлен спектакль, в Махачкале воздвигнут памятник собирательному образу защитника Отечества всех времен (автор – проживающий в Петербурге ахтынец, скульптор Шериф Шахмарданов), заслуженным деятелем искусств РФ, композитором Магомедом Гусейновым поставлена опера.

Чем же привлекателен образ эпического героя, запечатленный в народной памяти на генетическом уровне? Прежде всего тем, что он выражает мечты народа, надежду на радостную жизнь, неугасающую веру в победу добра над злом, в справедливость. В образе Шарвили воплощены лучшие черты характера наших народов: беззаветная преданность Отчизне, во имя которой он готов на самопожертвование, личная храбрость и верность друзьям, помощь бедным и защита слабых, дружба с соседними народами.

Идеи этого эпоса и в наше время чрезвычайно актуальны, а его воспитательное значение велико. Особенно для молодого поколения дагестанцев, вступивших в процесс очищения, обновления дагестанского общества. Образ легендарного героя – пример для них. Сегодня Шарвили принадлежат всему Дагестану. Он являет собой обобщенный образ дагестанца – настоящего патриота, бесстрашного защитника Отечества.

Трагический финал эпоса наполнен глубоким смыслом: непобедимый Шарвили, набирающий свою фантастическую силу тесной связью с родной землёй, погибает, когда враг коварством прерывает эту связь. Но мертвым его никто не видел. Он ушел в скалу горы «Келез хев» над древним селением Ахты, и если трижды окликнуть его в трудный час для народа, он придет на помощь. Шарвили – это символ рассекающего скалы духа народа. И как торжество этого дагестанского народного духа на родине эпического героя, в Ахтах, ежегодно в последнюю субботу июня проводится республиканский праздник Шарвили.

Дагестанская правда

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Праздник, объединяющий лезгин

Определились самые активные участники республиканского праздника "Шарвили-2014"

В Дагестане вспоминали лезгинский эпос

Праздник лезгинского героического эпоса «Шарвили» перенесен на 2 августа

ФЛНКА участвует в празднествах Шарвили

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2020 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия