Кого стоит опасаться Азербайджану? Корпус стражей исламской революции разместит свои подразделения на Каспии
В последнее время Россия и Иран явно усиливают свое военное присутствие на Каспии. Следует ли соседям России и Ирана по Каспийскому бассейну опасаться этого? Или же, наоборот, усиление военно-политического влияния двух держав укрепит стабильность в Каспийском регионе и предотвратит проникновение иноземных игроков? Об этом — следующая статья «Кавказской политики».
Предстоят совместные учения России и Ирана на Каспии
Как сообщил EurasiaNet со ссылкой на представителей российских и иранских вооруженных сил, в этом году Россия и Иран проведут совместные военно-морские учения на Каспийском море. Недавно Иран откомандировал небольшую морскую флотилию в Астрахань – пункт базирования Каспийской флотилии РФ. Затем заместитель командующего Каспийской флотилией Николай Якубовский сказал, что «заходы в порты и совместные учения с силами Каспийской флотилии запланированы на вторую половину нынешнего года».
Особенно интересным было заявление военного атташе Ирана в Москве полковника Сулеймана Адели. «Иран и Россия хотят, чтобы прикаспийские государства обеспечивали безопасность моря без вмешательства иностранных держав. Они считают, что присутствие иностранцев является причиной напряженности и конфликта», – сказал он информационному агентству Fars.
Под «иностранным вмешательством» на Каспии, естественно, подразумеваются Соединенные Штаты. Блокирование американского влияния на Каспии является давней стратегической целью России и Ирана, и, возможно, их самым серьезным общим интересом на море. В этом отношении представляется интересной аналитическая статья, опубликованная в российском журнале «Новое восточное обозрение», в которой утверждается, что из всех маршрутов «северной сети», поставок, проходящих по территории бывших советских республик, наибольшую озабоченность России внушает тот, что пролегает через Каспийский бассейн.
Центральным пунктом этого маршрута является казахстанский порт Актау, который власти активно продвигают в качестве перевалочного транзитного узла военного назначения в надежде, что это поможет им укрепить его статус, а также в качестве коммерческого транзитного узла. На настоящий момент военные грузы США, транспортирующиеся через Актау, прибывают в этот пункт по железной дороге через Узбекистан, а затем направляются морем в Баку, и далее транзитом по территории Грузии в Европу.
«Особое внимание вызывает западный маршрут, – пишет автор статьи Виктория Панфилова. – Во-первых, он пока самый «неопределенный». А во-вторых, непосредственно проходит через крайне сложный, известный своими противоречиями Каспийский бассейн».
А далее следуют не слишком оптимистичные прогнозы:
«Столь тесное сотрудничество прикаспийских стран с США позволило ряду экспертов выступить с предположением, что на Каспии может появиться американская военно-морская база, каким бы «транзитным» узлом или центром ее впоследствии не называли. Для России такой поворот событий совершенно неприемлем. Первый же флаг U.S. Navy в Актау, на катере любого водоизмещения, сразу и навсегда изменит весь военно-стратегический баланс на Каспии, в ОДКБ, и позицию России по восприятию Казахстана во внутреннем ядре евразийской экономической интеграции. Доверие к Казахстану, как к надежному союзнику исчезнет раз и навсегда», – считает руководитель Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин.
Появление на Каспии третьих стран (неважно, будут ли это США, кто-либо другой, или группа) усилит и без того начавшуюся гонку вооружений среди государств бассейна. «Проблему милитаризации Каспия нужно регулировать в формате пятисторонних договоренностей, прикаспийские государства должны заключить соглашение по безопасности», – считает генеральный директор Института каспийского сотрудничества Сергей Михеев.
Все эти страхи, однако, вряд ли сколько-нибудь оправданы. Скажем, американское судно в Актау никак не может появиться на Каспии иначе, чем с позволения России на его заход в Волгу. А ввиду окончательного отказа, судя по всему, от трубопроводного проекта «Набукко», перспективы Транскаспийского трубопровода из Туркменистана в Азербайджан, по всей видимости, представляются весьма маловероятными. Это, в принципе, ослабляет стратегический интерес Запада к Каспию. И все же любопытно, что Москва и Тегеран, похоже, по-прежнему испытывают серьезную озабоченность в связи с потенциальными поползновениями США в отношении Каспийского бассейна.
Стражи исламской революции будут размещены на Каспии
Корпус стражей исламской революции разместит свои подразделения на Каспии, что указывает на то, что Иран начал придавать большее значение безопасности в каспийском регионе. Офицер Корпуса сообщил новостному агентству Fars, что на Каспии будет учрежден тренировочный центр, «задачей которого будет подготовка военно-морских подразделений Корпуса стражей исламской революции к проведению необходимых операций в водах Каспийского моря».
По сообщению Fars, ранее безопасность на Каспийском море обеспечивал обычный военно-морской флот, а подразделения Корпуса отвечали за Персидский залив. Но ситуация, похоже, изменилась. «Военно-морские силы Корпуса, в настоящее время обеспечивающие защиту территориальных вод страны в Персидском заливе, распространят свою деятельность на Каспийское море, хотя обеспечение безопасности каспийских вод Ирана находится в ведении ВМС страны».
Данный шаг был предпринят на фоне недавнего объявления о намерении России и Ирана провести совместные учения на Каспии, а также проведения Ираном собственных учений с целью продемонстрировать способность Ирана защитить территориальные воды страны».
Алекс Ватанка, эксперт по вопросам безопасности в иранском контексте при Институте Ближнего Востока, сказал сайту EurasiaNet, что данный шаг, скорее всего, вызван молчаливой напряженностью с Азербайджаном по поводу морской границы и, в особенности, месторождений углеводородов на спорных ее участках.
«Не стоит с легкостью относиться к размещению подразделений Корпуса стражей исламской революции. Солдаты Корпуса по своей натуре более дерзкие, чем военнослужащие обычного флота, что может привести к напряженности с другими прикаспийскими государствами. Это, конечно же, в особенности касается Азербайджана, и данный шаг [Ирана] направлен, в частности, против него. Иран недавно заявил об обнаружении новых месторождений углеводородов на Каспии, и я подозреваю, что он будет объяснять укрепление сил ВМФ, в частности, необходимостью защищать свои экономические интересы. Тем не менее, я не думаю, что Иран, на стратегическом уровне, намерен открыть на Каспии новую линию фронта. Нет, я скорее вижу в этом тактический ход со стороны Тегерана с целью оказать давление на Баку и, в целом, получить больше рычагов на Каспии на будущее».
По мнению ряда экспертов, усиление Ираном мер безопасности на Каспии открывает новую, интригующую страницу в истории военно-морской гонки вооружений на Каспийском море.
Иран проводит военно-морские учения в Каспийском море
Тем временем, Иран только что провел пятидневные военно-морские учения в Каспийском море. Командующий иранским северным военно-морским флотом адмирал Хордад Хакими сообщил, что морские учения охватывают территориальные воды Ирана от Астары до Ноушехра, включая морские порты Энзели и Амирабад, передал Iran.ru.
Основная цель учений — приобретение опыта действий в условиях, приближенных к боевым. Маневры направлены на защиту морских путей и обеспечение безопасности торговых судов и танкеров, а также подготовку военных и портовых сооружений к возможным угрозам.
Аналогичные учения Иран провел в акватории Персидского залива в мае. В четырехдневных учениях были задействованы различные подразделения военно-морских сил Корпуса стражей исламской революции (КСИР). В ходе маневров отрабатывались различные тактические примеры, в том числе противовоздушной обороны, создание многослойной обороны, быстрая переброска мобильных надводных и подводных судов, радиоэлектронная борьба. Также испытывалась новейшая военная техника ВМС КСИР.
Может ли вызвать споры Сардар-Джангяль?
Иран отвергает утверждения, что новое потенциально весьма крупное нефтяное месторождение на Каспии находится в азербайджанских водах, в то время, как Баку предпочитает вообще не распространяться на эту тему. Вот что говорит иранское информагентство Iranian Students’ News Agency (по сообщению службы BBC Monitoring): «Министр нефтяной промышленности [Ирана] отверг притязания правительства Азербайджана на нефтяное месторождение Сардар-Джангяль [в Каспийском море]».
Как сообщило информагентство ISNA, на просьбу поделиться своим мнением по поводу недавнего заявления правительства Азербайджана в отношении нефтяного месторождения Сардар-Джангяль и мотивов, которые стоят за этим притязанием, Ростам Касеми (Rostam Qasemi) отметил: «Мы ведем на месторождении Сардар-Джангяль буровые работы».
«Сардар-Джангяль – абсолютно самостоятельное нефтяное месторождение. Находится оно в пределах иранской территории. Месторождение принадлежит нашему государству», – добавил он».
Как известно, в прошлом году Иран заявил об обнаружении на Каспии нового крупного нефтяного месторождения. Однако по описанию Ираном местоположения этого месторождения возникли сомнения, что находится оно в водах, на которые также претендует Азербайджан.
Кроме того, Иран недавно сообщил о строительстве им на Каспии нефтеперерабатывающего предприятия для переработки нефти, добываемой на данном месторождении. Однако прогнозы Тегерана относительно размеров залежей, судя по всему, снизились с 10 млрд до 2 млрд баррелей, из которых 500 млн поддаются освоению.
Азербайджан никогда не касался вопроса о местоположении данного месторождения. Это дает основание полагать, что Азербайджан не заинтересован затевать из-за этого серьезный спор с Ираном. Как считают в независимой экспертной группе «Левые социалисты Азербайджана» (ЛСА), месторождение Сардар-Джангяль не такое уж и громадное, чтобы вызвать какие-то серьезные споры на межгосударственном уровне, а то и вооруженный конфликт, как предсказывают некоторые. «Там, видимо, не 10, как говорилось ранее, а 2 миллиарда баррелей, из коих лишь 500 миллионов составляют извлекаемые запасы. Плюс, месторождение это, скорее всего, действительно находится в иранской акватории Каспия и не относится к спорным участкам, как, например, Араз-Алов-Шарг. И, наконец, Азербайджан не заинтересован в серьезном ухудшении своих отношений с Ираном, так как эти две страны связаны многими нитями, которые вряд ли кто-либо будет разрывать из-за не столь уж большого месторождения. Так что, Сардар-Джангяль не станет casusbelliв азербайджано-иранских отношениях, как не стал им и Араз-Алов-Шарг, действительно являющийся предметом дискуссии между Азербайджаном и Ираном.
Усиление России и Ирана на Каспии не направлено против Азербайджана
В ЛСА также полагают, что усиление военной мощи России и Ирана на Каспии не нацелено против Азербайджана. «Азербайджан не имеет каких-либо серьезных проблем в отношениях с Россией и Ираном, чтобы усиление военной мощи этих держав на Каспии можно было бы трактовать, как действия, угрожающие интересам Азербайджана. Да и со стороны Баку было бы контрпродуктивно ввязываться в гонку вооружений с явно более сильными в военном отношении державами. Азербайджан, естественно, также будет укреплять свои военно-морские силы и реализовывать свои законные права на освоение месторождений нефти и газа, находящихся в его части акватории Каспия. Но это будет делаться не в алгоритме соперничества с Россией или Ираном, а в обычных рамках укрепления национальной безопасности и внесения вклада в безопасность в каспийском регионе в целом», — считают в левой экспертной группе.
«Надо отметить, что руководство Азербайджана имеет достаточно трезвый и реалистичный подход к отношениям с Россией и Ираном, что также можно сказать и о подходе лидеров этих двух держав к их отношениям с Баку. Ввиду этого, военно-морские учения Ирана и (или) России на Каспии являются сугубо внутренним делом этих держав (или результатом их двустороннего сотрудничества) и не несут никакой угрозы национально-государственным интересам Азербайджана. Более того, Азербайджан сам заинтересован в укреплении стабильности на Каспии, в надежном фундаменте межгосударственных отношений в этом регионе. И меры укрепления безопасности в регионе не могут вызвать негативного отношения в Азербайджане, тем более, на фоне конструктивных и добрых отношений Азербайджана с Россией и Ираном.
Однако, конечно, озвучивание некоторых планов размещения каких-то «ограниченных» военных контингентов Запада в каспийском регионе (в частности, Актау в Казахстане) не могут не волновать Москву и Тегеран. Под каким бы «транзитным» предлогом такие соединения не появились бы, это создало бы определенные вызовы национальной безопасности России и Ирана. И в этом, а не в чем-то ином, кроется реальная причина усиления этими странами своей военной мощи на Каспии», — считают в левой экспертной группе ЛСА.
Дайджест