Кадровые рокировки в правительстве Дагестана в соответствии с новыми приоритетами врио президента
Вопреки декларациям о существенном обновлении правительства Дагестана, в новом составе кабинета не так много действительно новых людей — основная масса членов кабинета ранее уже работала в правительстве республики.
Возможно, что кадровые перестановки будут более существенными после избрания главы Дагестана на постоянной основе в начале сентября. Скорее всего, продолжится и смена руководителей республиканских отделений федеральных органов власти – несколько знаковых отставок в этом эшелоне власти уже состоялись.
«Если говорить в целом, правительство обновилось на 64 процента, практически все заместители председателя правительства Республики Дагестан — люди новые, 12 министров тоже являются новыми людьми», — сообщил новый глава кабинета министров республики Мухтар Меджидов еще в середине февраля, когда Рамазан Абдулатипов в короткие сроки сформировал временный состав правительства.
Сегодня, когда практически все члены правительства Дагестана работают на постоянной основе, без приставки «и.о.», можно утверждать, что в действительности картина получилась обратной (см. таблицу, скачать). За исключением нескольких фигур, рекрутированных в правительство республики извне (6 человек), основную часть кабинета составили люди, уже работавшие в правительстве, но на других должностях (14 человек), либо вообще сохранившие свой пост (5 человек). Тем не менее, внутренняя структура правительства Дагестана претерпела определенные изменения, акцентирующие новые приоритеты руководства республики.
Новые люди
Наиболее неожиданным стало появление в составе нового кабинета в ранге вице-премьера бывшего гендиректора Махачкалинского морского торгового порта Абусупьяна Хархарова. После того, как в 2010 году Хархаров был фактически отстранен от руководства портом, он сосредоточился на развитии собственных проектов в рамках группы «Сафинат», одного из ведущих российских транспортно-логистических холдингов с обширными интересами в других отраслях, прежде всего в девелопменте.
В ранге вице-премьера Абусупьян Хархаров курирует два важнейших направления – сферу привлечения инвестиций и территориальное развитие республики. Неофициальные источники в Дагестане называют его одним из ключевых соискателей должности мэра Махачкалы после отставки Саида Амирова.
Еще два новых вице-премьера – Александр Ермошкин и Рамазан Джафаров – ранее в Дагестане фактически не работали, но их объединяет общее профессиональное происхождение — оба они являются выходцами из структур КГБ СССР и начинали свой карьерный путь в погранвойсках.
Профессиональная биография Ермошкина продолжилась в Министерстве среднего машиностроения (управляло атомной промышленностью СССР), которое курировал комитет госбезопасности, а затем в основанном выходцами из минсредмаша АОЗТ «Оптима». В 2002 году Александр Ермошкин возглавил ОАО «Холдинг “Оптима Инвест”», который специализируется на управлении недвижимостью, а затем — Ассоциацию производителей продукции и услуг для атомной энергетики. В последние годы он также вошел в руководство «Единой России».
На посту представителя Дагестана при президенте РФ Александр Ермошкин сменил политического «тяжеловеса» Гаджи Махачева. В сравнении со своим предшественником, классическим «силовым предпринимателем», Ермошкин выглядит куда более системной фигурой, не связанной при этом с местной элитой, – до своего назначения Ермошкин, по его собственному признанию, был в республике всего один раз.
В то же время это политик полностью лояльный Рамазану Абдулатипову. Совместно с нынешним главой Дагестана Александр Ермошкин работал над проектами Ассамблеи народов России и «Мир Дагестану всем миром». Одним из первых намерений Александра Ермошкина в новой должности стало предложение организовать сеть представительств Дагестана в разных регионах и лоббировать участие республики в федеральных программах.
По словам Ермошкина, приглашая его возглавить представительство Дагестана в Москве, Рамазан Абдулатипов в первую очередь учитывал его опыт работы в Центральном совете сторонников партии «Единая Россия»: «Мы работаем с молодежью, с лидерами общественного мнения, думаю, именно на это и был сделан расчет, — пояснил он в интервью сразу после назначения. — Мы достаточно опытные сотрудники в сфере общественно-политического проектирования, вовлечения людей в разные процессы – и народнохозяйственные, и общественно-политические».
О биографии еще одного нового вице-премьера – генерала ФСБ, уроженца лезгинского Докузпаринского района Рамазана Джафарова – известно не так много. Его последняя должность — начальник отдела координации оперативной деятельности и правового обеспечения координационной службы в Совете командующих пограничными войсками государств СНГ. В правительстве Дагестана Джафаров курирует взаимодействие с правоохранительными органами, и за последние несколько месяцев в этой сфере уже произошло несколько серьезных кадровых перестановок.
В конце апреля впервые за долгое время прокурором республики был назначен дагестанец — уроженец даргинского Сергокалинского района Рамазан Шахнавазов, ранее работавший в Нижегородской области. А через несколько дней был отправлен в отставку один из наиболее одиозных дагестанских силовиков — глава следственного управления СК РФ по Дагестану Алексей Саврулин.
Его не раз подвергали критике в связи с противодействием работе республиканской комиссии по адаптации членов незаконных вооружённых формирований. В Дагестане это было однозначно воспринято как знак повышения доверия федерального центра к республике. Исполняющим обязанности главы следственного управления республики также стал дагестанец — первый заместитель руководителя этого ведомства Тугай Тугаев.
Непотопляемые
Сохранили свои посты в нынешнем составе правительства Дагестана всего четыре человека, а еще один – министр по делам печати и информации Умаросман Гаджиев был повышен в статусе: комитет по печати и массовым коммуникациям, который он возглавлял с 2010 года, был преобразован в министерство.
Наиболее знаковой фигурой из тех, кто благополучно пережил январскую смену главы республики, стал министр финансов Дагестана Абдусамад Гамидов, который занимает этот пост с 1996 года. Гамидов – один из наиболее влиятельных представителей даргинской части дагестанской элиты, уроженец Левашинского района, откуда родом также правящая в недавнем прошлом семья Магомедовых и находящийся под следствием мэр Махачкалы Саид Амиров.
Брат министра финансов – покойный Гамид Гамидов – в начале девяностых был одним из основателей коммерческого банка «Эльбин», который и сейчас входит в число крупнейших в республике. В апреле далекого 1996 года он стал министром финансов Дагестана, но всего спустя четыре месяца погиб в результате теракта, после чего должность главы республиканского Минфина фактически унаследовал его младший брат. В дальнейшем Абдусамад Гамидов благополучно пережил три смены руководителя Дагестана и сегодня является главным старожилом в республиканском правительстве, находясь при этом в весьма молодом для чиновника возрасте (47 лет).
В рамках сложившегося в Дагестане неформального разделения сфер влияния финансы традиционно находились под контролем даргинцев, однако такое положение дел постепенно меняется. В январе обанкротился крупнейший в республике банк «Экспресс», который контролировался родственниками сенатора от Дагестана, даргинца Ильяса Умаханова. Кроме того, в июне покинул свой пост еще один «архитектор» финансовой системы республики – глава Нацбанка Дагестана Сиражутдин Ильясов (лакец).
Исходя из принципов кадровой политики, заявленных Рамазаном Абдулатиповым в первые же дни пребывания во главе Дагестана, логично предположить, что Абдусамад Гамидов в текущем составе правительстве республики – первый кандидат на скорую отставку. Ряд аналитиков предрекал его уход из правительства еще зимой, но этого не произошло.
Еще одна влиятельная фигура, сохранившая свой пост в правительстве Дагестана, — министр физкультуры и спорта, аварец Магомед Магомедов, известный также как «Большой Махач». Выходец из профессиональных борцов, Магомедов занял важную для Дагестана должность министра спорта незадолго до январской смены руководства республики, а до этого много лет возглавлял муниципальный Гергебильский район.
Возможно, что испытательный срок для Магомеда Магомедова был назначен до сентября, когда в Дагестане должен был состояться ежегодный спортивный фестиваль «Кавказские игры». «Регион-победитель получит 100 миллионов рублей призовых на развитие спорта. Если мы упустим приз, это будет нашим позором. Мы все должны работать для победы в этих играх», — еще в феврале намекнул на карьерные перспективы министра спорта Рамазан Абдулатипов. Однако 17 июля стало известно, что «Кавказских игр» в Дагестане не будет, – к такому решению пришел оргкомитет фестиваля, ознакомившись с махачкалинским стадионом «Труд», где планировалось проводить соревнования, и возможностями для размещения спортсменов. Инфраструктура для приема фестиваля была признана неудовлетворительной, и теперь «Кавказские игры» планируется провести в Грозном или Пятигорске. Это фиаско может уже в ближайшие дни стать прямым поводом для отставки Магомеда Магомедова.
Не исключено, что аналогичным поводом объясняется и сохранение в составе правительства Дагестана министра культуры Зумруд Сулеймановой. В этом году Дагестан отмечает 90-летие поэта Расула Гамзатова (8 сентября), и в преддверии празднования едва ли имело смысл менять профильного для этого события министра.
Кадровые рокировки и новые приоритеты
Третью группу в нынешнем составе правительства Дагестана составляют министры, которые уже работали в правительстве, но на других должностях. Некоторые из них уже возглавляли другие министерства и правительственные ведомства, другие были заместителями министров, третьи занимали должность советника президента Дагестана. К этой, наиболее многочисленной группе в правительстве, относятся такие фигуры первого плана, как премьер-министр Мухтар Меджидов и первый вице-премьер Анатолий Карибов.
Столь значительное представительство членов прошлого кабинета, с одной стороны, демонстрирует преемственность курса, но с другой, подтверждает предположение, что собственная команда у Рамазана Абдулатипова на момент назначения главой Дагестана, по большому счету, отсутствовала.
Впрочем, при анализе нынешнего, явно переходного состава дагестанского правительства следует скорее делать акцент не на персоналиях, а на структурных изменениях, и здесь уже можно говорить об определенных содержательных сдвигах.
Прежде всего, в новой конфигурации исполнительной власти Дагестана было упразднено Агентство инвестиций и внешнеэкономических связей, которое курировало инвестиционную политику республики. Теперь соответствующие функции возложены на вновь образованное министерство торговли и внешнеэкономических связей, которое возглавил Юсуп Умавов, ранее занимавший должность советника президента республики, а до этого руководивший агентством по лесному хозяйству и министерством строительства и ЖКХ РД.
По словам Юсупа Умавова, передача функций агентства министерству означает усиление позиций по сопровождению инвестиционной деятельности. Например, министерству переданы в подчинение представительства Дагестана в 45 субъектах РФ. Однако на первых порах новому министерству предстоит провести ревизию реестра инвестпроектов, которые ранее получили статус приоритетных, что предполагает их право на получение различных форм господдержки.
Согласно последним данным, в республиканском реестре сегодня значится 88 инвестпроектов, 37 из них вошли в стадию реализации, 33 проекта имеют статус приоритетных, но только по 14 из них подписаны инвестиционные соглашения. «Портфель проектов у нас внушительный, в сумме получается огромная цифра, но реально мы ее не видим», — констатировал Юсуп Умавов в интервью вскоре после назначения министром.
Еще один приоритет экономической политики Рамазана Абдулатипова – транспортно-логистический комплекс – ознаменовал приход в правительство Абусупьяна Хархарова и воссоздание министерства транспорта. Первоначально эту структуру возглавил еще один представитель «бывших» — Ширухан Гаджимурадов, долгие годы возглавлявший республиканскую автоколонну №1209.
Первую попытку войти в политику Гаджимурадов предпринял в 1998 году, выступив главным оппонентом Саида Амирова на выборах мэра Махачкалы, но проиграл и через несколько лет перебрался в федеральное министерство транспорта. Последней его должностью был пост заместителя директора департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса РФ.
Вскоре после ареста Саида Амирова и назначения и.о. мэра Махачкалы Муртазали Рабаданова Ширухан Гаджимурадов перешел на работу в администрацию города в статусе заместителя главы. А министерство транспорта Дагестана возглавил его коллега по автоколонне №1209 Абусупьян Гасанов, который руководил этим предприятием после Гаджимурадова.
Дайджест
Возможно Вам будут интересны:
Глава Дагестана положительно оценил работу правительства республики
Президент РД назначил четырех новых министров
Председателем правительства Дагестана утвержден Абдусамад Гамидов
При формировании нового правительства Дагестана сменились три министра
Рамазан Абдулатипов отправил в отставку правительство республики