Интернет цензура: Проигранная битва
Проявлением панического страха можно охарактеризовать принятие парламентом Азербайджана реакционных поправок в Уголовный кодекс и Кодекс об административных проступках Азербайджана, предусматривающих уголовное наказание за клевету и оскорбления в Интернет. В частности, внесено изменение в знаменитые статьи 147 и 148 УК, которые долгие годы являются предметом обсуждения между международными западными институтами и правительством Азербайджана. Новые поправки теперь грозят интернет пользователям лишением свободы от 6 месяцев до трех лет в случае, если их электронное творчество будет признано судом клеветой и оскорблением чести и достоинства.
Принятие поправок в такой стремительной форме и в условиях противодействия европейских институтов, выглядит несколько странным с точки зрения практики их применения. Последние пять лет, чтобы доказать необоснованность призывов Запада о принятии закона о диффамации, власти не арестовывали журналистов за оскорбление чести и достоинства. «Намордник» на журналистов набрасывался в виде обвинений в хулиганстве, употреблении наркотиков, уклонении от налогов и даже терроризме. По этим обвинениям были арестованы десятки корреспондентов и редакторов. Следуя установившейся традиции можно полагать, что арестов за оскорбление чести и достоинства не последует. Но высоких штрафов, как это применяется против ряда СМИ и журналистов, следует ожидать и против интернет-активистов.
То, что поправки были приняты, несмотря на предупреждение о недопустимости такого шага со стороны ОБСЕ, Евросоюза, Совета Европы, ООН, Госдепа США, свидетельствует о том, что режим Ильхама Алиева осознано идет на конфронтацию с гражданским обществом и международным сообществом по ряду причин:
1.Нежелание следовать советам о демократизации предвыборной ситуации в Азербайджане.
2.Внести страх и усилить самоцензуру в интернет.
3.Ослабить влияние интернет на события в стране.
4.Ограничть активность протестного электората в интернет.
5.Предовратить утечку и распространение в интернет компрометирующих режим и отдельных высоких чиновников информаций.
6.Нейтрализовать критику властей, которая подрывает авторитет и устои власти.
Этот список можно было бы продолжить в условиях, когда интернет стал играть роль института свободы слова в условиях тотального государственного контроля над СМИ в Азербайджане. Негласная стратегия «приручения» СМИ, принятая в конце 90-х годов в администрации президента, была стремительно и окончательно воплощена последние пять лет, когда к таким инструментам подавления свободы слова, как физическое, судебное давление, экономическое разорение, прибавились массированные подкупы прессы в период нефтедолларового бума.
В то же время принятие поправок можно рассматривать шире, как составную часть политики, направленной на преследование гражданских активистов и оппонентов режима, путем шантажа, арестов, высоких штрафов за участие в несанкционированных акциях, ограничение свободы собраний и в целом нарастающего давления на общество в преддверии президентских выборов. Именно выборы, а главное нежелание властей проведения их в справедливом и прозрачном контексте, являются причиной столь агрессивной реакции. Последние акции протестов в ряде районов страны, выступления молодежи, разоблачения высокой коррупции стали возможными благодаря распространению свободной информации в интернет, который продемонстрировал свою эффективную мобилизующую функцию.
Однако практика показывает, что меры по ограничению свободы слова малопродуктивны. Введение политической цензуры (управления) на телевидении, в прессе, и большинстве онлайн медиа не дали ожидаемых результатов. В результате власти потеряли аудиторию, на которую было рассчитано влияние купленных медиа. Провал этой политики признали и глава администрации президента Рамиз Мехтиев и руководитель общественно-политическим отделом Али Гасанов.
И здесь нет ничего странного. Естественная потребность в свободной информации толкнула читателей, слушателей и зрителей сначала в пространство спутникового и кабельного вещания, а затем и в мировую паутину, для которой не существуют пограничных преград. И распространение уголовного наказания за диффамацию в интернет нисколько не решит проблему головной боли режима в виде Свободы слова. Эта очередная битва заведомо проиграна.
Дайджест