Свержение Мурси стало ударом для антиасадовской коалиции
Еще совсем недавно Египет был одной из самых активных стран мусульманского мира, старавшихся добиться свержения режима сирийского президента Башара Асада. На многочисленных митингах в Каире активисты бывшей правящей партии «Братья-мусульмане» даже призывали начать джихад против алавитского правительства Сирии. Но неожиданно пал режим не Асада, а Мухаммеда Мурси, и это может привести к тому, что Каир как минимум на время уйдет из списка главных противников Дамаска.
Сирийские власти своего удовлетворения последними событиями не скрывают.
— То, что происходит в Египте, — это падение так называемого политического ислама. Такова в этом мире судьба всех, кто пытается использовать религию в политических или корыстных целях, — не без ехидства заявил Асад сирийской прессе.
Речь действительно идет об общем ослаблении антиасадовской коалиции, сложившейся в мусульманском мире. Ведь Египет, хотя и испытывал в последние годы большие финансовые проблемы, всегда оставался духовным центром ислама, и на его поведение во многом ориентировались соседи по арабскому региону.
— Антиасадовская коалиция находится в кризисе, — подтвердил «Известиям» эксперт Института Ближнего Востока Сергей Серегичев. — «Арабская весна» сказалась не только на Египте, но и на многих других странах, занятых сейчас внутренними проблемами, как, например, Турция.
В то же время, по его словам, спецслужбы Египта, прекрасно разбирающиеся в происходящем на Ближнем Востоке, продолжают отслеживать ситуацию в Сирии.
— Им с учетом нестабильности на родине совсем не нужно, чтобы из Сирии в Египет пошел поток оружия и наемников-исламистов, — считает Серегичев.
С другой стороны, конечно, не стоит ожидать, что ослабление антиасадовского блока немедленно приведет к тому, что бывшие противники станут встречаться с сирийским президентом и поддерживать его в войне с оппозицией.
— Вряд ли Каир радикально поменяет подход и начнет сотрудничать с Асадом, — говорит глава международного комитета Госдумы Алексей Пушков. — Египет — суннитское государство, и выбор в пользу суннитского блока (Турция, Саудовская Аравия, Катар), по всей вероятности, будет сохранен.
Но уже сам факт нейтрализации, пусть и временной, одной из стран антиасадовской коалиции может облегчить ситуацию для Дамаска. В последнее время перевес явно находится на стороне правительственных войск, блокировавших бойцов оппозиционной Сирийской свободной армии в городе Хомс и ведущих наступательные бои по всей территории страны.
Сейчас, когда антиасадовская коалиция оказалась ослабленной, многое зависит от монархий Персидского залива.
— Саудовская Аравия и Катар — вот ядро этой коалиции, — говорит эксперт-востоковед Института стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко. — Они продолжат поставлять сирийской оппозиции оружие и наемников.
Однако даже этим богатым странам будет сложнее поддерживать противников Асада. Если раньше они могли прикрываться знаменем коалиции, то теперь явно станут видны их личные интересы, направленные на поддержку суннитов и распространение своего влияния на территории Сирии.
Опасаясь, что занятые своими проблемами соседи не смогут им реально помочь, активизировалась и сирийская оппозиция. 4 июля она провела в Стамбуле очередную встречу с целью выбрать наконец нового лидера, чтобы тем самым доказать свою сплоченность и получить оружие с Запада.
Дайджест